Судебная власть

Чудиновская Наталья Андреевна

Литература:

1. Учебники под редакцией Треушникова, Шерстюка

2. Учебники под редакцией Шакарян

3. Учебники кафедры под редакцией Еркова

4. Учебная литература под редакцией Осокиной

5. Комментарии Крашенинникова

6. Гражданско-процессуальный кодекс

Предмет, метод, система и наука гражданско-процессуального права

План:

1. Судебная власть, понятие и место в системе разделения властей

2. Понятие гражданского процесса, виды судебных производств и стадии гражданского процесса

3. Понятие, предмет, система, метод гражданского процессуального права

4. Источники гражданского процессуального права

5. Наука гражданского процессуального права

Судебная власть

Впервые на законодательном уровне о судебной власти было сказано в Декларации прав и свобод человека 1991 года. На основе этой декларации 21 октября 1991 года была принята концепция судебной реформы, основная мысль которой заключалась в том, что в РФ предпринимаются меры организационного и правового характера по созданию независимого и беспристрастного суда в рамках правового государства.

В конституции РФ 1993 года было легально установлено, что РФ является правовым государством и этот принцип реализуется в результате деления власти на 3 ветви. Действующая конституция содержит основные принципы осуществления правосудия, а глава 7ая полностью посвящена судебной власти. Следовательно конституция является одним из источников ГПП. Дальнейшее законодательное развитие и становление судебной власти выразилось в следующих НПА: 31 декабря 1996 года был принят ФКЗ о судебной системе в котором содержаться основные принципы постороения судебной власти, закреплена система и структура судов и основные принципы осуществления правосудия. Кроме того был принят ряд специализированных законов о различных видах судов - 24.07.94 ФКЗ «О конституционном суде», 28.04.95 ФКЗ «об арбитражных судах», 23.06.99 «О военных судах», ФЗ от 17.12.98 «О мировых судьях».

В настоящее время в юридической науке нет единого мнения по поводу понятия судебной власти. Все основные концепции условно можно поделить на три основные группы:

1. Судебная власть рассматривается как совокупность судов. Это наиболее старейшее понимание судебной власти, которая существует с 1864 года

2. Рассматривает судебную власть в функциональном контексте, то есть как совокупность полномочий суда или деятельность судов по рассмотрению и разрешению конкретных дел.

3. Не рассматривают судебную власть отдельно по 2ум вышеизложенным точкам зрения, а объединяют их в единое цело, то есть судебная власть это система судов, осуществляющих деятельность по рассмотрению и разрешению конкретных дел.

Основные черты, характеризующие судебную власть:

1. Самостоятельность, автономность и наличие контрольных функций в отношении законодательной и исполнительной власти. Присвоение статуса носителя власти осуществляется государством, но после того как государство делегирует полномочия по рассмотрению дел судебной власти, оно (государство) само становиться её объектом.

2. Судебная власть осуществляется через особый круг субъектов и в этом проявляется её институциональность. Согласно части 1 статьи 11 Конституции РФ суды названы в качестве одного из органов через которые осуществляется государственная власть. Статья 1 ФКЗ о судебной системе конкретизирует, что судебная власть осуществляется только судами в лице судей и привлекаемых к осуществлению правосудия присяжных заседателей или арбитражных заседатели, а также указываются народные заседатели (их уже нет).

В судебной системе РФ есть 2 группы судов:

a. Федеральные суды

i. Конституционный суд

ii. Суды общей юрисдикции (Верховный суд РФ, Суд субъектов РФ, районные суды, военные суды)

b. Суды субъектов РФ (уставные суды субъектов РФ, мировые судьи)

3. Особая функциональная направленность, то есть судебная власть занимается осуществлением правосудия. Основное отличие судебной власти от законодательной и исполнительной заключается в том, что судебная власть приступает к осуществлению своих полномочий только если заинтересованное лицо обращается в суд, то есть предназначение судебной власти заключается в разрешении социальных конфликтов с позиции права.

 

Судебная власть – это государственно-властные отношения, складывающиеся в процессе осуществления судами деятельности по разрешению правовых конфликтов.

Судебная власть в гражданском процессе – это государственно-властные отношения, складывающиеся в процессе осуществления судами общей юрисдикции деятельности по разрешению частноправовых конфликтов.

Правосудие по гражданским делам – это урегулированная нормами гражданского процессуального права деятельность судов общей юрисдикции по рассмотрению и разрешению гражданских дел, направленная на обеспечение прав, свобод и законных интересов участников гражданского оборота.

Характерные черты правосудия:

1. Государственная деятельность, то есть её осуществляет особый круг субъектов. В соответствии со статьей 18 Конституции РФ правосудие осуществляется только системой государственных судов, а третейские и альтернативные суды правосудие осуществлять не вправе.

2. Правосудие имеет перед собой специальную цель. Согласно статье 18 Конституции РФ правосудие призвано обеспечивать права, свободы и законные интересы граждан. Обеспечительный характер означает, что сферой правосудия охватывается практически весь объем правовых конфликтов. Обеспечительная сущность правосудия заключается не только в признании права, но и в том, что судебный акт содержит обязательные предписания, которые распространяются как на участников спора, так и на иных лиц.

3. Правосудие отличается от других видов деятельности наличием особой процессуальной формы. Вся процедура с момента обращения в суд до момента вынесения решения жестко регламентирована законом.

4. В рамках правосудия выносятся судебные акты, имеющие общеобязательный характер. Особенность судебного акта заключается в его двойственной природе. С одной стороны это акт правоприменения, который содержит индивидуальные предписания для участников спора, с другой стороны, судебный акт – это явление публичного характера, то есть он обязателен не только для участников спора, но и для иных субъектов.

5. По своей природе правосудие это правоприменительная деятельность, то есть при разрешении конкретного спора суд применяет действующее право к рассматриваемому правоотношению. Однако в современных условиях суды неизбежно выполняют ещё и правотворческую функцию и отсюда возникает вопрос о прецедентном праве. Несомненным источником права является практика Европейского Суда по правам человека.