II. Основной текст

1. Знакомство с понятием «суффикс». Знакомство со значением некоторых суффиксов.

Логопед: Во всех словах, обозначающих маленькие пред­меты, встречался

суффикс -К-. Суффикс служит для образо­вания новых слов и чаще всего стоит после корня.

2. Развитие слухового внимания.

Логопед: Послушайте сказку о волшебнике Суффиксе. В давние-давние времена в далекой стране Грамматике жил в замке старый волшебник Суффикс. Очень боялись его жители страны. Об этом колдуне давно ходила дурная сла­ва. Он мог превращать слова из маленьких в большие или просто огромные, а доброго мог сделать злым, или, наобо­рот, превратить сердитого в ласкового и послушного. Как это удавалось волшебнику, слова не знали, а оттого и боя­лись его.

Однажды в город пришел огромный великан. Сделался правителем, короля прогнал в лес и стал управлять всем и всеми. Опечалились жители. Как жить дальше? Чем кор­мить огромного великана, если он за один раз съедал ста­до коров. Во что одевать, если на одну его рубашку уходил годовой запас ткани. И тут старейшина города предложил обратиться за помощью к волшебнику Суффиксу. Жители боялись идти к старику. Но нашлись три смельчака, кото­рые отважились на это путешествие. Они нашли замок волшебника. Рассказали ему о несчастье горожан, и тот обещал помочь.

На следующее утро волшебник Суффикс появился на главной площади города перед дворцом великана. Новый правитель сидел на балконе и пил утренний кофе. Завидев старенького колдуна, великан рассмеялся и сказал: «Так это тебя так боится мой народ? Трусливые людишки!» Вол­шебник Суффикс ничего ему не ответил, а лишь взмахнул своей волшебной палочкой, и ...сапожищи великана превра­тились в сапожки, взмахнул еще раз и ... (логопед называет предметы, а дети досказывают ему, каким он стал) Вот так и не стало великана, а на его месте остался маленький человечек. Замахал он ручками, затопал ножками и убежал с глаз долой.

Вернулся из леса прежний король, и зажили люди счас­тливо. Правитель щедро наградил волшебника Суффикса и пригласил его жить в город.

С тех пор никто и никогда больше не боялся старого кол­дуна. А жители города еще долго пересказывали эту исто­рию, передавая ее от детей к внукам.

3. Знакомство с суффиксами -ОНЬК-. -ЕНЬК-. -УШК-. -ЮШК-. -ИНЬК-. имеющими уменьшительно-ласкательное значение.

Логопед: Куклы принесли с собой любимые сказки с кар­тинками. Они хотят вам показать картинки и просят на­звать героев сказок ласково.

Картинки: заюшка, лисонька, дедушка, бабушка, медвёдюшка, ежинька, тетушка, дядюшка, лошадушка.

4. Запись слов из предыдущего задания и обозначение суффиксов, при помощи которых образованы эти слова (работа на доске).

5_. Знакомство с суффиксами -ЧИК-. -ЩИК-.

Образование названия профессий.

Логопед: Куклы пригласили к нам в гости и другие суф­фиксы. Ответьте верно на вопросы и вы узнаете, какое зна­чение они имеют.

~ Кто помогает на вокзале носить вещи?

- Кто чистит нашу обувь?

- Кто носит специальную форму и летает на самолете?

- Кто дрессирует зверей?

- Кто что-то налаживает?

- Кто чинит водопровод?

- Кто стреляет из пулемета?

- Кто служит в ракетных войсках?

- Кто косит газоны?

Логопед: Что общего между всеми отгаданными словами? (Они обозначают названия профессий.)

6.Припоминание суффиксов, используемых для образова­ния названий профессий. Развитие навыков словообразования.

Логопед: Куклы познакомили вас со многими суффикса­ми. Теперь ни просят вас отыскать эти части слов.

Прочитайте слова на карточках и подумайте, какие суф­фиксы могли найти куклы в словах?

Слова на карточках:

- танкист, дирижер, пекарь;

- танкист, жонглер, токарь;

- фигурист, оратор, слесарь;

- хоккеист, архитектор, пахарь.

7. Работа по обогащению словаря и дифференциации слов (работа на материале предыдущего задания).

Логопед: Распределите слова, обозначающие названия различных профессий, на группы.

Подумайте, сколько групп слов получится? По какому принципу вы их разделили?

8. Работа на уровне текста. Закрепление умения суффиксального способа образования новых слов (задание 7, с. 9),

Логопед: Прочитайте текст. Найдите слова, в которых есть суффиксы. Подчеркните слова с суффиксами, выдели­те их. Какую роль играют в словах эти суффиксы?

Кот Васька и мышки

Кот Васька спал на подоконнике. В это время из норки тихонько вылезли две мышки. Они были серенькие. Хвос­тики у них длинные, лапки коротенькие. Ушки у мышек маленькие, а зубки остренькие. Стали мышки пробирать­ся на кухню. Тут кот Васька уши навострил, втянул носом воздух и раскрыл широко глаза. Мышки замерли от страха. Васька прыгнул с подоконника. Мышки бросились в разные стороны. Стал кот метаться по комнате: то за одной бросит­ся, то к другой прыгнет. Да так никого и не поймал.

В зависимости от возможностей детей можно также использовать для работы следующий текст.

Рысь

(По И. Соколову-Микитову)

Под старой сосной грелась рысь. На ветку села синичка. Ветка тихо качнулась. Зашуршала в траве лесная мышка. Маленький рысенок бросился с ней играть. Мать ласково мурлыкала и смотрела на малыша.

Ночью она пойдет за добычей. Поймает хищница малень­ких зайчат, крупных зайцев, тяжелых глухарей. Много вреда приносит рысь.

///. Итог занятия

Логопед: Назовите из текста слова с суффиксами. Какое значение имеют эти суффиксы?