II. Основная часть
1. Закрепление знаний о предлоге В.
Логопед: Рассмотрите картинки и составьте словосочетания с предлогом В.
Карточки:
(Ягоды) ____ (корзина)
(Собака) _____(будка)
(Белка) _____ (дупло)
(Рубашка) _____ (шкаф)
Слова в скобках заменены картинками.
2. Припоминание значения предлога В.
3. Закрепление знаний о предлоге ИЗ (в значении месторасположения).
Логопед: Рассмотрите схемы на доске и ответьте: «Кто откуда выйдет?»
Дедушка детский сад
Бабушка школа
Ученик магазин
Мама аптека
Папа Из парикмахерская
Малыш парк
4. Сравнение предлогов В - ИЗ С задание 14. с. 17).
Логопед: Рассмотрите картинки. Какое значение имеют предлоги В - ИЗ в данном случае, почему записаны парой?
(Имеют противоположное значение, обозначают противоположное направление движения.)
5. Физминутка. «Покажи что назову».
Логопед: Я буду называть направление, а вы - шагать в данном направлении. Итак: вправо, влево, вперед, назад, налево, вперед, направо, назад, налево.
6. Дифференциация предлогов В - ИЗ (задание 15. с. 17).
Логопед: Рассмотрите картинки. При помощи стрелок, которые указывают направление и заменяют предлоги В - ИЗ, составьте и запишите словосочетания или предложения.
Например: (гриб) _________(корзина) - гриб положили в корзину; гриб достали из корзины.
Слова в скобках заменены картинками.
Картинки (гриб) ______________(корзина)
(мальчик)_______ (шкаф)
(ручка)___________ (портфель)
(роза)____________ (ваза)
(пальто)____________(шкаф)
7. Развитие логического мышления. Устранение устного аграмматизма
Логопед: Кот Леопольд записал предложения (запись на карточках), а мышата стёрли предлоги и окончания некоторых слов. Помогите коту Леопольду восстановить предложения. Вставьте предлоги и допишите окончания слов.
Жираф живет ... зоопарк... .
Утка вышла ... озер... ,
Кость лежит ... миск... .
Собака достала кость ... миск... .
Мама положила печенье ... ваз... .
Карлсон съел варенье ... банк... .
///. Итог занятия
Логопед: Прочитайте предложения с предлогом ИЗ. Прочитайте предложения с предлогом В.
ЗАНЯТИЕ 16
Тема:Предлоги ОТ - ИЗ.
Цели и задачи:
знакомство с предлогами ОТ - ИЗ,
закрепление знания о предлогах,
дифференциация предлогов ИЗ - ОТ между собой и с другими предлогами, уточнение значения предлогов ОТ - ИЗ,
закрепление знания орфограмм, закрепление знания о правописании предлогов,
практическое употребление существительных в форме единственного числа родительного падежа.
Оборудование: карточки с предлогами ОТ - ИЗ (демонстрационные и раздаточные), карточки для индивидуальной работы.
Ход занятия
1. Оргмомент
1. Практическое употребление существительных в форме единственного числа родительного падежа (задание 16. с. 18).
Логопед: Давайте поиграем в игру «От какого дерева детки?». Рассмотрите деревья и скажите, как называется листок или иголка с каждого дерева.
Картинки: береза, дуб, клен, ель, рябина, сосна.
Логопед: Какой предлог вы использовали при ответах на вопрос? (Предлог ОТ.)
2. Преобразование относительных прилагательныхв словосочетания, состоящие из существительныхс предлогом ИЗ (задание 17. с. 18).
Логопед: Посмотрите, из чего приготовили сок? Запишите ответы по образцу. Образец: томатный сок - из томатов, яблочный - из яблок.
Картинки: яблоко, груша, лимон, виноград, слива, апельсин.
Логопед: Какой предлог вы использовали при ответах на вопрос? (Предлог ИЗ.)
3. Сформулировать тему занятия и записать ее на доске.