II. Основная часть

1. Знакомство с темой занятия.

Логопед: Хорошо! Вы быстро справились с заданием и отгадали гостью нашего занятия (логопед выставляет на доску изображение белочки). А теперь послушайте стихотворение об этом зверьке.

Белка хвостик изогнула,

у пенечка отдохнула

распушила хвост, да так -
стала словно мягкий знак!

Рядом с изображением белки логопед выставляет стилизованное изображение мягкого знака, похожего на хвост белки.

2. Беседа о мягком знаке и его роли в смягчении согласных.
Логопед: Послушайте сказку и ответьте: для чего нужен мягкий знак?

Сказка о мягком знаке

Жили-были буквы - гласные и согласные. Жили они дружно и весело: ходили друг к другу в гости, играли и пели. Но больше всего буквы любили составлять слова и слоги. Например: вставали друг за другом буквы: С, А, Н, И - и можно было прочесть слово - САНИ, а становились в ряд буквы К, О, Н, И - и сразу появлялись КОНИ. И были в этом городе только две буквы, которых никуда не приглашали, все смеялись над ними и подшучивали.

«Какие же вы буквы, если не можете обозначать никаких звуков и услышать вас невозможно?!» - смеялись одни.
«Для чего вы нужны, ведь вас невозможно услышать!» - кричали другие.

Особенно важничали йотированные гласные и аффрикаты - ведь они могли обозначать сразу по два звука!

«Мы смягчаем согласные, отделяем согласные от гласных!» - пытались защищаться Ь и Ъ. «Подумаешь, какая важность! Для смягчения согласных у нас есть йотированные гласные», - кричали звуки. «Уходите прочь!» - хором завопили все буквы. Делать нечего. Ушли Ь и Ъ в лес, построили себе избушку и стали жить в одиночестве.

Шло время, и вот однажды к буквам пришел лось и попросил выложить из букв его имя. Буквы бойко взялись задело, построились по порядку: Л, О, С... что же делать дальше? Звук С звучит мягко и требует смягчения на письме.
Пригласили букву И - получилось ... ЛОСИ! Что-то здесь не так: ведь животное пришло одно! Попробовали заменить на Я - ЛОСЯ, Ю - ЛОСЮ, Е - ЛОСЕ, Ё - ЛОСЁ! Все не так! Что
же делать! Совсем выбились буквы из сил, и расстроенные уселись на лужайке.

И тут кто-то вспомнил о Ь: побежали буквы в лес, разыскали Ь и Ъ, извинились перед ними и позвали обратно. Оказалось, что в алфавите все буквы важны и нужны! Буквы Ь и Ъ
забыли обиду, вернулись в город букв и звуков и помогли составить слово ЛОСЬ.

С тех пор все буквы жили мирно, никогда друг друга не обижали и не ссорились!

Нам с вами тоже нужно не забывать о Ь и приглашать его для смягчения согласных.

3.Закрепление знаний о мягком знаке при смягчении согласных на конце слов.

Логопед: Рассмотрите веселое пособие «Мягкий знак» и припомните правило: «Мягкий знак звука не обозначает, а служит для смягчения согласных».

4.Развитие фонематического восприятия (задание 1, с. 12).

Логопед: Рассмотрите картинку и помогите ёжику собрать грибы - придумайте слова, в которых для смягчения согласных пишется Ь.

5.Закрепление норм орфографии. Соотнесение слов с мягким знаком со схемой С задание 2. с. 12).

Логопед: Запишите слова из предыдущего задания по памяти и укажите смягчение согласных на конце слова Ь.

6.Работа со словами-омофонами (запись на карточках).

Логопед: Мальвина учила Буратино - она знакомила его с Ь. Девочка попросила его переписать слова с мягким знаком, но негодный мальчишка не хочет учиться - он стер своим длинным носом во всех словах мягкий знак. Посмотрите, что получилось!

Помогите Мальвине исправить ошибки Буратино.

уголь - угол мель - мел

ель - ел сталь - стал

брать - брат шесть - шест

тушь - туш конь - кон

Логопед просит детей объяснить значение слов: тушь, туш, сталь, кон, шест, мель, уголь. Это задание можно выполнять как на доске, так и с использованием индивидуальных карточек со словами.

Можно составлять пары, из слов, записанных на отдельных карточках, как самостоятельно, так и с опорой на предметные картинки.

III. Итог занятия (задание 3, с. 12)
Логопед: Припомните схему слов с мягким знаком на конце слова. Подберите слова к моделям слов и запишите их. Укажите роль мягкого знака.