II,. Основная часть

1. Работа с текстом.

Логопед: Послушайте текст. Назовите слова с общим кор­нем. Являются ли эти слова только однокоренными или еще и родственными?

Рос

Жило-было маленькое слово РОС. Было оно коротким, почти незаметным. Большие слова его не замечали, в гости не звали, на дни рождения не приглашали. Обидно стало слову РОС, и пошло оно к царице Грамматике. Стало слово РОС делиться своим горем и просить помочь ему. Уж очень хотелось слову немного ПОДРАСТИ- Пожалела повелитель­ница слово и посадила его в землю, как зернышко, потом по­лила волшебной водичкой, и ...стало слово РАСТИ.

Прошло немного времени, и из земли показался РОСТОК. рос РОСТОК, развивался и превратился в маленькое деревце. Солнышко его грело, дождик поливал, и вот ВЫРОСЛО боль­шое дерево, ПРОРОСЛИ на нем веточки и листочки. РАЗРОС­ЛОСЬ чудо-дерево, а вместо листочков на нем висят слова.

Подумайте и скажите, какие слова выросли на чудесном дереве? (Рос, росток, расти, проросло, выросло...)

2. Запись родственных слов из сказки и обозначение корня.
Логопед: Запишите слова из сказки (запись на доске) и укажите корень в родственных словах.

3. Работа над словосочетанием.

Логопед: Прочитайте словосочетания и запишите только те, которые допустимы в речи (работа на карточках).

ясно объяснить виться вьюном криком кричать глазеть глазами

Словосочетания:

маслить маслом петь песни старый старик жарить жаркое работать работу писать письмо варить варенье начинать сначала делать дело закончить до конца точить точилкой

угощать гостя откусить кусочек косить косой

Логопед: Найдите выражения, имеющие переносный смысл (устойчивые выражения, афоризмы), объясните их значение.

4. Знакомство со сложными словами.
Знакомство со сложным способом словообразования.
Логопед: Вы все прекрасно знаете, что самая главная часть в слове - корень. Но бывает так, что в слове встреча­ется две главные части. Кто главнее? Что делать? А может, они обе равны и находятся в равном положении?

Послушайте стихотворение и попробуйте найти такие слова.

Семеро в отделе - все при деле!

Пустовед поправляет берет.

Пустодел горделиво глядел.

Пустолей призывал: «Быстрей!»

Пустотес заострял вопрос,

Пустомол наполнял котел,

Пустовар нагонял жар,

Пустосчет вел всему учет...

К небу дым густой, а котел пустой!

Перечислите всех работников отдела. (Пустовар, пусто­вед, пустодел, пустолей, пустотес, пустомол, пустосчет.) Что могут обозначать эти слова?

5. Соотнесение сложных слов со схемой

для их обозначения.

Логопед объясняет, что сложные слова имеют два равно­правных корня, которые обозначаются так же, как и в сло­вах с одним корнем. Между корнями бывают соединитель­ные гласные О или Ё, которые скрепляют корни (на доску выставляется веселое пособие «Сложные слова» ).


6. Развитие умения образования сложных слов (задание 7. с. 5).

Логопед: Соедините линиями «поссорившиеся» корни. Со­ставьте сложные слова при помощи гласных О - Е. Запишите их, укажите корни. Прочитайте получившиеся сложные слова. Что они обозначают? Подчеркните соединительные гласные, ПАР- -ХОД ПОЛ- -ВАР САМ- -ТЁР ЛЁД, -ЛЁТ ПЫЛЬ- -СОС

(Пароход, полотер, самовар, самолет, пылесос.)

7. Работа на уровне предложения (задание 8. с. 5).

Логопед: Прочитайте предложения. Найдите сложные слова. Выпишите их и укажите корни. На реке начался ледоход. На насеку приехал пчеловод. Маша чистит ковер пылесосом. Сталевар варит сталь.

Во дворе работает снегоуборочная машина. По болоту едет вездеход. Пассажирский самолет набирает высоту. Высоко в горах прошел сильный снегопад.

8. Работа по формированию навыков слухового анализа и синтеза.

Логопед: Послушайте предложения. Найдите в них слож­ные слова. Укажите, от каких слов они образованы и какая гласная соединяет корни этих сложных слов. Образец: сне­гопад = снег + падать, соединительная гласная О.

Уже начался сенокос.

Красив осенний листопад.

Лесорубы вернулись домой.

Издалека слышится шум водопада.

Пешеходы переходят улицу.

Мореплаватель сошел на берег неизвестного острова.

Путешественники рассказали о дальних странах.