Бланк I (Т-ценности)
Задание 1
Инструкция. Ниже приводится список основных целей, которых люди стремятся достичь в своей жизни. Какие из них являются лично для вас ценными (значимыми)?
Значимость для вас каждого пункта этого списка проставьте в баллах от 5 до 1, где «5» — самый высокий балл, а «1» — самый низкий (табл. 7.22).
Задание 2
Инструкция. Ниже приводится список основных качеств личности человека. Какие из них являются для вас нужными, ценными (значимыми)?
Значимость для вас каждого пункта этого списка проставьте в баллах от 5 до 1, где «5» — самый высокий балл, а «1» — самый низкий (табл. 7.23).
__________________________________ школьный ВОЗРАСТ______________________________________
Таблица 7.22. Список основных целей (к заданию 1)
|
Таблица 7.23. Список основных качеств личности (к заданию 2)
|
Процедура проведения исследования состоит в следующем. После инструкции, в которой испытуемым кратко формулируются цели работы и объясняются правила заполнения бланков, им раздаются бланки I с терминальными ценностями. Испытуемых нужно особо предупредить, что работа должна вестись ими индивидуально, без советов друге другом, списывания и т. п. Экспериментатор в процессе работы все время должен следить за соблюдением этого правила. Не следует чрезмерно твердо настаивать на заполнении всех пунктов бланка методики, особенно в тех случаях, когда учащийся действительно не знает, какой балл ему поставить для той или иной ценности. При выполнении отдельными учащимися первого задания методики бланк I у них отбирается и дается бланк II. После заполнения он также отбирается, и учащийся покидает помещение, где проводится эксперимент. Работу можно проводить как с целым школьным классом, так и с группами учащихся.
Обработка и интерпретации данных ведутся в строгом соответствии с теоретической моделью понимания ЦО, изложенной выше. Это означает, что прежде всего следует определить степень сформированное™ психологического механизма ЦО, т. е. особенности дифференциации ценностей (умение учащихся производить ценностный выбор). Показателем, характеризующим этот психологический параметр ЦО, является вариативность оценок при определении значимости той или иной ценности. В случаях, когда учащиеся используют все оценки 5-балльной шкалы, можно говорить о сформированное™ у них психологического механизма дифференциации. Использование же испытуемыми при ранжировании ценностей в основном двух оценок из пяти (обычно только «4» и «5») свидетельствует о том, что механизм дифференциации находится на начальной стадии своего формирования. Если же испытуемые все предложенные ценности оценивают одним и тем же баллом или вообще не могут дать оценки, то это означает, что дифференциация как психологический механизм ЦО у этих учащихся еще не сформировалась.
Таким образом, по степени сформированное™ этого психологического механизма все испытуемые могут быть распределены на три основные группы: 1) учащиеся, у которых имеется в достаточной мере дифференцированная структура ЦО; 2) учащиеся, у которых дифференцированная структура ЦО начинает формироваться; 3) учащиеся, у которых дифференцированная структура ЦО еще не сложилась. В соответствии с принятой нами концепцией ЦО как показателя уровня личностного развития, на основе такого анализа результатов ранжирования ценностей можно охарактеризовать особенности этого развития по степени сформированности психологического механизма ЦО.
При анализе данных об умении учащихся дифференцировать необходимо учитывать, что для старшего подросткового и раннего юношеского возраста характерна более дробная и дифференцированная система оценок по терминальным ценностям, чем по инструментальным. Поэтому группировку испытуемых по этому параметру следует вести прежде всего по результатам ранжирования терминальных ценностей.
Как показали проведенные исследования, для школьников VIII—X классов московских школ типичным может быть такое количественное распределение по выделенным выше группам.
Таблица 7.24. Особенности дифференциации системы оценок
|
Следующим показателем, характеризующим особенности формирования ЦО личности учащихся старших классов, является содержательная сторона иерархической структуры ЦО. Она определяется по величине ранга, полученного той или иной ценностью. Совершенно очевидно, что из анализа особенностей содержания ЦО учащихся нужно исключить тех, у кого отсутствует механизм дифференциации ценностей. ЦО у этих учащихся как устойчивое и действенное личностное образование еще не сформировались. У всех же остальных учащихся обнаруживается разная степень сформированное™ ЦО, которые могут иметь различия (типы) по своему содержанию (направленность ЦО).
