I. По характеру сотрудничества.

1. Институциональное сотрудничество, для которого характерны общая программа действий, общий бюджет, складывающийся из национальных взносов. Данный тип сотрудничества подразделяется, в свою очередь, на две категории:

а) внутреннее, когда научная и техническая деятельность осуществляется в неком центральном учреждении, где работают исследователи из всех стран-партнеров;

б) внешнее, когда научно-исследовательская деятельность распределяется между организациями, функционирующими в различных государствах.

2. Согласованное или координированное сотрудничество. Для него характерна координация национальной деятельности в соответствии с сообща выработанной программой. Ответственные за национальные исследования коллективы периодически собираются для обмена информацией и сравнения результатов своих работ. В рамках подобной практики каждое государство самостоятельно оплачивает свои расходы, но расходы, связанные с международным сотрудничеством, оплачиваются международной организацией.

3. Сотрудничество "каталитическое", при котором международная организация берет на себя работу по свободному обмену информацией, касающейся выполнения работ и их результатов. Результативность такого сотрудничества определяется формами распространения информации между странами-партнерами (симпозиумы, обмен специалистами, бюллетенями и пр.).

II. По юридическому статусу субъектов сотрудничества.

1. Межправительственное научно-техническое сотрудничество, например, в рамках организаций, созданных в соответствии с правительственными договорами, членами которых являются государства и правительства, например Совет по науке и технологии Карибского бассейна.

2. Неправительственное научно-техническое и технологическое сотрудничество, например, в международных организациях, инициаторами создания которых являются неправительственные сферы, а чаще международные научные круги. Государства и правительства не принимаются в них в качестве членов. К таким организациям относится, например, Международный совет по науке.

Классификация по юридическому статусу учреждений, ответственных за организационную сторону научно-технического сотрудничества, не будет практически полезной, если не принимать во внимание тип международного механизма и договорных форм, определяющих сотрудничество.