Пожарные автомобили рукавные

Пожарные автомобили рукавные (АР) предназначены для оснащения подразделений ГПС пожарными напорными рукавами большого диаметра для обеспечения подачи воды при тушении крупных пожаров. АР используется только в комплекте с ПНС и служит для прокладки магистральных рукавных линий от ПНС, которая устанавливается на водоемы, к месту пожара.

Специфика применения АР определяет ряд особых требований к ним. Прежде всего, они должны сооружаться на полноприводных шасси, которые позволяют прокладывать рукавные линии при движении. АР должен оборудоваться устройствами для скатки рукавов и их погрузки в кузов автомобиля. Скатанные рукава могут транспортироваться в кузове или на крыше АР.

Общий вид одного из распространенных рукавных автомобилей АР-2(131) мод.133 представлен на рис. 9.7. На бампере автомобиля установлена лебедка, предназначенная для оказания помощи машинам, застрявшим в пути, и самовыталкивания. Лебедка потребляет мощность около 22 кВт. Ее привод осуществляется от коробки отбора мощности с помощью двух карданных валов и промежуточной опоры. От вала барабана лебедки осуществляется привод к специальному механизму для скатывания рукавов в скатки. Одновременно с помощью двух съемных приспособлений 8 (по обе стороны автомобиля) скатываются два рукава.

 

 

1
2
3
4
5
6
7
8

 

 


Рис. 9.7. Автомобиль пожарный рукавный АР-2(131) мод. 133:

1 – кабина; 2 – лафетный ствол; 3 – корзина; 4 – кузов; 5 – механизм погрузки скаток рукавов; 6 – отсеки с ПТВ; 7 – газовая сирена; 8 – механизм скатки рукавов

 

 

За трехместной кабиной 1 водителя установлен лафетный ствол 2. Подводящий трубопровод к нему выведен на правую сторону и закрыт заглушкой. На некоторых АР лафетные стволы переносные.

На крыше кузова 4 откидные поручни образуют корзину 3, в которой после пожара может перевозиться часть пожарных рукавов.

Для хранения пожарного оборудования в кузове предусмотрены ящики в отсеке 6. Два ящика находятся еще в задней части кузова. Сзади кузов закрыт двухстворчатыми дверями. Двери задних ящиков в открытом положении образуют площадку для укладки рукавов и подъема внутрь кузова.

Кузов оборудован быстросъемными стойками, которые образуют вертикальные симметричные секции для укладки рукавов.

Рукава соединяют и укладывают в секции гармошкой. При движении АР и открытых дверях прокладка рукавных линий легко осуществляется путем механического самопроизвольного вытягивания их по ходу автомобиля. Следовательно, скорость прокладки магистральных линий определяется скоростью движения пожарного автомобиля.

Вентиляция уложенных в кузов рукавов осуществляется через четыре специальных отверстия в полу, закрываемых крышками, а также через дверной проем или люк крыши.

АР оборудован устройством 5 для загрузки скаток рукавов в кузов и газовой сиреной 7.

9
8
7
9
6
5
3
2
1
4
Рис. 9.8. Механизм скатки рукавов: 1 – коробка передач; 2 – коробка отбора мощности; 3 – лебедка; 4 – муфта; 5 и 7 – ведущая и ведомая звездочки; 6 – цепь; 8 – вал; 9 – вилки для намотки рукавов
АР укомплектовывается различным оборудованием и инструментом. К ним относятся: зажимы рукавные, прожектор, катушки к нему и тренога, лампа паяльная и другое оборудование. Все оборудование и инструмент размещены в кабине водителя, в ящиках 6 кузова.

 

Принципиальная схема механизма намотки рукавов в скатки на АР-2(131) представлена на рис. 9.8. Привод лебедки 3, имеющийся на АР, осуществляется от коробки отбора мощности 2, установленной на коробке передач 1. На валу с муфтой 4 закреплена ведущая звездочка 5 цепной передачи. С помощью цепи 6 приводится во вращение ведомая звездочка 7, закрепленная на валу 8. На концах вала 8 закреплены вилки 9 для намотки рукавов в скатки, их погрузка в кузов автомобиля производится с
помощью специального механизма, устроенного в корме автомобиля. Он состоит из основания 4 и скалки 2 люльки (рис. 9.9), шарнирно соединен-
ной со стрелой 3. Последняя совместно с сектором 6 поворачивается на оси
кронштейна 7. В положении, показан-ном на рисунке, скатка а легко сме-щается в кузов автомобиля. Специальным толкателем (на рисунке не показан) сектор 6 поворачивается на небольшой угол, а затем под тяжестью своей массы люлька перемещается в нижнее положение для погрузки на него скатки рукава. При включении пневмоцилиндра 1 сектор 6 будет поворачиваться тягой 8 с тросом и поднимать люльку в верхнее положение. На люльку могут укладываться две скатки рукавов диаметром 150 мм.

