II. Основная часть

ЗАНЯТИЕ 1

Тема: Дифференциация гласных А - Я, О - Ё, У - Ю, Э - Е, Ы - И. Буквы А - Я.

Цели и задачи: познакомить детей с буквой Я;

закреплять знания о гласных;

учить сравнивать согласные по твердости - мягкости на уровне звука, слога и слова;

формировать навыки работы с омонимами, обобщениями;

развивать навыки звукового анализа и синтеза, слуховое и зрительное внимание.

Оборудование:таблица букв; пособие «Парашютисты»; модели слов.

Ход занятия
/. Оргмомент

1. Припоминание гласных букв, которые используютсядля смягчения согласных.

Логопед: Посмотрите на таблицу букв и назовите те, что используются для смягчения согласных. А потом те, что оставляют согласные твердыми.

II. Основная часть

1. Знакомство с образованием йотированных гласных через прослушивание сказки.

Логопед: Послушайте сказку о гласных буквах Я, Е, Ё, Ю и согласной Й. Запомните, как образовались эти гласные буквы.

«Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки - А, О, У, Э. Был у них друг - согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели. Звуку Й очень хотелось попробовать спеть сними вместе, но он стеснялся.

Однажды звук Й осмелел и попросил гласные попробовать спеть вместе с ним. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА - ЙА - ЙА!» Прислушались звуки и
услышали «Я - Я — Я!» (логопед предлагает детям пропеть песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я.)

Потом звук Й пел вместе с О (ЙО - ЙО - ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:

ЙУ - ЙУ - ЙУ = Ю ЙЭ - ЙЭ - ЙЭ = Е

ЙО-ЙО - ЙО = Ё ЙА - ЙА - ЙА = Я

Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!»
2. Знакомство с гласной буквой Я (задание 1. с. 3)

Логопед знакомит детей со схемой, на которой показано, в каких случаях буква Я обозначает один звук, а в каких два.

3. Развитие фонематического анализа и синтеза. Игра: «Скажи наоборот».

Логопед называет слог с гласной А, дети придумывают слог - с буквой Я и наоборот: логопед называет слог с гласной Я, а дети - с гласной А.

ма - мя та- та ар - ... ла - ...

ня - ... яч - ... фа - ... ам - ...

Отмечают гласные А и Я соответствующим символом.

Логопед: Послушайте и скажите, как звучат согласные перед гласной А, а перед гласной Я? Почему? Какую гласную выберем после твердого согласного? А после мягкого?


4. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.Игра «Парашютисты».

Логопед: С неба спускаются парашютисты. У них на парашютах нарисованы разные картинки. Посмотрите на картинки и помогите парашютистам опуститься на полянки:
если в слове - названии картинки - есть буква Я - на поляну с написанной на ней буквой Я, если есть буква А - на поляну с буквой А, а если есть буквы А - Я - на поляну с буквами А - Я.

Картинки: арбуз, маяк, автомат, мост, земляника, моряк, аист, яблоко, обезьяна.

Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Мост - в этом слове нет ни Я, ни А.) В каких словах гласная Я не служит для смягчения согласных? (Лилия, яблоко, обезьяна.)
5. Физминутка. «Яблоко».

______________

6.Работа с моделями слов. Развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед буквами А - Я. Сравните слова по трем признакам: написанию, звучанию и значению.

Модели слов:

Р - Д М - Л ЗАВ - Л

7.Развитие зрительного внимания и звукового анализа (задание 2, с. 3).

Логопед: Вставьте буквы в слова и обозначьте мягкие и твердые согласные перед гласными А - Я. Объясните выбор гласных.

ШЛ_ПА Л_ПК_ Т_ПКА Т_ЖЕСТЬ

К_МЕНЬ М_ТА Т__ЩИТ К_ША

Т_НЕТ КР_СИТЬ ГЛ_3 СТ_РЫЙ