Аварийно-спасательные автомобили

 

Спасание людей и эвакуация имущества часто связаны с выполнением таких специальных работ, как ликвидация разрушений элементов зданий и сооружений, обрушения конструкций технологического оборудования и т.д. Важным также является обеспечение подачи ОТВ на открытые поверхности горения, создание разрывов для предотвращения расширения пожаров, дотушивания очагов горения, удаление дыма и газов. Для выполнения таких работ необходимо специальное оборудование, которым оснащаются автомобили пожарно-технической службы, связи и освещения, аварийно-спасательные автомобили.

Автомобиль технической службы и освещения АТСО-20(375) является прототипом аварийно-спасательного автомобиля (АСА), поэтому основное оборудование на них идентично. Автомобили АСА-20(4310) и АСА-16(4310) различаются только мощностью генераторов. Общий вид АСА-20(4310) представлен на рис. 14.17.

 

1
2
3
4
5
6

 


Рис. 14.17. Аварийно-спасательный автомобиль АСА-20(4310):

1 – шасси КамАЗ-4310; 2 – прожектор; 3 – генератор; 4 – ящик с оборудованием; 5 – сетки; 6 – кран грузоподъемный

Параметры технических характеристик и шасси этих пожарных автомобилей приведены в табл. 14.8.

Таблица 14.8

Показатели Размер ность Тип автомобиля
АТСО-20 АСА-20 АСА-16
Шасси     Колесная формула Мощность двигателя Число мест боевого расчета Полная масса Максимальная скорость Мощность генератора Грузоподъемное оборудование: грузоподъемный кран; лебедка -     - кВт человек кг км/ч кВт   - - «Урал-375Е»     6х6   + + КамАЗ-4310 КамАЗ-43114   6х6 162/91*   + + КамАЗ-43101   6х6   - -

*Мощность двигателя КамАЗ-43114.

 

Генераторы на всех автомобилях трехфазного тока, напряжением 230 В и частотой 50 Гц. Привод генератора на АТСО осуществляется от двигателя автомобиля через коробку отбора мощности и карданный вал. На АСА-20 привод включает клиноременную передачу после коробки отбора мощности. Частота вращения ротора генератора (1400±50) об/мин.

Грузоподъемные краны оборудованы гидравлическими приводами подъема груза и поворота. На АТСО грузоподъемность крана 3000 кг при максимальном вылете стрелы 3400 мм, максимальная высота подъема груза от земли 4700 мм. Кран состоит из колонны, стрелы, удлинителя, подвески, гидроцилиндров и механизма поворота. Колонна крана является и гидроцилиндром плунжерного типа. С его помощью производится подъем стрелы на необходимый угол. Подъем и опускание удлинителя стрелы производится с помощью поршневого цилиндра. Механизм поворота крана состоит из рейки, шестерни и двух гидроцилиндров. Разворот может осуществляться на 270о.

В гидравлической системе используется аксиально-поршневой гидронасос. Его привод осуществляется от коробки отбора мощности через муфту автомобиля «Урал-375Е». Рабочее давление в системе составляет 15 МПа.

Управление гидравлическими кранами осуществляется гидрораспределителем, расположенным в заднем отсеке кузова.

Для обеспечения устойчивости АСА при работе крана имеются две телескопические опоры с гидравлическим приводом.

Кран-манипулятор на АСА состоит из колонны, телескопической и первой стрелы, подвески, гидроцилиндров и механизма поворота (рис. 14.18). Привод гидронасоса состоит из коробки отбора мощности и карданного вала.

1
2
3
4
6
12
11
5
10
9
8
7

 

Рис. 14.18. Кран грузоподъемный:

1 – секция выдвижная; 2 – гидроцилиндр; 3 – основание телескопической стрелы;
4 – гидрозамок; 5 – гидроцилиндр раскрытия; 6 – стрела первая; 7 – колонна; 8 – рама;
9 – привод поворота; 10 – гидроцилиндр подъема; 11 – рычаг; 12 – тяга

 

Грузоподъемность крана-манипулятора составляет 1,2 т для первой стрелы (вылет ее 2,7 м); 0,8 т для развернутой второй стрелы (вылет 4,8 м); 0,5 т для развертывания второй и выдвинутой телескопической стрел (вылет 6 м).

Привод поворота представляет собой червячный редуктор с гидромотором. Корпус редуктора поворота одновременно является основанием для колонны комплекта стрел. Для перемещения стрел относительно друг друга служат три гидроцилиндра.

Подъем и опускание стрелы осуществляется гидроцилиндром 10, раскрытие крана – гидроцилиндром 5, а телескопирование – гидроцилиндром 2. Поворот крана производится гидромотором. При работе краном используются две гидроопоры, установленные в кормовой части автомобиля.