2
3
а
4
5
6
7
8
1
Рис. 9.9. Механизм погрузки скаток рукавов: 1 – пневмоцилиндр; 2 и 4 – скалки и основание люльки; 3 – стрела; 5 – упор основания люльки; 6 – сектор; 7 – кронштейн; 8 – тяга
Пневматический цилиндр 1 двустороннего действия установлен под полом кузова, воздух к нему

подводится от воздушного ресивера

тормозной системы автомобиля.

В настоящее время освоены промышленностью и поступают на рынок несколько моделей рукавных автомобилей РА.

По устройству и оборудованию они принципиально не отличаются от рассмотренного ранее АР-2(131). Основное отличие заключается в том, что все они созданы на шасси грузовых полноприводных автомобилей с колесной формулой 6×6 и новыми элементами конструкции кузовов (рис.9.10) на шасси КамАЗ или Урал.

 

 

 

Рис.9.10. Автомобиль рукавный АР-2 на шасси КамАЗ-43114:

1 – кузов; 2 – лафетный ствол; 3 – ограждение; 4 – площадка.

После пожара ПНР обслуживают и укладывают гармошкой в отсеках 1 и 2, как показано на рис.9.11. Каждый из них ограничивается съемными стойками 3. Это позволяет изменять отсеки для рукавов при замене их рукавами других диаметров. В кормовой части у площадки имеется наматыватель рукавов 5. Боевой расчет на всех АР – три человека.

 

 

 

Рис.9.11 Схема размещения ПТВ на АР-2:

1 – отсеки; 3 – съемные стойки; 4 – площадка (см. рис.4.7); 5 – наматыватель; 6 – кнопка сигнализации.

 

 

Параметры основных показателей технических характеристик АР представлены в табл. 9.3.

 

Таблица 9.3

№ п/п Наименование показателей Размер ность Модели АР
АР-2(131) мод.133 АР-2-1,9/2,8 (Урал-5557) АР-2 (КамАЗ 3114)-55ВР АР-2 (КамАЗ 43114)
        Мощность двигателя Максимальная скорость   Общая длина и количество рукавов: d = 150 мм; d = 110 мм; d = 77 мм   Всего длина и количество рукавов Подача лафетного ствола Полная масса кВт км/ч   м/шт   м/шт   л кг   1340/67 1760/88 2040/102     1900/95 - 2080/140     170,5   800/40 - 1200/60   2000/100   - 176,5   800/40 - 1260/60   2000/100  

Все АР комплектуются различным пожарно-техническим оборудованием, включающим 17 наименований. Примерный его перечень представлен ниже:

ствол пожарный СПАК-040 – 1;

головка соединительная ПГ 77×66 – 4;

разветвление четырехходовое 150×77×77×77 – 2;

ствол лафетный переносной ПС-20 – 2;

ключ для соединения напорных рукавов К-80 – 2;

ключ для соединения напорных рукавов К-150 – 2;

огнетушители ОУ-5 – 1;

зажим рукавный – 3;

фонарь ФОС-3 с зарядным устройством – 2;

топор А-2 – 1;

лопата АКО-2 – 1;

знак аварийной остановки – 1;

аптечка – 1;

упор противооткатный – 2;

мостики рукавные для рукава 150 мм – 2;

СГУ-120 «Смерч» – 1;

Сигнальный проблесковый маяк «Спектр» – 2.

По требованию заказчика возможно также иное комплектование АР ПО или размерами и количеством ПНР.

Прокладка рукавных линий производится в приводимой ниже последовательности:

устанавливают АР у пожарной насосной станции;

открывают задние двери кузова и присоединяют один или два рукава к напорным патрубкам ПНС;

начинают движение на первой передаче по намеченной трассе;

члены боевого расчета следят за выходом пожарных рукавов из секций кузова.

После прокладки рукавных линий АР может использоваться для тушения пожара, подавая воду лафетным стволом. По проложенным рукавным линиям вода может подаваться в очаги горения лафетными или ручными стволами автоцистерн.

Намотка рукавов в скатки осуществляется в последовательности, указанной ниже:

разъединяют соединительные головки рукавов;

располагают рукава так, чтобы при движении АР рукава находились слева от машины;

открывают дверку отсека механизма намотки, расположенную в передней части кузова, и шторную дверь отсека ПО;

выдвигают механизм на себя до упора и закрепляют его фиксатором;

на барабан намотки устанавливают диск для формирования скатки;

включают КОМ;

устанавливают рукавную головку рукава в ложемент механизма намотки;

придерживая рукавную головку, включают механизм намотки тумблером, размещенном на коробке управления в отсеке ПО, – начнется намотка рукава на барабан механизма.

После формирования скатки ее снимают с барабана и укладывают в кузов.