II. Основная часть

1. Сообщение плана занятия.

Логопед: Мы уже много знаем о словах, обозначающих

предметы! Давайте отправимся в необычное путешествие. Мы посетим царство Грамматики.

2. Развитие умения постановки вопросовк именам существительным в косвенных падежах.Подбор слов к данным вопросам.

Логопед: Вот мы перед воротами королевства. На стенах дворца записаны вопросы, на которые могут отвечать имена существительные. Нас встречают стражники.

Подберите слова, которые могут отвечать на вопросы кос­венных падежей. Тогда охрана пропустит нас во дворец.

На воротах записаны вопросы косвенных падежей.

3. Закрепление знания о живых и неживых предметах.

Логопед: Перед нами дворец великой царицы Граммати­ки. Чтобы попасть к ней на прием, нужно выполнить зада­ние. Распределите жителей королевства на две группы. Жи­тели синей половины королевства - слова, обозначающие неживые предметы. Жители второй половины (зеленой) - слова, обозначающие живые предметы.

Послушайте слова и запишите их в два столбика (запись на доске).

Слова: самолет, дельтаплан, птицы, шар, лист, снежин­ка, комар, гусеница, кровать, ботинки.

4. Дифференциация существительных в формеединственного и множественного числа.

Логопед: Разложите на два подноса подарки для царицы Грамматики, что прибыли вместе с нами.

Картинки: яблоки, бусы, ананас, шуба, варежки, каран­даши, компьютер, магнитофон, кольцо, виноград, шкатул­ка.

5. Работа со словами-антонимамии со словами-синонимами.

Логопед: Во дворец королевы прибыли веселые артисты: клоуны, жонглеры и фокусники. Мы решили к ним присо­единиться и показать свои фокусы.

Прочитайте слова (запись на карточках) и превратите их сначала в слово с противоположным значением, а потом в слово с похожим значением. Например: друг - враг - то­варищ.

Слова: макушка (верхушка, корень), село (деревня, го­род), суша (земля, небо или море), врач (доктор, больной), ученик (школьник, товарищ).

6. Физминутка.

Логопед бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок возвращает мяч, называя род существительного. Можно иг­рать и наоборот.

Слова: школа, окно, дерево, подсказка, подставка, за­пись, учебник, пенал, стул, мел.

7. Закрепление знания о косвенных падежах имен существительных. Закрепление умения правильно употреблять и писать существительные в косвенных падежах с предлогами.

Логопед; Прочитайте текст на карточке и вставьте нужные

предлоги. Измените окончания существительных в скобках.

Утром

Ранним утром я вышел ... (палатка). Зимнее солнце ярко блестело ... (пелена) (снега). Выпавший ночью снег покрыл широкое пастбище. Я сделал несколько шагов. ...(снег) заме­тил несколько следов двух оленей. Животные ночью подхо­дили ... (палатка). След русака вытянулся длинной петлей. Первый снег раскрывал тайны ночной жизни зверей. Мы спустились ... (долина). ... ярком (фон) снега увидели медве­дя. Он заметил нас и медленно побрел ... (сторона) леса.

///. Итог занятия

Логопед: Прочитайте получившийся текст. О каких сло­вах мы говорили на занятии?