Основные методологические подходы к исследованию социального конфликта

Слайд 1

Тема 6. Методология определения источников социального конфликта и основы классификации
Основные вопросы темы:

 

Основные методологические подходы к исследованию социального конфликта.

Классификационные основы социального конфликта.

Личностные особенности возникновения социального конфликта.

 

Исследование социального конфликта - это и научная и аналитико-практическая деятельность по определению сущности возникновения (т.е. в чем источники (генезис) социального конфликта?) и особенностей динамики конфликта с помощью определенных принципов, совокупности методов (методология) и методик исследования. Основная цель изучения социального конфликта состоит в том, что наряду с получением нового теоретического знания, обоснованием методологии исследования, происходит последующее конструктивное регулирование, а также возможное предупреждение возникновения и развития деструктивных социальных конфликтов (прикладная функция социологии конфликта).

В социологи конфликта методология и принципы исследования обусловлены теми подходами, которые могут лежать в основе изучения различных видов социального конфликта.

Основные методологические подходы к исследованию социального конфликта

В общем методологическом плане существует две модели исследования конфликта: Первая модель (структурная) делает акцент на анализе причин, лежащих в основе конфликта и определяющих его динамику, а также в установлении параметров, влияющих на конфликтное поведение сторон и его формы. Вторая модель (процессуальная) анализирует возникновение конфликтной ситуации, динамику конфликта, его фазы и характер его разрешения.

1) Системный подход – направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем. Согласно этому подходу действия системы и ее составных частей, направленные на достижение цели с применением определенных средств, рассматривается как осуществление функции системы и ее элементов.

Основные методы системного анализа социального конфликта:

1.1. Структурно-функциональный метод способствует выявлению основных элементов конфликтного взаимодействия, определению роли каждого из них. Для структурного подхода характерно рас­смотрение явления в статике, как находящегося в состоянии покоя. Преимущество этого метода в том, что он помогает найти некоторые устойчивые составляющие даже в таком подвижном явлении, как социальный конфликт. Совокупность таких компонентов, как объект конфликта, состав его участников, уровень напряженности конф­ликтного взаимодействия и т.п. и образуют структуру конфликта, а исполняемая этими элементами роль или работа и есть их функция в конфликте. Выявление структурных элементов и их функций в кон­фликте является важнейшей предпосылкой его успешного регули­рования.

Однако слабое место структурно-функционального метода (при всех его несомненных достоинствах) — статичное, внепроцессуальное рассмотрение социальных явлений.

Структурно-функциональный подход в исследовании современных социальных конфликтов базируется на основных системных идеях социологии и ряде основных методологических положений социального взаимодействия. Рассматривая социальный конфликт как целостный социальный объект и социальную систему, имеющую свою структуру (структурный функционализм), позволяет сосредоточить основное внимание исследователя-социолога на связях между составными частями (элементами структуры) социальных конфликтов. Именно анализ системных связей в звене: конфликтная ситуация, социальная среда, способы противоборства в конфликте и т.д. позволяют рассматривать и исследовать конфликт как системную целостность.

 

1.2.Этот метод исследования конфликта, учитывая динамичную, текучую природу этого социального явления, должен быть допол­нен системно-ситуационным (в социологии в рамках системной методологии) или процессуально - динамическим методом (в социальной психологии), позволяющим углубить исследование конфликта.

При системно-ситуационном подходе конфликт рассматривается как социально обусловленная и динамичная система, не сводимая к простой сумме элементов. В качестве единицы используется конфликтная ситуация (вспомним лекцию 3 по структуре конфликта: ?Основные элементы структуры социального конфликта? – Конфликтная ситуация и конфликтное взаимодействие). Она имеет определенные содержательные и динамические характеристики, временные и пространственные границы.

Использование конфликтной ситуации в качестве единицы анализа дает возможность в известной степени стандартизировать, хранить и накапливать информацию о реальных конфликтах. Например, конфликт, связанный с захватом террористами заложников, может включать следующие ситуации: конфликтную ситуацию от момента начала захвата заложников до его завершения; ситуацию переговоров террористов с руководством группы по освобождению заложников; ситуацию от момента принятия решения на силовое освобождение заложников до его начала; силовое освобождение заложников; следствие по данному делу; суд. В зависимости от задач изучения данного конфликта эти ситуации могут быть объединены в одну макроситуацию. Кроме того, в структуре каждой из шести ситуаций могут быть выделены еще конфликтные ситуации, длительность которых определяется временем, в течение которого основные участники конфликта обмениваются единичным действием.

