II. Основная часть
1. Дифференииаиия слов, обозначающих признакипредметов, с другими словами.
Логопед: Прочитайте слова, записанные на доске, и выпишите только те из них, к которым можно задать вопросы: КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?
Слова: тяжелый, тополь, товарищ, лагерь, картофель, месяц, близкие, большой, молоток, обед, жаркий, тишь, ночь, здоровая, горькие, плохие, орех.
2. Закрепление умений словообразования прилагательных.
Логопед: Образуйте новые слова, обозначающие признаки предметов. Например: польза + совет - полезный совет.
Слова (запись на карточках): лыжник + переход, птица + гнездо, кукла + посуда, автобус -t- билет, гриб + суп, гранит + камень, ночь + сторож, море + пена, туман + утро, солнце + утро, зелень + дерево.
3. Игра «Один - много».
Логопед: Прочитайте словосочетания (запись на доске) и измените число. Например: солнечный луч - солнечные лучи.
Словосочетания:
солнечный луч - ... летучая мышь - ...
доброе сердце - ... звездные ночи - ...
верные товарищи - ... хороший врач - ...
колючий ерш - ... пятнистые олени — ...
березовый пень - ... вкусные помидоры - ...
деревянный стул - ... чистое окно - ...
4, Работа с родственными словами.
Логопед: Прочитайте слова (запись на карточках). Распределите слова на группы, выберите признаки предметов, запишите с ними словосочетания (запись на индивидуальных листах).
Слова: цвет, цветик, вода, водолаз, земля, земноводное, цветочные, цветник, земелька, подземелье, половодье, земляной, водяной, цветная, цветастая, отцвести, наводнение.
5. Физминутка.
На усмотрение логопеда.
6, Работа на уровне текста.
Логопед: Прочитайте текст (запись на карточках), расставьте знаки препинания. Вставьте окончания у слов-признаков и укажите их число.
Зимнее утро
Утро было чудесн... свеж... ветер пушист... снег укрыл землю лес был мохнат... и бел... над ним синело зимн... небо мы шли по тропинке по сторонам стояли стар... сосны они казались совсем бел... за соснами начиналась густ... чаща.
III. Итог занятия
Логопед: Сколько у вас получилось предложений? Прочитайте предложения по цепочке. Назовите признаки предметов сначала в форме единственного числа, а потом в форме множественного числа.