Условия эксплуатации ПА
Р а з д е л 3
ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ГПС
Г л а в а 11
ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЖАРНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
Условия эксплуатации ПА
Эксплуатация ПА осуществляется в широком диапазоне различных факторов. Их целесообразно разделить на несколько групп.
К первой группе следует отнести категории условий эксплуатации и природно-климатические условия. Состояние дорожных покрытий, величины путей следования из пожарных частей по вызову на пожары и возвращение в часть после тушения пожаров, внешние температурные условия различаются в стране в больших пределах.
Ко второй группе факторов следует отнести оперативную обстановку с пожарами в заданном режиме городов, объекте охраны. В промышленных центрах с развитой промышленностью, большой численностью населения частота выездов на пожары больше, чем в малочисленных городах или районах. Интенсивность эксплуатации в них более высокая по величинам пробега ПА и продолжительности работы спецагрегатов.
К третьей группе факторов относится та особенность, что пожарные автомобили не имеют холостых пробегов. Полная масса ПА не должна превышать 95% от величины массы, установленной для базового шасси. Даже при тушении пожара, расходуемая из цистерны вода, должна быть восстановлена после пожара.
К четвертой группе факторов относятся особенности режимов эксплуатации пожарных автомобилей и их оборудование. При следовании на пожар (и с пожара в часть) пожарные автомобили эксплуатируются в транспортном режиме. Продолжительность режима фиксируется в километрах по показаниям спидометра. При тушении пожаров и техническом обслуживании пожарный автомобиль находится в стационарном состоянии. Работа двигателя и потребителей энергии основывается в часах работы. Как уже указывалось, общий пробег ПА определяется (см.гл.6)
τ, км (11.1)
Величина приведенного пробега τ) по различным районам может в 1,5…2 раза превышать величину пробега ПА, фиксируемую по спидометру.
И, наконец, к пятой группе факторов относятся температурные режимы эксплуатации двигателей пожарных машин.
В гаражах пожарных частей должна поддерживаться температура выше +160С. При этом условии двигатель легко запускается без предварительного прогрева. Следовательно, при выезде из пожарной части температура охлаждающей жидкости должна быть выше +160С. Прогрев двигателя до 70…750С, когда двигатель можно нагружать, осуществляется в пути следования. Продолжительность прогрева будет не одинакова летом и зимой (рис.11.1). Установлено, что даже летом при температуре в гараже, равной 200С, номинальная температура двигателя достигается через 5…7 минут движения. При низких температурах зимой и в гараже требуемая температура достигается после 10…15 мин. Таким образом, двигатели пожарных машин эксплуатируются при пониженных температурных режимах. При этом она сопровождается повышенными расходами топлива и износами деталей двигателя.
При тушении пожаров двигатели не всегда прогреваются до требуемой номинальной температуры. Известно, что до 52% всех пожаров тушат подачей воды одним стволом. Легко вычислить, что мощность, потребляемая насосом, не превышает 8 кВт. Следовательно, двигатель, прогретый при следовании на пожар, во многих случаях может даже охлаждаться.
Необходимо указать на еще одну особенность эксплуатации двигателей.
При смене караула производится включение двигателя и его работа в течение не более трех минут, а также проверяется работоспособность газоструйного вакуумного аппарата. Выполнение этих работ сопряжено с большими затратами.
Денежные затраты на ежедневную проверку работоспособности газоструйных вакуумных аппаратов определены
Место для формулы.
где nд - количество дней в году, 365; qo – расход топлива на одну проверку qo = 0,25 л; NАЦ – количество автоцистерн в ГПС, равное около 13000 ед.; К – стоимость одного литра топлива, равно 25 р.
Дополнительные затраты на проверку работоспособности двигателя
где - нормативный расход топлива, 0,118 л/мин;
Таким образом, проверка готовности ПА обходится ГПС около 72 млн. руб. в год.
В соответствии с особенностями условий применения и эксплуатации ПА в нашей стране установлен срок службы ПА, равный 10 годам.
Во многих странах Европы (Австрия, Великобритания, Германия, Дания и др.) средний срок службы ПА составляет 24 года*. Эти страны по многим показателям природных и климатических условий сильно отличаются от нашей страны.
Срок службы многих ПА объектовых пожарных частей значительно превышает установленный, равный 10 годам (рис.11.2). Это, по-видимому, можно объяснить тем, что ПА, в основном, эксплуатируются в ограниченных по территории условиям.
Рис.11.2. Возрастной состав парка пожарных автомобилей, эксплуатирующихся в объектовых подразделениях ГПС
1,2 – гистограмма и функция распределения
Эксплуатация ПА сопровождается расходованием эксплуатационных материалов, снижением эффективности работоспособности систем ПА, изнашиванием рабочих поверхностей деталей. Все эти износы в системах и механизмах требуют восстановления их работоспособности. Она осуществляется проведением двух типов работ технического обслуживания систем и механизмов, а также их ремонта.
_______________
* Здесь и далее – Пивоваров В.В. Совершенствование пожарных автомобилей России. – М.: 2006. – 194 с.
Необходимость поддержания непрерывной технической готовности ПА, контроля работоспособности систем и механизмов требуют больших затрат. Так, вследствие особенностей условий эксплуатации пожарных автомобилей затраты на их техническое обслуживание, примерно, в 5 раз превышает затраты на обслуживание автомобиля как базового шасси.
Анализ материальных затрат (металл, эксплуатационные материалы), а также трудоемкость выполнения работ на создание нового пожарного автомобиля, его обслуживание и ремонт позволил показать их колоссальное различие (рис.11.3).
Рис.11.3
Соотношение затрат на производство, техническое обслуживание и ремонт
Из сравнения материальных затрат и трудоемкости выполнения производства нового пожарного автомобиля, технического обслуживания и его ремонта в течение срока службы, равного 10 годам, следует, что трудоемкость технического обслуживания и ремонтов превышает стоимость нового ПА почти в 70 раз, а превышение материальных затрат составляет величину, равную семикратному значению.
Выполнение работ по техническому обслуживанию осуществляется как пожарными пожарных частей, так и личным составом подразделений технической службы ГПС.