Для определения содержания ЦО в исследованиях обычно принято использовать факторный или таксономический анализ. И хотя оба они (особенно таксономический) достаточно эффективны, однако сопряжены со сложной математической процедурой, предусматривающей применение достаточно мощной ЭВМ. В условиях практической работы школьного психолога содержательный анализ структуры ЦО учащихся можно несколько упростить. Используя основной принцип таксономии — группировку данных по сходным признакам, мы предлагаем следующую процедуру обработки полученных данных. Взяв результаты ранжирования учащимися предложенных ценностей по группам в зависимости от степени дифференциации (высокая и низкая), выделить в них тех учащихся, у которых совпали оценки одних и тех же ценностей. Минимальным числом считается совпадение по 9 ценностям при расхождении по одной из этих ценностей в 1 балл. Сгруппировав на этом принципе данные ранжирования, вычисляют средний балл по каждой из 16 ценностей (сначала по Т-ценностям, потом по И-ценнос- тям). Средний балл определяется путемделения суммы всех оценок поданной ценности на число учащихся данной группы. Например, одинаковые оценки по 9 терминальным ценностям поставили 12 учеников. При этом ценность «интересная работа» у 11 учащихся получила высший балл «5», а у одного — 4 балла. Таким образом, в этой группе учащихся ценность «интересная работа» имеет средний балл 4,89. Подобным образом вычисляются баллы и для всех остальных 16 ценностей. В зависимости от «балльного веса» каждой ценности, она распределяется по шкале своей значимости для данной группы испытуемых. При этом возможно, что некоторые ценности получат одинаковое значение, свидетельствующее об их равнозначном месте в иерархической структуре ЦО учащихся. Как правило, при такой обработке определенные ценности получают близкие по величине средние оценки и образуют таким образом смысловые группы ценностей. Для выделения таких групп ценностей из основного их массива нужно вычислить достоверность различий между группами, используя в зависимости от характера распределения критерии Стьюдента или Вилкоксона. Ценности, расположенные в зависимости от полученных ими значений, образуют таким образом иерархическую содержательную структуру ЦО учащихся. Естественно, что ценности, попавшие в верхнюю часть этой структуры, определяют ведущую, основную ориентацию индивида на те или иные цели и средства его деятельности, что позволяет содержательно охарактеризовать направленность личности. Ценности, расположенные в нижней части иерархической структуры, также характеризуют направленность личности, так как показывают незначимость содержащихся в них целей и средств для данного человека. Ценности, сгруппировавшиеся в середине иерархической структуры, малоинформативны для определения общей направленности личности. Для них характерна тенденция к изменению своего рангового места в зависимости от условий жизни и деятельности индивида, т. е. они больше, чем другие, подвержены влиянию со стороны и как бы добавляют штрихи к общей оценке содержательной стороны ЦО личности.
На основе предложенной обработки и анализа данных можно получить типологию ценностных ориентации личности учащихся старших классов, отличающихся по содержанию системы входящих в них ценностей. Следует при этом иметь в виду, что, как показывают исследования, для группы учащихся с низкой дифференциацией максимальное число типов ЦО равняется двум. Для учащихся же с высокой дифференциацией число таких типов может быть значительно больше.
Устойчивость полученных характеристик ЦО учащихся достигается повторным обследованием тех же школьников по этой же методике, которое нужно провести спустя 2-3 недели. При этом следует изменить порядок расположения ценностей в экспериментальном бланке.
В заключение нужно отметить, что предлагаемая здесь методика дает наибольший эффект при массовом обследовании учащихся. В случае же индивидуальной работы с учениками целесообразно использовать специальные карточки с выписанными на каждой из них отдельными ценностями. В этом случае необходимо требовать от испытуемого обязательного распределения отдельно терминальных и инструментальных ценностей по 16 рангам. Оба способа использования предложенной методики позволяют также установить половые различия в особенностях формирования ценностных ориентации у учащихся старших классов.
Студенческий возраст Изучение мотивации обучения в вузе3
При создании данной методики автор* использовала ряд других известных методик. В ней имеются три шкалы: «Приобретение знаний» (стремление к приобретению знаний, любознательность); «Овладение профессией» (стремление овладеть профессиональными знаниями и сформировать профессионально важные качества); «Получение диплома» (стремление приобрести диплом при формальном усвоении знаний, стремление к поиску обходных путей при сдаче экзаменов и зачетов). В опросник, для маскировки, автор методики включила ряд фоновых утверждений, которые в дальнейшем не обрабатываются.