II. Основная часть

1. Закрепление темы занятия.

Логопед: Прочитайте ряды слов (запись на доске). Опре­делите лишнее слово в каждом ряду, зачеркните его. Выде­лите в оставшихся словах корень:

- борьба, борец, бороться, воевать;

- вражда, враг, противник, вражеский;

- смешной, смех, смешать, смешить;

- ветер, вихрь, ветерок, безветрие;

- сосна, дерево, деревцо, деревянный.

2. Развитие внимания и зрительного восприятия.

Логопед: Посмотрите, на картинку (демонстрирует сюжетную картинку «Зима»). Найдите и запишите родс­твенные слова группами. Выделите корень в каждой группе родственных слов.

Группы слов:

- снег, снеговик, снежинки, снежная (баба), снегоход, под­
снежник, снежок;

- кошка, котенок, кот;

- зима, зимний.

3. Развитие навыков словообразования (задание 5. с. 4).

Логопед: От данных корней образуйте и запишите слова при помощи приставок и суффиксов. Почему эти слова родс­твенные?


Корни: -бол(ь)-, -езд-.

Приблизительный перечень слов: заболеть, переболеть, болеть, боль, больно, больной, болячка, заболевание, боль­ничный; переезд, выезд, заезд, езда, ездить, ездок, ездовой, поездка.

4. Развитие логического мышления.

Логопед: Отгадайте загадки и подберите к отгадкам родс­твенные слова.

Куда бежит - сама не знает. В степи ровна, в лесу петляет, Споткнется у порога. Что это? (Дорога)
Прозрачен, как стекло, А не вставишь в окно. (Лед)

Я березку качну,

Я тебя подтолкну,

Налечу, засвищу,

Даже шапку утащу,

А меня не видать.

Кто я? Можешь угадать? (Ветер)

 

 

Он вошел - никто не видел, У маленькой животинки

Он сказал - никто не слышал. Сто серебряных монеток на спинке. (Рыба)

Дунул в окна и исчез,

А на окнах вырос лес. (Мороз)

5. Развитие логического мышления, звукового анализа

Логопед: Допишите сравнения верно (запись на доске) и вы прочитаете по вертикали слово, обозначающее болтливого человека. Подберите к отгаданному слову родственные слова. Замените вторую букву на букву О, иначе слово не получится!

 

 

 

 

 

 

 

    1 2        
       
       
         
           
       

1. Упрямый, как ... 2. Сонная, как ...

3. Красный, как ... 4. Топает, как ...

5. Надулся, как ... 6. Немой, как ...

Слово в выделенных клетках: СОРОКА.

6. Развитие языкового анализа и закрепление знания норморфографии (задание 6. с. 4—5).

Логопед: Прочитайте текст, вставляя пропущенные сло­ва с корнем -СНЕГ(Ж)-. Обозначьте корень в родственных словах.

Зима

Наступила зима. Выпал белый пушистый .... Деревья ук­рылись ... шапками. Дома стоят ... после.... Вот во двор вы­шли дети. Они будут играть в ... и строить ... бабу. Школь­ники приготовили для малышей ... крепость. Родители помогли построить ... горку.

А вот во дворе появилась ... машина. Она медленно уби­рает пушистый белый .... Рядом стоит грузовик. Он вывезет лишний ... за город.

Слова для справок: снег, снежный, заснеженный, сне­гопад, снежки, снегоуборочный.

///. Итог занятия

Логопед: Еще раз прочитайте текст. Вспомните еще сло­ва, которые можно отнести в эту группу родственных слов.