II. Основная часть
1. Соотнесение слов-действий со схемой.
Логопед: Рассмотрите схемы на доске и скажите, какая из них подходит для слов-действий.
2. Развитие и уточнение словаря действий (задание 6. с. 41).
Логопед: Кто как голос подает? Запишите словосочетания по образцу: собака лает ...
Картинки: петух, голубь, гусь, воробей, ворона, кукушка.
3. Запись слов и обозначение окончаний.
Логопед: Припомните все действия животных и птиц из предыдущего задания и запишите их (запись на доске), укажите окончания в словах-действиях.
4. Обогащение словаря.
Логопед: Прочитайте слово на карточке и подберите к нему как можно больше слов, обозначающих действия. Слова: трава, жук, бабочка, мороз, дети, качели.
5. Дифференциация глаголов в Форме единственного и множественного числа.
Логопед: Прочитайте запись и скажите, как можно превратить два предложения в одно, сохранив смысл высказывания. Запишите получившиеся предложения (работа на карточках).
— Лена надевает кофту. Игорь надевает пальто. (Дети одеваются.)
— Мама ест суп. Папа ест котлету. (Родители обедают.)
— Сын протирает пыль. Папа пылесосит ковёр. Мама моет
полы. (Семья убирает комнату.)
6. Физминутка.
На усмотрение логопеда.
7. Работа по словообразованию.
Логопед: Прочитайте слова (запись на карточках), обозначающие предметы, и подберите к ним слова, от которых они образованы. Например: скрип — скрипеть.
Слова: журчание - ... жужжание - ... кваканье - ... ржание - ... треск - ... щебет - ... воркование - ... писк - ...
Логопед: Запишите слова парами (запись на индивидуальных листах). Выделите корень и подумайте, являются ли слова в полученных парах родственными, почему?
8. Развитие навыков согласования и управления.
Составление словосочетаний.
Логопед: Прочитайте слова, записанные на желтых карточках, и слова, записанные на зеленых карточках. Составьте из них словосочетания. Например: посадить цветы.
Слова:
- зеленые карточки - забивать, сварить, лить, посадить, сыпать, чистить;
- желтые карточки - молотком, малину, ягоды, воду, сахар, посуду.
Ш. Итог занятия
Логопед: Прочитайте словосочетания и назовите слова, обозначающие действия. Задайте к словам вопросы.