II. Основная часть
1. Знакомство с героем занятия.
Логопед: Сегодня я встретила ежика, он спешил к своему другу медвежонку, чтобы вместе с ним попить чайку. Ежик очень торопился, но заблудился в тумане. Давайте поможем ему добраться до домика друга.
Логопед выставляет на доску изображение героя занятия.
2. Развитие слухового внимания.
Логопед: Прослушайте отрывки из стихотворений и хлопните в ладоши тогда, когда услышите слова, о которых можно спросить «ЧТО?» или «КТО?» Повторите такие слова и задайте вопросы.
В небе тают облака, Огромные сосны
И, лучистая на зное, И ели стоят,
В искрах катится река, В снега и метели
Словно зеркало стальное. Закутавшись, спят.
Красавица зорька В небе разгоралась, Из-за леса гордо Солнце поднималось. |
Деревья жалобно шумели,
Когда настали холода.
Задумчиво молчали ели
И зеленели, как всегда.
3. Составление словосочетаний.
Логопед: Ежик бежит по лесной дорожке. Вдруг видит, невдалеке на полянке под старой яблоней лежат сочные румяные яблочки. Решил герой набрать для своего друга немного фруктов.
Пока ежик трудится, давайте и мы займемся делом - составим из слов словосочетания.
Логопед раздает детям слова, записанные на карточках в виде яблок.
Слова: маленький, на, котенок, пороге, лесу, в, за, корзинкой, лежал, вырос, солнышко, ласковое, смотрел, окно, в.
4. Запись словосочетаний на доске и выделение слов в форме единственного и множественного числа именительного падежа.
5. Составление предложений.
Логопед: Спешит ежик дальше по тропинке. Вот на его пути река. Нужен плот или лодка, чтобы быстро перебраться на противоположный берег.
Рассмотрите карточки с написанными на них словами. Поменяйте местами карточки так, чтобы можно было прочесть предложение. Эти карточки будут являться дощечками для плота ежика. Если составим предложения верно - плот поплывет.
Слова:
- старой, под, грелась, рысь, сосной.
- на, дерева, села, ветку, синица.
- прошуршала, мышь, лесная, где-то.
- маленький, прыгает, рысенок, около, весело, матери.
- охотница, обед, на, наловит, робких, зайцев.
- ночью, уходит, мать, охоту, на.
- вреда, делает, много, дикая, разбойница.
6. Работа над деформированным текстом.
Логопед: Вот ежик перебрался на противоположный берег. Неподалеку от реки домик медвежонка. А вот и он, подбрасывает в костер поленья, кипятит на огне воду. Скоро чай будет готов. Ежик разложил яблоки, вытащил из узелка варенье.
Сейчас они сядут рядышком, и ежик расскажет другу о том, как шел к медвежонку и что видел по дороге.
А мы с вами прочитаем еще раз получившиеся предложения. Что они вам напоминают? (Рассказ, только нужно поменять местами предложения.) Давайте расставим предложения так, чтобы получился связный рассказ. (Дети восстанавливают порядок предложений в тексте.)
7. Запись текста на доске под диктовку по цепочке. Нахождение слов, к которым можно задать вопросы «КТО?». «ЧТО?»
III. Итог занятия (задание 3, с. 25)
Логопед: Почему мы задавали к словам разные вопросы? Рассмотри картинки и соедини их парами так, чтобы они обозначали противоположные понятия. Например: ночь - день. На какие вопросы отвечают слова - названия картинок?