II. Основная часть
1. Закрепление знаний о словах-синонимах (задание 4. с. 32).
Логопед: Перед вами Песочное государство. Чтобы попасть к его правителю, надо выполнить задание.
Прочитайте слова. Соедините линиями противоположные по значению слова. Образец: нужный - бесполезный.
ТРУДОЛЮБИВЫЙ ДОБРЫЙ
ЛЕНИВЫЙ МЯГКИЙ
ЗЛОЙ МОЛЧАЛИВЫЙ
БОЛТЛИВЫЙ СМЕЛЫЙ
ТРУСЛИВЫЙ ГОСТЕПРИИМНЫЙ
2. Работа по обогащению словаря признаков. Логопед: Вот нас встречают жители страны - Песочные человечки. Как вы думаете, какой характер у Песочных человечков? Подчеркните слова (запись на доске), обозначающие черты характера, на ваш взгляд, подходящие для жителей данной страны. |
Слова: трудолюбивый, добрый, ленивый, мягкий, злой, молчаливый, болтливый,
смелый, трусливый, гостеприимный
3. Обогащение словаря признаков.Развитие логического мышления.
Логопед: У песочных человечков много родственников. Они вам решили загадать загадки, если вы их отгадаете, то родственники появятся на картинках.
Он не желтый, он сыпучий. Бегу я, как по лесенке,
Он в мешке насыпан кучей. По камешкам звеня.
Если хочешь, можешь брать Издалека по песенке
И лизать, жевать, кусать. Узнаешь ты меня.
(Сахарный песок) (Река)
И сияет, и блестит, Неизвестно, где живет,
Само прозрачное на вид. Полетит - деревья гнет.
(Стекло) (Ветер)
Извиваясь, словно змейка,
Между сосен я бегу.
Отгадать меня сумей-ка,
У тебя я на виду. (Песчаная дорога)
4. Развитие умений согласования прилагательных с существительными в роде и числе (задание 5. с. 33).
Логопед: Мы так долго путешествуем по Песочной стране, что я очень устала и хочу предложить вам выпить сок.
Рассмотрите овощи и фрукты и запишите название сока и варенья- Например: вишневый, вишневое. Из чего не готовят сок или варенье, почему?
Картинки: кукуруза, лимон, капуста, яблоки, абрикос, сливы, груша.
5. Физминутка.
На усмотрение логопеда.
6. Работа по словообразованию.
Логопед: В Песочной стране жил волшебник. Сейчас мы направляемся к нему.
Волшебник может делать чудеса - превращать одни слова в другие. Например, слова, обозначающие предметы, он может превращать в признаки предметов.
Прочитайте слова, записанные на доске, и превратите их в родственные, обозначающие признаки предмета. Запишите слова в три столбика по образцу (запись на индивидуальных листах).
Например: море
какая? какой? какое?
морская морской морское
Слова: море, врач, звезда, театр, автобус, окно, город, дом.
7. Закрепление знаний о согласовании прилагательных с существительными в роде и числе на уровне текста.
Логопед: Мы прощаемся с добрым волшебником. Пора расставаться и с жителями Песочного государства. Нам нужно возвращаться домой. На прощание хозяева подарили нам книгу с интересными сказками. Одну из них я хочу вам прочитать. Послушайте внимательно сказку о трех лягушатах.
Три лягушонка
Жили на белом свете три лягушонка: Веселый, Грустный и Никакой.
Веселый считал, что жизнь - радостная, хорошая штука. Грустный считал весь мир мрачным и ужасным, а Никакой говорил, что жизнь - просто жизнь. Решили они узнать, кто из них прав. Пошли по свету. На их пути лежала порожистая река. Решили лягушата переправиться через реку. Первым вошел в реку Веселый лягушонок. Он с легкостью преодолел могучую реку. Вторым поплыл Грустный - еле-еле добрался до берега. Последним поплыл Никакой и стал тонуть. Веселый бросился на помощь и вытащил смельчака. Никакой даже не понял, как оказался на противоположном берегу. Побродили по свету лягушата и вернулись домой, так и не разрешив свой спор.
До сих пор думают они над тем, какая жизнь? Какой этот мир - грустный, веселый или никакой?
///. Итог занятия
Логопед: Скажите, почему лягушата не смогли разрешить свой спор? Помогите им.
Определите, какие признаки предметов встречаются в сказке, и что они обозначают.