Культурно-досуговая деятельность в 1917 -1941 гг.

Второе и третье десятилетие двадцатого века в России отмечены крупнейшими событиями. Революционные события, гражданская война внесли существенные коррективы в процесс развития культурно-досуговой деятельности, изменили ее содержание. Первые шаги новой государственной власти были направлены на лишение имущих слоев общества богатства и привилегий. Национализация затронула и сферу культуры: театры, музеи, библиотеки, кинотеатры, коллекции произве­дений искусства, Третьяковская галерея, Эрмитаж и многие другие бы­ли переданы государству. Были объявлены народным достоянием и преобразованы в музеи историко-художественные ценности Троице-Сергиевой лавры и другие исторические и художественные памятники. Церковь была отделена от государства, школа - от церкви, были упразднены сословия, сословные объединения, в том числе Российское Благородное собрание, Московское купеческое собрание, а также дво­рянские, купеческие и другие сословные клубы. С конца 1918 г. нача­лась работа по регистрации, приему на учет и охране памятников ис­кусства и старины, находящихся во владении богатых слоев общества.

Новые государственные органы придавали важное значение про­свещению и образованию людей. Внешкольный отдел, созданный в 1918 г. при Наркомпросе, а также территориальные и местные органы народного образования осуществляли руководство деятельностью мас­совых культурно-досуговых учреждений, поддерживали идею создания различных общественно-организованных форм досуга, оказывали со­действие в налаживании культурной работы. Государство контролиро­вало содержание деятельности учреждений культуры, выделяло необ­ходимые ассигнования. Государственными органами были сформули­рованы основные принципы деятельности культурно-досуговых учреж­дений, намечены главные направления их работы. Большая роль отво­дилась учреждениям культуры в деле народного просвещения, пропа­ганде новой идеологии, антирелигиозной и производственной пропаган­де, борьбе за здоровый образ жизни, созданию новой обрядности, раз­витию народного художественного творчества. В ряде государственных и партийных документов подчеркивалась необходимость планомерно­сти и согласованности в их работе, приветствовалась инициатива и самодеятельность трудящихся, объявлялась свобода от религиозного влияния; культурные мероприятия рекомендовалось проводить на род­ном для каждой этнической общности языке.

Культурно-просветительные учреждения активно включились в ра­боту по обучению людей, не получивших начального образования. В библиотеках, народных домах, клубах, народных университетах созда­вались пункты ликвидации неграмотности. Контингент обучающихся включал в себя людей от 8 до 50 лет, не умеющих читать и писать. Для усвоения начальных знаний, разъяснения политической обстановки устраивались читки государственных декретов, а также журналов, газет и т.д.

В учреждениях культуры стали внедряться формы работы, отве­чающие требованиям нового политического строя. Так, например, в целях расширения политической пропаганды в клубах проводились ми­тинги, митинги-концерты, политические доклады, лекции, вечера вопро­сов и ответов, диспуты на политические и религиозные темы. В начале 20-х годов были популярны такие формы работы, как "политигры", "политбои", "политсуды" и др. Идее политического воспитания служили и такие формы наглядной агитации и пропаганды, как диаграммы, пла­каты, карикатуры; устраивались театральные инсценировки на истори­ческие темы. При клубах создавались политкружки. В эти же годы в стране начала интенсивно развиваться художественная самодеятель­ность. Художественные кружки создавались в воинских частях, в клуб­ных учреждениях, народных домах. Наиболее приоритетным жанром была театральная самодеятельность. В выборе репертуара театраль­ные кружки ориентировались в основном на классические пьесы рево­люционного содержания, агитпьесы, написанные на острые злободнев­ные темы. С переходом к новой экономической политике (нэпу) возник особый вид эстрадного театра - "Синяя блуза". Репертуар таких теат­ров, острие их сатиры было направлено против "нэпманов", популярны были интермедии, сатирические сценки, песни, частушки, танцы. Вслед за театральными самодеятельными коллективами стали появляться хоровые и хореографические. Развитие сети культурно-досуговых уч­реждений в стране происходило неравномерно. В годы гражданской войны для проведения просветительной работы в воинских частях были созданы передвижные типы культурно-просветительных учреждений: агитпоезда, агиттеплоходы, На железнодорожных станциях, в людных местах, в воинских частях работали агитпункты.

