II. Основная часть
ЗАНЯТИЕ 1
Тема:Слово. Однокоренные слова.
Цели и задачи:
познакомить детей с родственными и однокоренными словами;
закрепить знания детей о правописании родственных слов, научить выделять корень слова; учить детей работе со словарными словами;
обогатить словарь детей;
развивать навыки словообразования.
Оборудование:силуэтное изображение дерева; карточки со словами; карточки для индивидуальной работы; демонстрационная карточка с изображением корня слова; карточки с заданиями для развития зрительного восприятия.
Ход занятия
/. Оргмомент
1. Развитие зрительного восприятия.
Игры: «Найди отличия», «Чем отличаются?», «Что изменилось?», «Что пропало?».
II. Основная часть
1. Знакомство детей с темой занятия (задание I, с. 3)
Логопед: Посмотрите, я посадила необычное дерево. У него необычные листочки, на которых записаны слова. И корни у этих деревьев тоже необычные - около них записаны части слова.
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым,
Был он просто словом.
Это слово, словно корень,
Разрастаться стало вскоре.
И плоды нам принесло -
Стало много новых слов.
Вот так происходит и с нашими загадочными деревьями. Давайте запишем слово, от которого образованы все слова-листочки, запишем слова-листочки и выделим корень каждого слова.
Дети записывают слова, отмечают в них корень: САД - садик, садовый, садовник, садовод, рассада, посадка.
2. Соотнесение корня слова со схемой для обозначенияна письме (задание 2. с. 3).
Логопед: Вспомните, как мы обозначаем корень в однокоренных словах? Нарисуйте в пустом квадрате его обозначение.
3. Закрепление знаний детей об однокоренныхи родственных словах.
Игра «Собери группы слов».
Логопед выставляет на доску 12 карточек с записанными на них словами (учитель, воробей, ворона, вороненок, учить, береза, подберезовик, воробушек, ученик, воробьиха, березовый, воробьиное) и предлагает детям разделить слова так, чтобы в каждой группе находились слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем.
4. Дифференииаиия слов с одинаковым корнем и родственных слов.
Логопед: Посмотрите, подул сильный ветер и унес с деревьев листочки. Они перепутались. Давайте подумаем, с какого дерева улетел каждый листочек?
Выставляются карточки со словами в виде листочков: горе, горка, гора, горюшко, горемыка, горочка, пригорок, высокогорье, горемычный. Логопед вместе с детьми припоминает значение слова, отмеченного звездочкой.
5. Физминутка.
На усмотрение логопеда.
6. Индивидуальная работа по карточкам.
Логопед: Прочитайте текст. Вставьте в предложения подходящие по смыслу слова. Укажите в этих словах корень.
Карточка №1
На огонь летит маленький ... . Солнце, луна, звезды - небесные ... . В комнате стало ... от огня. Вдалеке я увидел тусклый ... . Зимой солнце ..., но не греет. Скоро наступит ... и станет совсем....
Слова для справок: свет, светло, светит, светлячок, светает, рассвет, светила.
Карточка №2
Сегодня у нас был урок ... . На излучине реки стоял ... и смотрел вдаль. Я повесил свой ... на стену около дивана. Мой брат Саша очень любит ... . Это была ... на тему «Осень».
Слова для справок: рисунок, рисовать, рисование, зарисовка, рисовальщик.
Карточка №3
Мама купила в магазине для плова ... . Куда ни глянешь всюду... поля. Сегодня на поле приехал главный ... . Дедушка аккуратно перебирал крупу, складывая ... к ... . Мама приготовила на обед вкусный ... суп.
Слова для справок: рис, рисовод, рисовый, рисинка.
///. Итог занятия (задание 3, с. 3)
Логопед: Посмотрите на картинку. Назовите однокоренные слова, их главную неизменяемую часть - корень. Почему эти слова нельзя назвать родственными? Запишите названные слова и дополните эту группу своими словами.