Бланк I (Т-ценности)

Задание 1

Инструкция. Ниже приводится список основных целей, которых люди стремятся достичь в своей жизни. Какие из них являются лично для вас ценными (значимыми)?

Значимость для вас каждого пункта этого списка проставьте в баллах от 5 до 1, где «5» — самый высокий балл, а «1» — самый низкий (табл. 7.22).

Задание 2

Инструкция. Ниже приводится список основных качеств личности человека. Какие из них являются для вас нужными, ценными (значимыми)?

Значимость для вас каждого пункта этого списка проставьте в баллах от 5 до 1, где «5» — самый высокий балл, а «1» — самый низкий (табл. 7.23).

__________________________________ школьный ВОЗРАСТ______________________________________

Таблица 7.22. Список основных целей (к заданию 1)
Содержание целей (ценностей) жизни Балл от 5 до 1
Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) Материальная обеспеченность (отсутствие материальных затруднений в жизни) Здоровье (физическое и психическое) Удовольствия (жизнь, полная удовольствий, приятного проведения времени, много развлечений) Интересная работа Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) Свобода как независимость в поступках и действиях Красота (переживание прекрасного в природе и искусстве) Хорошие и верные друзья Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, интеллектуальное развитие) Счастливая семейная жизнь Творчество (возможность творческой деятельности) Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей) Активная, деятельная жизнь Равенство (братство, равные возможности для всех)  
 

 

 

Таблица 7.23. Список основных качеств личности (к заданию 2)
Основные качества личности Балл от 5 до 1
Высокие запросы (высокие притязания) Чуткость(заботливость) Воспитанность (хорошие манеры, вежливость) Жизнерадостность (чувство юмора) Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов Исполнительность (дисциплинированность) Непримиримость к недостаткам в себе и в других Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, привычки) Честность(правдивость, искренность) Образованность (широта знаний, высокая общая культура) Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) Терпимость (к взглядам и мнениям других людей, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные решения) Ответственность (чувство долга, умение держать слово)  

 

Процедура проведения исследования состоит в следующем. После ин­струкции, в которой испытуемым кратко формулируются цели работы и объясняются правила заполнения бланков, им раздаются бланки I с тер­минальными ценностями. Испытуемых нужно особо предупредить, что ра­бота должна вестись ими индивидуально, без советов друге другом, списы­вания и т. п. Экспериментатор в процессе работы все время должен следить за соблюдением этого правила. Не следует чрезмерно твердо настаивать на заполнении всех пунктов бланка методики, особенно в тех случаях, когда учащийся действительно не знает, какой балл ему поставить для той или иной ценности. При выполнении отдельными учащимися первого задания методики бланк I у них отбирается и дается бланк II. После заполнения он также отбирается, и учащийся покидает помещение, где проводится экспе­римент. Работу можно проводить как с целым школьным классом, так и с группами учащихся.

Обработка и интерпретации данных ведутся в строгом соответствии с те­оретической моделью понимания ЦО, изложенной выше. Это означает, что прежде всего следует определить степень сформированное™ психологичес­кого механизма ЦО, т. е. особенности дифференциации ценностей (умение учащихся производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот психологический параметр ЦО, является вариативность оценок при оп­ределении значимости той или иной ценности. В случаях, когда учащиеся используют все оценки 5-балльной шкалы, можно говорить о сформирован­ное™ у них психологического механизма дифференциации. Использование же испытуемыми при ранжировании ценностей в основном двух оценок из пяти (обычно только «4» и «5») свидетельствует о том, что механизм диффе­ренциации находится на начальной стадии своего формирования. Если же испытуемые все предложенные ценности оценивают одним и тем же баллом или вообще не могут дать оценки, то это означает, что дифференциация как психологический механизм ЦО у этих учащихся еще не сформировалась.

Таким образом, по степени сформированное™ этого психологического механизма все испытуемые могут быть распределены на три основные груп­пы: 1) учащиеся, у которых имеется в достаточной мере дифференцирован­ная структура ЦО; 2) учащиеся, у которых дифференцированная структура ЦО начинает формироваться; 3) учащиеся, у которых дифференцирован­ная структура ЦО еще не сложилась. В соответствии с принятой нами кон­цепцией ЦО как показателя уровня личностного развития, на основе тако­го анализа результатов ранжирования ценностей можно охарактеризовать особенности этого развития по степени сформированности психологичес­кого механизма ЦО.

При анализе данных об умении учащихся дифференцировать необходи­мо учитывать, что для старшего подросткового и раннего юношеского воз­раста характерна более дробная и дифференцированная система оценок по терминальным ценностям, чем по инструментальным. Поэтому группировку испытуемых по этому параметру следует вести прежде всего по результатам ранжирования терминальных ценностей.


Как показали проведенные исследования, для школьников VIII—X клас­сов московских школ типичным может быть такое количественное распре­деление по выделенным выше группам.