В связи с экономической разрухой, явившейся следствием граж­данской войны и начавшегося после неурожая 1921 г. голода, государ­ево вынуждено было перевести культурно-досуговые учреждения на местный бюджет. Эти меры привели к резкому сокращению учреждений культуры, особенно в сельской местности. Однако уже в 1922 г. губернские власти вновь стали финансировать культурно-досуговые учрежде­ния. Результатом явилось постепенное восстановление их сети и ее дальнейшее развитие. В конце 20-х г. в городах были созданы первые Дома культуры, в начале 30-х гг. - Дворцы культуры, в сельской мест­ности - колхозные и совхозные клубы и библиотеки; с 1929 г. стали по­являться первые районные Дома культуры и районные библиотеки.

Для работы в культурно-досуговых учреждениях требовались про­фессиональные кадры. Уже с 1918 г. стали организовываться кратко­срочные одно-двухмесячные курсы внешкольных работников в Москве, Петрограде, в губернских городах. В 1918 г. в Петрограде был основан Институт внешкольного образования; его возглавил выдающийся педа­гог В.А. Зеленко (ныне это Санкт-Петербургская государственная ака­демия культуры). Институт готовил специалистов для культурно-досуговых учреждений, руководителей художественной самодеятель­ности, работников государственных органов.

В ходе жесткой борьбы по вопросам развития культуры, ее роли и месте в обществе культурно-досуговые учреждения попали под непо­средственный контроль государства. В 1920 г. Внешкольный отдел при Наркомпросе был преобразован в Главный политико-просветительный комитет. Смысл его создания заключался в усилении связи культурно-просветительной работы с политикой государства, организации и про­ведении культурно-просветительной и политико-просветительной рабо­ты на основе единого плана. Усиление политического содержания в культурно-просветительной работе сказалось и на ее названии. Она стала чаще именоваться политико-просветительной работой, а массо­вые учреждения культуры - политико-просветительными.

В 30-е г. культурно-просветительные учреждения стали проводни­ками идей индустриализации и коллективизации, выполнения пятилет­них планов, организовывали предвыборные компании, пропагандирова­ли социалистическое соревнование, распространяли производствен­ные, технические, сельскохозяйственные знания, коллективные методы труда на предприятиях, в колхозах и совхозах, организовывали техни­ческую и сельскохозяйственную учебу и т.д. Новые требования вызвали к жизни и новые формы работы культурно-досутовых учреждений. В клубах, Домах и Дворцах культуры проводились вечера обмена опы­том, "рабочей смекалки".

Более разнообразными стали формы коллективного отдыха трудя­щихся, организуемого работниками культурно-досуговых учреждений. Клубы устраивали походы в театры, музеи, экскурсии на предприятия, загородные прогулки и т.д. С появлением колхозов и совхозов в быт крестьян начали входить новые формы массовых праздников: "первой борозды", "урожая" и др. Расширились жанры художественной самодея­тельности. Наряду с драматическими, хоровыми, танцевальными кол­лективами стали появляться изостудии, музыкальные коллективы, пер­вые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходил рост числа участников самодеятельных круж­ков. В 30-е г. получило распространение шефство профессиональных творческих коллективов над самодеятельностью. Застрельщиком в этом деле выступил театр им. Е. Вахтангова. Самодеятельным коллективам оказывали помощь великие артисты - К.С. Станиславский, В.И. Качалов, А.Л. Яблочкина и др. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества. Его директором был назначен Б.М. Фи­липпов, художественными руководителями - Н.П. Охлопков и И.А. Мои­сеев.

Начиная с 1932 г. в стране стали регулярно проводиться олимпиа­ды и смотры народного творчества. В числе лучших коллективов тех лет были капелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов-гусляров ленинградских строителей и др.

В 30-е г. происходило дальнейшее развитие сети культурно-досуговых учреждений. Кроме государства средства на строительство и содержание учреждений культуры стали выделять предприятия, кол­хозы и совхозы. В городах росло количество Дворцов и Домов культуры. С конца 30-х г. началась реорганизация изб-читален в колхозные клубы. В колхозах и совхозах возводились для них новые здания. В 1937 г. было принято решение о передаче всех сельских учреждений культуры в ведение колхозов при условии взятия последними на себя обяза­тельств по их содержанию. В городах и сельской местности увеличи­лось число киноустановок и массовых библиотек. В 1928 г. в Москве был заложен Центральный парк культуры и отдыха (ныне ЦПКО им. A.M. Горького), и таким образом было положено начало созданию новых типов учреждений культуры.

Со второй половины 30-х г. расширились средства распростране­ния культуры: книгоиздательство, радио. Вошли в жизнь новые типы культурно-досуговых учреждений: передвижные библиотеки, кино- и радиопередвижки, передвижные выставки, агитповозки, агитмашины. Они обслуживали населенные пункты, не имеющие стационарных уч­реждений культуры, а также тех крестьян, которые работали летом в поле, на фермах.

