Семантическая и эпизодическая память. Исследования произвольного и непроизвольного запоминания (П.И. Зинченко, А.А. Смирнов).

 

Семантическая память -­ это тип памяти, отражающий обобщенные сведения о мире.

Концепция семантических сетей (М.Р.Квиллиан)-информация в семантической памяти хранится в иерархически организованных сетевых структурах, которые состоят из узлов и отношений. Каждому узлу соответствует набор свойств. Принцип наследования свойств-свойства соответствуют не только самому узлу, но и всем нижележащим категориям. Гипотеза когнитивной экономии-система переработки информации экономит свои ресурсы, т.к. нет необходимости дублировать свойства, которыми обладает каждый узел. (Э.Рош-оценка испытуемыми типичности объектов).

Семантические сети строятся не только по формальным признакам объектов. Есть еще определительные( большее значение) и характерные признаки. +ментальные образы.

 

Эпизодическая память по Э. Тульвингy, ­- это эволюционно поздняя, легко уязвимая система памяти, ориентированная на прошлое, которая является уникальным достоянием психики человека.

 

Семантическая и эпизодическая память ­ это две системы переработки информации, общими характеристиками которых является то, что они:

1. селективно получают информацию из перцептивных систем или других когнитивных систем;

2. используют различные аспекты этой информации;

3. согласно запросам передают специфическую информацию в другие системы, включая системы, ответственные за поведение и сознание.

В то же время эти две системы отличаются друг от друга:

1. природой хранящейся информации;

2. когнитивной или автобиографической отнесенностью;

3. условиями и последовательностью поиска;

4. чувствительностью к интерференции, проявляющейся в трансформациях и искажениях содержаний;

5. взаимосвязями друг с другом.

 

В эпизодической системе информация фиксируется прямо, порядок событий в памяти соответствует хронологическому порядку фиксации. В семантической памяти верная хронологическая последовательность может быть воссоздана вне зависимости от порядка запоминания (например, исторические события).

 

В эпизодической памяти действует принцип «специфичности кодирования», который заключается в том, что доступность информации из прошлого определяется совпадением «ключевых» элементов ситуации кодирования и извлечения.

 

Когда непосредственным источником мнемической направленности является сознательное намерение запомнить, запоминание представляет собой особый вид психической деятельности, часто весьма сложный, и по самому существу своему является произвольным запоминанием. Ему противопоставляется запоминание непроизвольное, которое осуществляется в тех случаях, когда мнемическая задача не ставится, а деятельность, ведущая к запоминанию, направлена на достижение каких-либо иных целей.

Наличие мнемической направленности имеет важнейшее значение прежде всего для продуктивности запоминания.

А. А. Смирнов (произвольное запоминание): 1. предлагал школьникам заучивать по два равных отрывка текста.

При этом сообщалось, что один они должны будут воспроизвести на следующий день, а второй ­ через две недели. На самом деле опрос проводился через неделю. Цель запомнить на определенный срок (надолго или ненадолго) оказала значительное влияние на то, насколько полно и точно школьники смогли воспроизвести оба текста. Те, для кого было целью запомнить надолго, воспроизводили текст лучше, чем те, кто запоминал ненадолго.

2. А. А. Смирнов при исследовании роли активности человека в непроизвольном запоминании предлагал испытуемым пары фраз, анализируя которые, они должны были выводить определенные правила правописания. Если вывод был верен, им предлагалось дополнительно придумать несколько фраз, иллюстрирующих выведенное правило. Задача на запоминание не ставилась. На следующий день проверялся уровень запоминания. Результаты показали, что фразы, которые испытуемые придумали самостоятельно, воспроизводились в три раза чаще, чем те, что предлагались экспериментатором в готовом виде. à эффект генерации, т. е. лучшего запоминания материала.

 

П. И. Зинченко:1.Испытуемым предъявлялось 15 карточек, в центре которых были изображения различных бытовых предметов, игрушек, фруктов, живот­ных, а в углу цифры. Одной группе испытуемых предлагалось расклассифицировать изображения предметов. Им давалась следующая инструкция: «Мы проверяем ваше умение класси­фицировать предметы по общим признакам.

Ваша задача состоит в том, чтобы расклассифицировать все картинки по группам и запи­сать их, ставя в начале каждой группы ее название». Другой группе дaвa­лось задание составить возрастающий числовой ряд из цифр. Затем ис­пытуемых просили вспомнить, какие рисунки и цифры были на карточ­ках. Обнаружилось, что те, кто выполнял задачу на классификацию предметов, вспоминал цифры почти в десять раз хуже, чем предметы. Те же, кто имел дело с числовым рядом, наоборот,

практически не могли воспроизвести предметы, которые видели на карточках. Таким образом, были выявлены высокая продуктивность непроизвольного запоминания картинок и чисел там, где они были предметом деятельности, и плохая эффективность там, где они были лишь фоновыми раздражителями.