Привод гидроцилиндров и мотора поворота гидравлический. Принципиальная гидравлическая схема привода аналогична схеме привода АГВТ.

Лебедки. На АТСО и АСА установлены лебедки различной конструкции.

На АТСО установлена механическая одноходовая, двухступенчатая лебедка с одной передачей для наматывания и одной для разматывания канатов. Редуктор червячный. Тяговое усилие лебедки 7 т, рабочая длина каната 65 м. Привод лебедки осуществляется от коробки отбора мощности, установленной на боковом люке коробки перемены передач. Все приводы управления находятся в кабине водителя.

На АСА-20 лебедка механическая двухступенчатая с тяговым усилием 3,5 и 5 т. Длина троса 86 и 79 м при выдаче вперед и назад.

На АСА-16 (43101) используется выносная мотолебедка МЛ-2000. В работу она приводится одноцилиндровым, двухтактным бензиновым двигателем. Тяговое усилие троса на барабане 2000 кг, длина троса 5 м. Масса лебедки 25 кг. В качестве привода используется двигатель от мотопомпы.

Осветительное оборудование. Для освещения мест пожара используются прожекторы ПК-1500 мощностью 1,5 кВт. Часть из них установлена на стационарной мачте, а часть – на выносной стойке. Только на АСА-16(43101) установлены на мачте прожектора ПНК-100 мощностью
1 кВт. Количество устанавливаемых прожекторов показано в табл.14.9.

Привод подъема прожекторов на АСО – канатный с помощью гидромотора, на АСА-16 – электрический; только на АТСО он пневматический, а поворот прожекторов осуществляется ручным приводом.

Оборудование специального назначения. АСА укомплектованы различными приборами и инструментом для выполнения различных работ на пожарах. Так, на них имеются дымососы ПДЭ-7. На АСА-16(43101) кроме одного дымососа в комплекте есть 3 воздушно-изолирующих аппарата АИР-317 и один изолирующий противогаз ИП-4.

В комплекте оборудования АСА предусматривается наличие глубинного насоса «Гном» и ручного поршневого насоса ВКФ-4 для перекачки и сбора воды. Для перемещения элементов разрушенных конструкций предназначены пневматические домкраты ПД-10 и ПД-4.

На АСА-20(4310) имеется мотопомпа и комплект гидроинструмента УКМ-4.

 

Таблица 14.9

Показатели Размер-ность Тип автомобиля
АСА-20(4310) АСА-20(43114) АСА-16(43101) АТСО-20(375)
Прожекторы на стационарной мачте Прожекторы выносные Высота подъема Углы поворота: в горизонтальной плоскости; в вертикальной плоскости шт.   шт. м   град. град.     ±160 +90; -45     ±175 +70; -90   1,5   – –

 

Наиболее обширная комплектация на АСА-16(43101). Кроме рассмотренного ранее инструмента и приборов, на нем находится сварочный аппарат «Адонис». Он предназначен для электродуговой сварки и резки углеродистых сталей (листов, профилей, прутков и т.д.).

На этом автомобиле имеется выносная электростанция АБ-4-Т/230. Ее приводом является бензиновый двигатель. Генератор переменного тока с частотой 50 Гц развивает мощность 4 кВт. Для питания внешних потребителей к распределительному щиту возможно подключать (например, на АСА-20 КамАЗ-43114) четыре кабеля длиной 100 или 25 м. К распределительным коробкам подключают по три различных потребителя.

АСА-16 оснащен: гидравлическими ножницами для резки арматуры, комплектом гидравлического универсального инструмента, инструментом аварийно-спасательным РГАИ-1, инструментом универсальным УКИ-12, дисковой и цепной электрическими пилами ИЭ51025 и ЭП-16 «Парма-М».

Для проведения химической и радиационной оценки АСА-16 укомплектованы приборами различного назначения.

В комплекте АСА-16 предусмотрены электрозащитные средства и защитная одежда для боевых расчетов. Он оборудован также стационарной радиостанцией типа «Сапфир АВР-1-5-40-508», тремя носимыми радиостанциями типа «Сирена» и сигнальной громкоговорящей установкой СГУ-100.

АСА могут использоваться для выполнения ряда работ:

освещения мест тушения пожара, вентиляции в зоне работы пожарных, вскрытия и разборки различных конструкций;

сбора химически активных веществ, ПАВ и нефтепродуктов, а также перекрытия аварийных участков истечения жидкостей;

определения радиационной обстановки и химического загрязнения на месте аварии или пожара;

тушения локальных пожаров;

проведения аварийно-спасательных работ на воде.