II. Основная часть
1. Закрепление темы занятия.
Логопед: Прочитайте ряды слов (запись на доске). Определите лишнее слово в каждом ряду, зачеркните его. Выделите в оставшихся словах корень:
- борьба, борец, бороться, воевать;
- вражда, враг, противник, вражеский;
- смешной, смех, смешать, смешить;
- ветер, вихрь, ветерок, безветрие;
- сосна, дерево, деревцо, деревянный.
2. Развитие внимания и зрительного восприятия.
Логопед: Посмотрите, на картинку (демонстрирует сюжетную картинку «Зима»). Найдите и запишите родственные слова группами. Выделите корень в каждой группе родственных слов.
Группы слов:
- снег, снеговик, снежинки, снежная (баба), снегоход, под
снежник, снежок;
- кошка, котенок, кот;
- зима, зимний.
3. Развитие навыков словообразования (задание 5. с. 4).
Логопед: От данных корней образуйте и запишите слова при помощи приставок и суффиксов. Почему эти слова родственные?
Корни: -бол(ь)-, -езд-.
Приблизительный перечень слов: заболеть, переболеть, болеть, боль, больно, больной, болячка, заболевание, больничный; переезд, выезд, заезд, езда, ездить, ездок, ездовой, поездка.
4. Развитие логического мышления.
Логопед: Отгадайте загадки и подберите к отгадкам родственные слова.
Куда бежит - сама не знает. В степи ровна, в лесу петляет, Споткнется у порога. Что это? (Дорога) |
Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лед) |
Я березку качну,
Я тебя подтолкну,
Налечу, засвищу,
Даже шапку утащу,
А меня не видать.
Кто я? Можешь угадать? (Ветер)
Он вошел - никто не видел, У маленькой животинки
Он сказал - никто не слышал. Сто серебряных монеток на спинке. (Рыба)
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес. (Мороз)
5. Развитие логического мышления, звукового анализа
Логопед: Допишите сравнения верно (запись на доске) и вы прочитаете по вертикали слово, обозначающее болтливого человека. Подберите к отгаданному слову родственные слова. Замените вторую букву на букву О, иначе слово не получится!
1 2 | ||||||
1. Упрямый, как ... 2. Сонная, как ...
3. Красный, как ... 4. Топает, как ...
5. Надулся, как ... 6. Немой, как ...
Слово в выделенных клетках: СОРОКА.
6. Развитие языкового анализа и закрепление знания норморфографии (задание 6. с. 4—5).
Логопед: Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова с корнем -СНЕГ(Ж)-. Обозначьте корень в родственных словах.
Зима
Наступила зима. Выпал белый пушистый .... Деревья укрылись ... шапками. Дома стоят ... после.... Вот во двор вышли дети. Они будут играть в ... и строить ... бабу. Школьники приготовили для малышей ... крепость. Родители помогли построить ... горку.
А вот во дворе появилась ... машина. Она медленно убирает пушистый белый .... Рядом стоит грузовик. Он вывезет лишний ... за город.
Слова для справок: снег, снежный, заснеженный, снегопад, снежки, снегоуборочный.
///. Итог занятия
Логопед: Еще раз прочитайте текст. Вспомните еще слова, которые можно отнести в эту группу родственных слов.