II. Основная часть

1. Закрепление знаний о словах-синонимах (задание 4. с. 32).

Логопед: Перед вами Песочное государство. Чтобы по­пасть к его правителю, надо выполнить задание.

Прочитайте слова. Соедините линиями противополож­ные по значению слова. Образец: нужный - бесполезный.

ТРУДОЛЮБИВЫЙ ДОБРЫЙ

ЛЕНИВЫЙ МЯГКИЙ

ЗЛОЙ МОЛЧАЛИВЫЙ

БОЛТЛИВЫЙ СМЕЛЫЙ

ТРУСЛИВЫЙ ГОСТЕПРИИМНЫЙ

2. Работа по обогащению словаря признаков. Логопед: Вот нас встречают жители страны - Песочные человечки. Как вы думаете, какой характер у Песочных че­ловечков? Подчеркните слова (запись на доске), обозначающие чер­ты характера, на ваш взгляд, подходящие для жителей дан­ной страны.

Слова: трудолюбивый, добрый, ленивый, мягкий, злой, молчаливый, болтливый,

смелый, трусливый, гостеприимный

3. Обогащение словаря признаков.Развитие логического мышления.

Логопед: У песочных человечков много родственников. Они вам решили загадать загадки, если вы их отгадаете, то родственники появятся на картинках.

Он не желтый, он сыпучий. Бегу я, как по лесенке,

Он в мешке насыпан кучей. По камешкам звеня.

Если хочешь, можешь брать Издалека по песенке

И лизать, жевать, кусать. Узнаешь ты меня.

(Сахарный песок) (Река)

И сияет, и блестит, Неизвестно, где живет,

Само прозрачное на вид. Полетит - деревья гнет.

(Стекло) (Ветер)

Извиваясь, словно змейка,

Между сосен я бегу.

Отгадать меня сумей-ка,

У тебя я на виду. (Песчаная дорога)

4. Развитие умений согласования прилагательных с существительными в роде и числе (задание 5. с. 33).

Логопед: Мы так долго путешествуем по Песочной стра­не, что я очень устала и хочу предложить вам выпить сок.

Рассмотрите овощи и фрукты и запишите название сока и варенья- Например: вишневый, вишневое. Из чего не гото­вят сок или варенье, почему?

Картинки: кукуруза, лимон, капуста, яблоки, абрикос, сливы, груша.

5. Физминутка.

На усмотрение логопеда.

6. Работа по словообразованию.

Логопед: В Песочной стране жил волшебник. Сейчас мы направляемся к нему.

Волшебник может делать чудеса - превращать одни сло­ва в другие. Например, слова, обозначающие предметы, он может превращать в признаки предметов.

Прочитайте слова, записанные на доске, и превратите их в родственные, обозначающие признаки предмета. Запиши­те слова в три столбика по образцу (запись на индивидуаль­ных листах).

Например: море

какая? какой? какое?

морская морской морское

Слова: море, врач, звезда, театр, автобус, окно, город, дом.

7. Закрепление знаний о согласовании прилагательных с существительными в роде и числе на уровне текста.

Логопед: Мы прощаемся с добрым волшебником. Пора расставаться и с жителями Песочного государства. Нам нужно возвращаться домой. На прощание хозяева подари­ли нам книгу с интересными сказками. Одну из них я хочу вам прочитать. Послушайте внимательно сказку о трех лягушатах.

Три лягушонка

Жили на белом свете три лягушонка: Веселый, Грустный и Никакой.

Веселый считал, что жизнь - радостная, хорошая штука. Грустный считал весь мир мрачным и ужасным, а Никакой говорил, что жизнь - просто жизнь. Решили они узнать, кто из них прав. Пошли по свету. На их пути лежала поро­жистая река. Решили лягушата переправиться через реку. Первым вошел в реку Веселый лягушонок. Он с легкостью преодолел могучую реку. Вторым поплыл Грустный - еле-еле добрался до берега. Последним поплыл Никакой и стал тонуть. Веселый бросился на помощь и вытащил смельчака. Никакой даже не понял, как оказался на противоположном берегу. Побродили по свету лягушата и вернулись домой, так и не разрешив свой спор.

До сих пор думают они над тем, какая жизнь? Какой этот мир - грустный, веселый или никакой?

///. Итог занятия

Логопед: Скажите, почему лягушата не смогли разре­шить свой спор? Помогите им.

Определите, какие признаки предметов встречаются в сказке, и что они обозначают.