Важнейший инструмент процессуального анализа — опреде­ление основных этапов или стадий развития конфликта. Напри­мер, конфликт, начавшийся с митингов протеста, может продол­житься в виде массовых демонстраций и завершиться силовыми столкновениями. Динамика конфликта может выразиться как в виде его эскалации, так и в направлении снижения уровня, раз­рядки напряженности.

В век развития информационных технологий, социальный конфликт любого уровня не может происходит вне информационного поля. Посредством данного метода возможен анализ роли информации, ее функций в зарождении, развитии и завершении конфликтов, закономерностей информационного обмена и т.д.

1.3. Субъектно-деятельностный метод. Социальный конфликт, поскольку он выражает специфическое взаимодействие активных социальных субъектов, их особую деятельную взаимосвязь в виде противостояния и противоборства, укладывается в рамки субъектно-деятельностного подхода. Именно этот подход, по мнению Е.И. Степанова, «способен выступить адекватной общеметодологической основой для эффективного анализа концептуальных и технологических проблем конфликтологии»[1]. Оп ориентирует на анализ социальной действительности как диалектически противоречивого процесса субъект-объектных и субъект-субъектных отношений и на этой основе позволяет осмыслить конкретные типы, виды, формы экономической, социально-политической и духовной преобразующей деятельности, ее реальных носителей, основные детерминанты и механизмы взаимосвязи объективных и субъективных факторов и т.п.

Вспомните название книги А. Турена. Деятельность есть выражение активности того или иного социального субъекта по отношению к его окружению – предметному, личностному, групповому. Субъект потому и выступает субъектом, отличным от своего окружения и противоположным ему, что его связь с этим окружением, будучи необходимой для самого существования, является в то же время не механически жесткой, а достаточно вариативной. Активность субъекта и есть прежде всего выражение противоречивости его взаимосвязи с действительностью и стремлении снять, преодолеть эту противоречивость посредством собственных усилий. Когда в качестве действительности данному субъекту в его реальном наличном бытии противостоит ругой субъект (или субъекты), эта противоречивая взаимосвязь со своим объективным окружением и принимает форму конфликта.

Именно субъективно-деятельностных подход позволяет анализировать социальный конфликт как разрешимое противоречие. Также он помогает соотнести между собой и связать в целостную систему те наиболее общие понятийные средства, которые характеризуют движение социальных противоречий в субъектной форме, начиная от их восприятия в виде соответствующих потребностей и кончая выработкой определенных социальных целей, личностных черт и стереотипов поведения социальных субъектов, интересы и ценностные ориентациикоторых приходят на этой основе в острое конфликтное столкновение.

А.Г. Здравомыслов, считая, что в основе противодействия сторон в конфликте лежат потребности, интересы и ценности, а сам конфликт разворачивается в трех сферах жизнедеятельности – экономической, политической и культурной предлагает следующую схему перекрестного анализа движущих сил конфликта и сфер жизнедеятельности.

Слайд

«Предложенная схема позволяет выявить наиболее существенные причины глубинных конфликтов между субъектами разного уровня. В сфере экономики это будут конфликты, сопряженные с вариантами распределения ресурсов, конфликты, связанные с функционированием институтов распределения, и конфликты, раскрывающие противоположность экономических установок разного типа. В сфере политики вся совокупность жизненных интересов вращается вокруг способов организации общества, уровня его сплоченности и характера властных отношений. В сфере духовной жизни конфликты связаны с внутренним миром человека, характером свободы, типом культуры и интерпретацией высших ценностей: добра, справедливости, высшего блага»[2].

Именно эта понятийная сетка позволит учесть и внутреннюю детерминацию поступков общественных индивидов и социальных групп в конкретных конфликтных ситуациях и дать возможность принципиально разрешить данный конфликт.

Лишь признание каждой из сторон равноправности другой и правомерности тех оснований, которые побудили ее к конфликтному противоборству, создает необходимые условия для их примирения и для разрешения возникшего между ними существенного противоречия посредством компромисса или консенсуса.

1.4. Для выработки основных принципов управления социальным конфликтом (например, конфликты в организации) используется прикладной анализ – этопоследовательность исследовательских процедур, направленных на исследование составляющих конфликтной ситуации и предмета конфликта и выработке на этой основе адекватных социальный действий (социальных технологий), направленных конструктивное урегулирование конфликтного взаимодействия. Представляю Вам понятийную схему Слайд