II. Основная часть
1.Развитие логического мышления (задание 15. с. 30).
Логопед: Прочитайте отрывки из стихотворений. Все ли здесь верно? Поменяйте строки местами так, чтобы получились четверостишия. Запишите верные четверостишия.
Стали птицы песни петь Я в руке держал флажок.
Сквозь лесной валежник. И пошли мы на парад.
Просыпается медведь. Дул в лицо нам ветерок.
И расцвел подснежник. Взял меня с собою брат.
2. Работа с родственными и однокоренными словами.
Логопед: Прочитайте слова (запись на карточках), выберите из них родственные слова и составьте с ними предложения по образцу. Например: лес - лесник, в лесу стояла избушка лесника.
Слова:
- рассказывать, подберезовик, почтальон;
- береза, сказка, садовник;
- сказочник, слоненок, рыбак;
- почта, рыба, сад.
3. Образование формы косвенного падежаимени существительного по вопроси.
Логопед: Прочитайте предложения (запись на доске) и измените их так, чтобы к словам в скобках можно было бы задать данные вопросы. Например: (Лес) стоял неподвижный и немой. (ЧЕГО?) - Мимо леса пролетел самолет.
Предложения:
- (Ель) похожа на ежа. (ПОД ЧЕМ?), (ИЗ-ПОД ЧЕГО?);
- Пусть (мороз) сильнее морозит. (С ЧЕГО?), (ЧЕМ?);
- Гусь степенный в луже моет свой гусиный нос. (ИЗ
ЧЕГО?), (С КЕМ?)
4. Физминутка.
На усмотрение логопеда.
5. Индивидуальная работа по карточкам.
Логопед: Прочитайте отрывок из стихотворения (запись на доске) испишите его (запись на индивидуальных листах). Подпишите вопросы над всеми существительными.
Встает заря во мгле холодной;
На нивах шум работ умолк;
С своей волчихою голодной
Выходит на дорогу волк.
III. Итог занятия (задание 16, с. 30)
Логопед: Составьте и запишите с каждым словом предложение. Задайте к данным словам вопросы. Вопросы не должны повторяться.
Слова: комната, пылесос.
ЗАДАНИЕ 28
Тема:В гостях у царицы Грамматики (итоговое занятие по имени существительному)
Цели и задачи:
закрепление знаний об имени существительном,
дифференциация живых и неживых предметов,
подбор к действиям предметов,
дифференциация существительных в форме единственного и множественного числа,
подбор антонимов и синонимов, з
акрепление представлений о роде имен существительных, устранение аграмматизма в устной речи,
развитие логического мышления.
Оборудование:план «Царства Грамматики», предметные картинки, карточки со словами, карточки с текстом.
Ход занятия
1. Оргмомент
1. Развитие слухового восприятия.
Логопед: Послушайте и назовите части речи.
Слова: кошка, стол, диван, карандаш, ночь, весна...
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.