В 30-е г. была продолжена работа по подготовке организаторов досуга В 1930 г. был открыт Московский библиотечный институт. Библиотечные работники получали квалификацию также в библиотечных тех­никумах и на библиотечных отделениях в педучилищах. Для подготовки клубных работников были открыты специальные трех- и шестимесяч­ные курсы во всех областных центрах.

Произошли изменения в системе управления культурно- просвети­тельной работой. В 1930 г. был упразднен Главполитпросвет и вместо него в наркомпросах РСФСР и других союзных республик были созданы сектора массовой политико-просветительной и школьной работы, кото­рые ведали политико-просветительными учреждениями государствен­ной сети. С осени 1933 г. в наркомпросах союзных республик произо­шла новая реорганизация: возникли управления и отделы, отвечающие за отдельные направления культурно-просветительной работы: библио­течные управления, отделы изб-читален, клубов, ДК и парков культуры и отдыха, отделы музейной сети, отдел школ и курсов для взрослых.

Социальные потрясения, которые пережило российское общество на протяжении 1917 - 1941 гг., новая культурная политика государства оказали огромное влияние на досуговую деятельность населения. Такие факторы, как принадлежность к тому или иному сословию, наличие у человека богатства или его отсутствие, перестали определять способы проведения свободного времени. Решающими моментами стали: уро­вень образования человека, его возраст, характер трудовой деятель­ности, место проживания (город или сельская местность), семейное положение, наличие детей, жилищные условия и др.

В течение 20 - 30-х гг. сфера досуга характеризовалась действием новых тенденций. Получили большее развитие общественные формы досуга. Возросла посещаемость клубов, Домов и Дворцов культуры, библиотек, театров. Увеличилось количество просмотров кинокартин. Это отличало в основном те слои населения, которые до октября 1917 г. составляли низшие сословия российского общества. Именно на них была ориентирована культурная политика государства, в частности ра­бота по развитию сети массовых учреждений культуры и организация их деятельности. Расширению аудитории культурно-досуговых учреждений способствовало и введение в стране в 1927 г. семичасового рабочего дня для рабочих с предоставлением им выходных дней по графику в течение всей недели. В условиях нового трудового режима учреждения культуры проводили мероприятия не только по субботним и воскресным дням, но и в будни.

Досуговая деятельность рабочих и крестьян обогащалась культур­ным содержанием. Реальным основанием для этого явилось повыше­ние их образованности, чему способствовало введение в стране всеобщего, бесплатного начального образования, работа по ликвидации неграмотности, расширение, особенно в 30-е гг., форм среднего специ­ального и высшего образования. Значительно возросло число читате­лей газет и журналов. Об этом свидетельствовали массовые опросы, проводившиеся редакциями ряда центральных и местных газет в 20-е гг. Читательский интерес стимулировался развитием книгоиздательско­го дела. Развивались художественные формы деятельности в сфере досуга. Росло число участников художественной самодеятельности.

Наряду с этим стала заметна тенденция к уменьшению форм досу-гового времяпрепровождения, характерных для быта российского насе­ления в прошлом: стало сокращаться число людей, посещающих церкви и отмечающих религиозные праздники.

Вопросы для самопроверки

 

1. Что такое государственная система культурно-досуговых учреждений?

2. Какова динамика развития культурно-досуговых учрежде­ний в городе и деревне в 20-30-е гг. ?

 

3. В чем заключалось содержание работы культурно-
досуговых учреждений в 20-30-е гг. ?

4. Какова была художественно-творческая деятельность культурно-досуговых учреждений в 20-30-е гг. ?

Рекомендуемая литература

 


1. Галин С.А. Исторический опыт культурного строи­
тельства в первые годы советской власти (1917-1925
г.г.). - М,: Высшая школа, 1990.

2. Куманев В.А. Судьбы советской интеллигенции (в 30-е
г.) //История СССР.-1990. -№1.- С. 23.

3. Крупская Н.К. Чем должен быть рабочий клуб. Что та­кое клуб. О клубе//Педагогические сочинения. - Т. 8. - С. 7-12, 17-18, 128-131.

4. Всероссийский съезд Пролеткульта. Проект револю­ции съезда "О пролетарской культуре"//Ленин В.И. Полное собрание сочинений - Т.31 - С. 291-292.

5. О ликвидации неграмотности среди населения РСФСР (декрет СНКот 26 декабря 1919 г.)//Декреты СНК РСФСР. - Г. IV- М.. 1968. - С.194-19в