II. Основная часть

1. Обозначение действий при помощи графической схемы.

Логопед: Прочитайте словосочетания и выберите только те слова, которые можно подчеркнуть двумя чертами. Что это за слова? Выпишите такие слова и отметьте так, как обозначают на письме глаголы (работа на карточках).

Словосочетания:

- бежал в город, пил из ручья, упала с сосны;

- кормил голубей, строил дом, светило на небе;

- чистил ботинки, вешал на гвоздь, носила на шее;

- почитала в книге, узнала на улице, стоило дорого.

2. Обозначение действий при помощи графической схемы.

Логопед: Нам прислали письмо из страны Грамматики. Повелительница страны просит нас зашифровать ответ, что­бы никто не смог прочесть и понять, о чем идет речь. Она посылает схему для шифровки.

В ней говорится о том, что все действия, которые встреча­ются в тексте, необходимо заменить графическим обозначе­нием.

Например: Мама купила на рынке свежую морковь

Мама == на рынке свежую морковь.

Олени

Много лет в лесу жили олени. Зимой он забирались в мо­лодой осинник и обгладывали кору. Рядом с ними жили вол­ки. Однажды стая волков попыталась напасть на оленей. Но быстрые ноги оленей выручили их, спасли от острых зубов хищников.

3. Подбор антонимов к словам-действиям (задание 13. с. 44).

Логопед: Давайте поиграем в игру «Наоборот». Прочи­тайте слова-действия. Запишите действия, обозначающие противоположные действия по образцу. Образец: завязыва­ет - развязывает.

снимает-... прячет-... дает-...

сидит — ... хвалит—... говорит-...

4. Образование глаголов совершенного вида от глаголов несовершенного вида.

Логопед: Рассмотрите картинки и назовите действия на них. Например: девочка ставит чайник - девочка поставила чайник. Что делает девочка на первой картинке? (Ставит.) А на второй что сделала? (Поставила.)

Логопед обращает внимание детей на различия в вопро­сах и ответах и выставляет на доску карточки с вопроса­ми: ЧТО ДЕЛАЛ(А)? ЧТО СДЕЛАЛ (А)?)

Картинки:

- мальчик чинит тачку - мальчик починил тачку,

- мальчик лепит грибок - мальчик слепил грибок,

- девочка рисует бабочку - девочка нарисовала бабоч­ку,

- мужчина едет на машине - мужчина приехал на ма­шине,

- дедушка поднимается по лестнице - дедушка поднял­ся по лестнице,

- бабушка пишет письмо - бабушка написала письмо,

- девушка пьет сок - девушка выпила сок,

- мама шьет платье - мама сшила платье.
5. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида. Игра «Путаница».

Логопед: Наведите порядок среди картинок и запишите слова в два столбика в зависимости от вопросов.

Логопед перемешивает картинки из предыдущего зада­ния и предлагает детям навести порядок ~ поделить кар­тинки на две группы. Дети пишут слова-действия в два столбика и задают устно вопросы.

6. Физминутка.

На усмотрение логопеда.

7. Составление предложений по схемам.

Логопед: Рассмотрите схемы предложений и составьте по ним предложения. Запишите предложения в тетрадь и под­пишите слова, обозначающие действия. Задайте к данным словам вопросы устно.

III. Итог занятия (задание 14, с. 45)

Логопед: Измените действия по образцу и запишите це­почку из слов, обозначающих действия предмета. Образец: летал — летит - полетит.

КОПАЛ - ... СТРЕЛЯЛИ - ... СМОТРЕЛА