II. Основная часть
1. Закрепление знаний о составе слова.
Логопед: Припомните из первого задания существительные женского рода и запишите их, разбирая по составу.
Слова: Учительница, лопатка, лопата.
2. Закрепление знаний о префиксальном способе словообразования.
Логопед: Прочитайте слова (запись на доске). Что необычного вы заметили? (В словах нет приставок.) Добавьте к словам необходимые приставки (по-, под) и прочитайте новые слова.
-ГРЕМУШКА -ДРУЖКА -НОЖКА
-ГОНЯ -ПРАВКА -СКАЗКА
3. Проверка знаний учащихся в образованиислов суффиксальным способом.
Логопед: Рассмотрите и назовите картинки. Образуйте от этих названий слова с уменьшительно-ласкательным значением. Запишите пары слов (запись на доске), выделите словообразовательные суффиксы.
Картинки: коляска, кувшин, стул, чашка, ящик, кольцо, цветок, пуговица, скамья, сани.
3. Закрепление навыков составления морфологических схем слов.
Логопед: Послушайте слова и составьте морфологические схемы слов (работа на доске).
Слова: кораблик, змейка, побег, ласточка, лисенок, птичка, напев, рисовать, съезд.
5. Закрепление знания о составе слова.
Логопед: Прочитайте части слов на карточках и составьте из них слова.
Части слов {запись на карточках):-чик-, раз-, -а, -к-, -ый, -л-, -а, -к-, -к-, -стёж-, -вед-, -ый, про-, -гул-, -свет-, при-, за-, -гор-, -бел-, -еньк-.
(Разведчик, беленький, застежка, прогулка, пригорок, светлый...)
6. Закрепление знания частей слов на уровне предложения.
Логопед: Прочитайте текст, перепишите его.
Разберите по составу подчеркнутые слова (работа на карточках).
Летний зной (2-й класс)
(По К. Паустовскому )
Стояла жара. Мы шли сосновым лесом. Кричали медведки. Пахло сосновой корой и земляникой. Над верхушками сосен неподвижно висели ястребы. Лес был раскален от зноя. Мы отдыхали в густом сосновом лесу. Там дышали запахом травы и корней. К вечеру мы вышли к озеру. На небе блестели звезды. Утки с тяжелым свистом летели на ночлег.
Утром (3-й класс)
(По И. Соколову-Микитову)
Ранним утром я вышел из палатки. Яркое солнце ярко блестело на пелене снега. Выпавший ночью снег покрыл пастбище. Я сделал несколько шагов. На снегу заметил следы двух оленей. Животные ночью подходили к палатке. След русака вытянулся длинной петлей. Первый снег раскрывал секреты ночной жизни зверей. Мы спустились в долину. На ярком фоне снега увидели медведя. Он заметил нас и быстро удалился.
III. Итог занятия
Логопед: Назовите слова, где есть приставки и суффиксы. А потом такие, где есть приставки; суффиксы. Подберите к ним родственные слова. Назовите слова, состоящие только из корня и окончания.