II. Основная часть
1. Знакомство с темой занятия. Игра: «Один — много».
Логопед: Разложите карточки с картинками перед собой и рассмотрите их. Назовите изображенные предметы.
Постройте из парных картинок цепочку так, чтобы рядом с картинкой, изображающей один предмет, находилась картинка, изображающая несколько предметов. Например: окна - заяц, зайцы - цветок, цветы - замок...
Картинки: окна, окно; заяц, зайцы; цветок, цветы; замок, замки; зонт, зонты; корова, коровы; глобус, глобусы; забор, заборы; звезда, звезды; пенал, пеналы; ручка, ручки.
2. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.
3. Запись слов из предыдущего задания парами и обозначение числа предметов (работа на доске)
4. Дифференииаиия предметов в форме единственного и множественного числа.
Логопед: Послушайте слова и запишите их (запись на индивидуальных листах) в два столбика. Если слово обозначает один предмет, запишите в первый столбик, если слово обозначает несколько предметов - во второй.
Слова: воробьи, окна, кубик, гриб, кот, гусенок, петухи, письмо, дерево, стул, столы.
Логопед: Назовите к каждому слову пару по числу предметов.
5. Знакомство с неизменяемыми словами.
Логопед: Вы уже заметили, что слова-предметы могут быть в формах единственного и множественного числа и что слова изменяют свое звучание в зависимости от этого. Но есть такие упрямые слова, которые всегда звучат одинаково: и когда обозначают один предмет, и когда обозначают много предметов.
К нам на занятие пришел ослик. Он собирает такие «упрямые слова», так как они напоминают ему самого себя.
Рассмотрите картинки и назовите такие слова, которые звучат одинаково как в форме единственного, так и в форме множественного числа.
Картинки: дом, весы, лыжи, санки, брюки, ножницы, лото, валенки, гусли, львята, кеды, пальто.
6. Физминутка.
На усмотрение логопеда.
7. Работа по классификации предметов.
Логопед: Расставьте все карандаши по стаканам. (Логопед демонстрирует пособие «Карандаши»: на карточках в форме карандашей записаны, слова, на карточках в форме стаканов - обобщающие категории.)
Слова на карточках в Форме карандашей: щипцы, прятки, брюки, грабли, сливки, ножницы, опилки, год, солнце, неделя, каникулы, жмурки.
Слова на карточках в Форме стаканов: время, инструменты, вещество, игра.
Логопед: Какое слово лишнее? Почему? (Брюки. Это предмет одежды.)
8. Индивидуальная работа по карточкам.
Логопед: Измените число существительных и запишите предложения. Назовите и подпишите число существительных. Например: Лебеди и гуси готовились к отлету - Гусь и лебедь готовились к отлету.
В поле цветут колокольчик, ромашка и гвоздика.
Голодная лисица залезла в сарай.
Девочки пошли в лес.
В лесу были домики пчел.
Около стола стоит стул.
///. Итог занятия (задание 1, с. 24)
Логопед: Рассмотрите картинки и подпишите вопросы «КТО?», «ЧТО?» подними.
Картинки: черепаха, фрукты, жаба, обезьяна, слон, ухо, конфеты, весы.
Логопед: В форме какого числа стоит каждое из названий картинок?