II. Основная часть
1. Обозначение действий при помощи графической схемы.
Логопед: Прочитайте словосочетания и выберите только те слова, которые можно подчеркнуть двумя чертами. Что это за слова? Выпишите такие слова и отметьте так, как обозначают на письме глаголы (работа на карточках).
Словосочетания:
- бежал в город, пил из ручья, упала с сосны;
- кормил голубей, строил дом, светило на небе;
- чистил ботинки, вешал на гвоздь, носила на шее;
- почитала в книге, узнала на улице, стоило дорого.
2. Обозначение действий при помощи графической схемы.
Логопед: Нам прислали письмо из страны Грамматики. Повелительница страны просит нас зашифровать ответ, чтобы никто не смог прочесть и понять, о чем идет речь. Она посылает схему для шифровки.
В ней говорится о том, что все действия, которые встречаются в тексте, необходимо заменить графическим обозначением.
Например: Мама купила на рынке свежую морковь
Мама == на рынке свежую морковь.
Олени
Много лет в лесу жили олени. Зимой он забирались в молодой осинник и обгладывали кору. Рядом с ними жили волки. Однажды стая волков попыталась напасть на оленей. Но быстрые ноги оленей выручили их, спасли от острых зубов хищников.
3. Подбор антонимов к словам-действиям (задание 13. с. 44).
Логопед: Давайте поиграем в игру «Наоборот». Прочитайте слова-действия. Запишите действия, обозначающие противоположные действия по образцу. Образец: завязывает - развязывает.
снимает-... прячет-... дает-...
сидит — ... хвалит—... говорит-...
4. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.
Логопед: Рассмотрите картинки и назовите действия на них. Например: девочка ставит чайник - девочка поставила чайник. Что делает девочка на первой картинке? (Ставит.) А на второй что сделала? (Поставила.)
Логопед обращает внимание детей на различия в вопросах и ответах и выставляет на доску карточки с вопросами: ЧТО ДЕЛАЛ(А)? ЧТО СДЕЛАЛ (А)?)
Картинки:
- мальчик чинит тачку - мальчик починил тачку,
- мальчик лепит грибок - мальчик слепил грибок,
- девочка рисует бабочку - девочка нарисовала бабочку,
- мужчина едет на машине - мужчина приехал на машине,
- дедушка поднимается по лестнице - дедушка поднялся по лестнице,
- бабушка пишет письмо - бабушка написала письмо,
- девушка пьет сок - девушка выпила сок,
- мама шьет платье - мама сшила платье.
5. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Игра «Путаница».
Логопед: Наведите порядок среди картинок и запишите слова в два столбика в зависимости от вопросов.
Логопед перемешивает картинки из предыдущего задания и предлагает детям навести порядок ~ поделить картинки на две группы. Дети пишут слова-действия в два столбика и задают устно вопросы.
6. Физминутка.
На усмотрение логопеда.
7. Составление предложений по схемам.
Логопед: Рассмотрите схемы предложений и составьте по ним предложения. Запишите предложения в тетрадь и подпишите слова, обозначающие действия. Задайте к данным словам вопросы устно.
III. Итог занятия (задание 14, с. 45)
Логопед: Измените действия по образцу и запишите цепочку из слов, обозначающих действия предмета. Образец: летал — летит - полетит.
КОПАЛ - ... СТРЕЛЯЛИ - ... СМОТРЕЛА