Таблица 7.24. Особенности дифференциации системы оценок
Особенности дифференциации Количество учащихся в классе
VIII IX X
Высокая
Низкая
Отсутствует

 

Следующим показателем, характеризующим особенности формирования ЦО личности учащихся старших классов, является содержательная сторона иерархической структуры ЦО. Она определяется по величине ранга, полу­ченного той или иной ценностью. Совершенно очевидно, что из анализа особенностей содержания ЦО учащихся нужно исключить тех, у кого от­сутствует механизм дифференциации ценностей. ЦО у этих учащихся как устойчивое и действенное личностное образование еще не сформировались. У всех же остальных учащихся обнаруживается разная степень сформиро­ванное™ ЦО, которые могут иметь различия (типы) по своему содержанию (направленность ЦО).

Для определения содержания ЦО в исследованиях обычно принято ис­пользовать факторный или таксономический анализ. И хотя оба они (осо­бенно таксономический) достаточно эффективны, однако сопряжены со сложной математической процедурой, предусматривающей применение достаточно мощной ЭВМ. В условиях практической работы школьного пси­холога содержательный анализ структуры ЦО учащихся можно несколько упростить. Используя основной принцип таксономии — группировку дан­ных по сходным признакам, мы предлагаем следующую процедуру обработ­ки полученных данных. Взяв результаты ранжирования учащимися пред­ложенных ценностей по группам в зависимости от степени дифференциации (высокая и низкая), выделить в них тех учащихся, у которых совпали оцен­ки одних и тех же ценностей. Минимальным числом считается совпадение по 9 ценностям при расхождении по одной из этих ценностей в 1 балл. Сгруп­пировав на этом принципе данные ранжирования, вычисляют средний балл по каждой из 16 ценностей (сначала по Т-ценностям, потом по И-ценнос- тям). Средний балл определяется путемделения суммы всех оценок подан­ной ценности на число учащихся данной группы. Например, одинаковые оценки по 9 терминальным ценностям поставили 12 учеников. При этом ценность «интересная работа» у 11 учащихся получила высший балл «5», а у одного — 4 балла. Таким образом, в этой группе учащихся ценность «ин­тересная работа» имеет средний балл 4,89. Подобным образом вычисляют­ся баллы и для всех остальных 16 ценностей. В зависимости от «балльного веса» каждой ценности, она распределяется по шкале своей значимости для данной группы испытуемых. При этом возможно, что некоторые цен­ности получат одинаковое значение, свидетельствующее об их равнознач­ном месте в иерархической структуре ЦО учащихся. Как правило, при та­кой обработке определенные ценности получают близкие по величине средние оценки и образуют таким образом смысловые группы ценностей. Для выделения таких групп ценностей из основного их массива нужно вы­числить достоверность различий между группами, используя в зависимо­сти от характера распределения критерии Стьюдента или Вилкоксона. Цен­ности, расположенные в зависимости от полученных ими значений, образуют таким образом иерархическую содержательную структуру ЦО учащихся. Естественно, что ценности, попавшие в верхнюю часть этой структуры, определяют ведущую, основную ориентацию индивида на те или иные цели и средства его деятельности, что позволяет содержательно охарактеризовать направленность личности. Ценности, расположенные в нижней части иерархической структуры, также характеризуют направ­ленность личности, так как показывают незначимость содержащихся в них целей и средств для данного человека. Ценности, сгруппировавшиеся в се­редине иерархической структуры, малоинформативны для определения общей направленности личности. Для них характерна тенденция к изме­нению своего рангового места в зависимости от условий жизни и деятель­ности индивида, т. е. они больше, чем другие, подвержены влиянию со стороны и как бы добавляют штрихи к общей оценке содержательной сто­роны ЦО личности.

На основе предложенной обработки и анализа данных можно получить типологию ценностных ориентации личности учащихся старших классов, отличающихся по содержанию системы входящих в них ценностей. Следу­ет при этом иметь в виду, что, как показывают исследования, для группы учащихся с низкой дифференциацией максимальное число типов ЦО рав­няется двум. Для учащихся же с высокой дифференциацией число таких типов может быть значительно больше.

Устойчивость полученных характеристик ЦО учащихся достигается по­вторным обследованием тех же школьников по этой же методике, которое нужно провести спустя 2-3 недели. При этом следует изменить порядок расположения ценностей в экспериментальном бланке.

В заключение нужно отметить, что предлагаемая здесь методика дает наибольший эффект при массовом обследовании учащихся. В случае же индивидуальной работы с учениками целесообразно использовать специ­альные карточки с выписанными на каждой из них отдельными ценностя­ми. В этом случае необходимо требовать от испытуемого обязательного рас­пределения отдельно терминальных и инструментальных ценностей по 16 рангам. Оба способа использования предложенной методики позволяют также установить половые различия в особенностях формирования ценно­стных ориентации у учащихся старших классов.

Студенческий возраст Изучение мотивации обучения в вузе3

При создании данной методики автор* использовала ряд других извест­ных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремле­ние к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать про­фессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление при­обрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскиров­ки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в даль­нейшем не обрабатываются.