II. Основная часть

ЗАНЯТИЕ 1

Тема:Слово. Однокоренные слова.

Цели и задачи:

познакомить детей с родственными и однокоренными словами;

закрепить знания детей о правопи­сании родственных слов, научить выделять корень сло­ва; учить детей работе со словарными словами;

обогатить словарь детей;

развивать навыки словообразования.

Оборудование:силуэтное изображение дерева; карточки со словами; карточки для индивидуальной работы; демонс­трационная карточка с изображением корня слова; карто­чки с заданиями для развития зрительного восприятия.

Ход занятия

/. Оргмомент

1. Развитие зрительного восприятия.

Игры: «Найди отличия», «Чем отличаются?», «Что из­менилось?», «Что пропало?».

II. Основная часть

1. Знакомство детей с темой занятия (задание I, с. 3)

Логопед: Посмотрите, я посадила необычное дерево. У него необычные листочки, на которых записаны слова. И корни у этих деревьев тоже необычные - около них записа­ны части слова.

Как-то много лет назад

Посадили странный сад.

Не был сад фруктовым,

Был он просто словом.

Это слово, словно корень,

Разрастаться стало вскоре.

И плоды нам принесло -

Стало много новых слов.

Вот так происходит и с нашими загадочными деревьями. Давайте запишем слово, от которого образованы все слова-листочки, запишем слова-листочки и выделим корень каж­дого слова.

Дети записывают слова, отмечают в них корень: САД - садик, садовый, садовник, садовод, рассада, посадка.

2. Соотнесение корня слова со схемой для обозначенияна письме (задание 2. с. 3).

Логопед: Вспомните, как мы обозначаем корень в однокоренных словах? Нарисуйте в пустом квадрате его обозначе­ние.

3. Закрепление знаний детей об однокоренныхи родственных словах.

Игра «Собери группы слов».

Логопед выставляет на до­ску 12 карточек с записанными на них словами (учитель, воробей, ворона, вороненок, учить, береза, подберезовик, во­робушек, ученик, воробьиха, березовый, воробьиное) и пред­лагает детям разделить слова так, чтобы в каждой группе находились слова, близкие по смыслу и с одинаковым кор­нем.

4. Дифференииаиия слов с одинаковым корнем и родственных слов.

Логопед: Посмотрите, подул сильный ветер и унес с дере­вьев листочки. Они перепутались. Давайте подумаем, с ка­кого дерева улетел каждый листочек?

Выставляются карточки со словами в виде листочков: горе, горка, гора, горюшко, горемыка, горочка, пригорок, вы­сокогорье, горемычный. Логопед вместе с детьми припоми­нает значение слова, отмеченного звездочкой.

5. Физминутка.

На усмотрение логопеда.

 

 

6. Индивидуальная работа по карточкам.

Логопед: Прочитайте текст. Вставьте в предложения под­ходящие по смыслу слова. Укажите в этих словах корень.

Карточка №1

На огонь летит маленький ... . Солнце, луна, звезды - не­бесные ... . В комнате стало ... от огня. Вдалеке я увидел тус­клый ... . Зимой солнце ..., но не греет. Скоро наступит ... и станет совсем....

Слова для справок: свет, светло, светит, светлячок, света­ет, рассвет, светила.

Карточка №2

Сегодня у нас был урок ... . На излучине реки стоял ... и смотрел вдаль. Я повесил свой ... на стену около дивана. Мой брат Саша очень любит ... . Это была ... на тему «Осень».

Слова для справок: рисунок, рисовать, рисование, зари­совка, рисовальщик.

Карточка №3

Мама купила в магазине для плова ... . Куда ни глянешь всюду... поля. Сегодня на поле приехал главный ... . Дедуш­ка аккуратно перебирал крупу, складывая ... к ... . Мама приготовила на обед вкусный ... суп.

Слова для справок: рис, рисовод, рисовый, рисинка.

///. Итог занятия (задание 3, с. 3)

Логопед: Посмотрите на картинку. Назовите однокоренные слова, их главную неизменяемую часть - корень. Поче­му эти слова нельзя назвать родственными? Запишите на­званные слова и дополните эту группу своими словами.