II. Основная часть
ЗАНЯТИЕ 1
Тема: Дифференциация гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы - И. Буквы А - Я.
Цели и задачи: познакомить детей с буквой Я;
закреплять знания о гласных;
учить сравнивать согласные по твердости - мягкости на уровне звука, слога и слова;
формировать навыки работы с омонимами, обобщениями;
развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.
Оборудование:таблица букв; пособие «Парашютисты»; модели слов.
Ход занятия
/. Оргмомент
1. Припоминание гласных букв, которые используютсядля смягчения согласных.
Логопед: Посмотрите на таблицу букв и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твердыми.
II. Основная часть
1. Знакомство с образованием йотированных гласных через прослушивание сказки.
Логопед: Послушайте сказку о гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы.
«Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки - А, О, У, Э. Был у них друг - согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся.
Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробовать спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА - ЙА - ЙА!» Прислушались звуки и
услышали «Я - Я — Я!» (логопед предлагает детям пропеть песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я.)
Потом звук Й пел вместе с О (ЙО - ЙО - ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:
ЙУ - ЙУ - ЙУ = Ю ЙЭ - ЙЭ - ЙЭ = Е
ЙО-ЙО - ЙО = Ё ЙА - ЙА - ЙА = Я
Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!»
2. Знакомство с гласной буквой Я (задание 1. с. 3)
Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких два.
3. Развитие фонематического анализа и синтеза. Игра: «Скажи наоборот».
Логопед называет слог с гласной А, дети придумывают слог - с буквой Я и наоборот: логопед называет слог с гласной Я, а дети - с гласной А.
ма - мя та- та ар - ... ла - ...
ня - ... яч - ... фа - ... ам - ...
Отмечают гласные А и Я соответствующим символом.
Логопед: Послушайте и скажите, как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я? Почему? Какую гласную выберем после твердого согласного? А после мягкого?
4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.Игра «Парашютисты».
Логопед: С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам опуститься на полянки:
если в слове - названии картинки - есть буква Я - на поляну с написанной на ней буквой Я, если есть буква А - на поляну с буквой А, а если есть буквы А - Я - на поляну с буквами А - Я.
Картинки: арбуз, маяк, автомат, мост, земляника, моряк, аист, яблоко, обезьяна.
Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Мост - в этом слове нет ни Я, ни А.) В каких словах гласная Я не служит для смягчения согласных? (Лилия, яблоко, обезьяна.)
5. Физминутка. «Яблоко».
______________
6.Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза.
Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед буквами А - Я. Сравните слова по трем признакам: написанию, звучанию и значению.
Модели слов:
Р - Д М - Л ЗАВ - Л
7.Развитие зрительного внимания и звукового анализа (задание 2, с. 3).
Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед гласными А - Я. Объясните выбор гласных.
ШЛ_ПА Л_ПК_ Т_ПКА Т_ЖЕСТЬ
К_МЕНЬ М_ТА Т__ЩИТ К_ША
Т_НЕТ КР_СИТЬ ГЛ_3 СТ_РЫЙ