2. Испытуемым предлагалось десять наборов слов по четыре слова в каждом (например, «дом ­ окно ­ здание ­ рыба»). Задание «запомнить ряд слов» не давалось, так как исследователя интересовало в первую очередь непроизвольное запоминание. Испытуемые были разбиты на три группы. Для каждого набора соответствующая группа получала одно из трех заданий: 1) объединить первое слово случайным образом с одним из трех оставшихся; 2) установить конкретную связь первого слова с одним из трех остальных (например, дом ­ окно); 3) установить логическую связь между первым словом в наборе и наиболее подходящим для этого словом (например, дом ­ здание). Затем испытуемых после

паузы просили припомнить первые слова из каждого набора

(т. е. максимальный результат припоминания мог быть равен десяти словам).

В случае бессмысленного объединения слов при неожиданном опросе испытуемые могли воспроизвести лишь два, в случае задачи на установление конкретной связи ­

пять, а в случае задачи на установление логической связи ­ семь ключевых слов. Таким образом, качество воспроизведения непроизвольно зафиксированного в памяти материала линейно возрастало по мере усложнения задания.

 

40.Функциональные подходы к изучению мышления. Мыш­ле­ние как не­спе­ци­фи­че­ский пси­хи­че­ский про­цесс.

 

3 подхода к изучению мышления: механистический, телеологический, целостный (структурный).

 

Механистический подход.

Основателями подхода считаются Спенсер (эволюционист, применивший к решению задач, понятие которых еще не должно было появиться в тот момент, эволюционный подход) и Бэн (теория этого ушлепка: новый объект, у которого плохо упорядоченные свойства. По мере манипуляции с объектом некоторое количество свойств, в силу повторяемости, связывается между собой путем ассоциаций и закрепляются путем повторения – ассоциация представлений).

Суть подхода – задачи решаются случайно, путем перебора случайных вариантов. Субъект реактивен.

Теории и эксперименты, в рамках которых подход реализуется:

Гальтон. Выявление семейного сходства. Брались фотографии членов одной семьи, делались полупрозрачными и накладывались друг на друга, случайным образом некоторые элементы повторялись наиболее часто, выявлялись общие семейные черты.

Бихевиористы. Ассоциативное научение. Эксперимент с кошкой, которую помещают в клетку со скрытым рычагом, за клеткой – еда. Сначала кошка бесцельно мечется по клетке, это реакция на абсолютно все стимулы вокруг нее, путем дифференциации, она исключает стимулы, реакция на которые не приводит к желаемому результату, таким образом зона реакций кошки сужается. Далее, кошка реагирует на стимулы, представленные в суженной зоне разнообразными реакциями – генерализация. Таким образом, какая-нибудь реакция случайным образом приведет к нажатию очага, клетка откроется. После нескольких проб происходит формирование моторного навыка.

Механистический подход в рамках информационного подхода: реализация компьютерной метафоры. Человека можно описать символьной информацией, как все процессы, проходящие в ЭВМ описываются путем двоичного кода. Энграммы выкидываются на поле, есть вероятность осмысленной комбинации – ответа на задачу. (далее можно проявить скепсис и рассказать про мартышек и роман Толстого).

 

Телеологический подход.

Основатели: Вюрцбургские психологи (Кюльпе, Бюлер, Ах, Зельц)

Суть – задача решается, только если неизвестное как-то связано с известным (в широком смысле – в любом отношении), путем разворачивания этой связи. Мышление – процесс решения задач.

Появляется понятие задачи (только репродуктивной), ставится цель, субъект становится активен, мышление является ненаглядным, безОбразным (т.е. связь между известным и неизвестным абстрактная, смысловая и не зависит от представлений субъекта). Вводятся такие понятия, как детерминирующая тенденция (Ах) – течение мыслительного процесса меняется постановкой задачи, антиципирующий комплекс (Зельц) – в какой-то момент наступает понимание того, что нужно найти.

(я не поняла про этот комплекс, надо спросить на консультации)

 

Экспериментальная методика – решение репродуктивных задач, отказ от интроспекции в пользу ретроспекции.

 

Рубинштейн: «Мы выделяем данное и искомое, которые должны быть связаны, постепенно уточняя связь, находится данное»

 

Целостный подход.

Основатели: гештальтпсихологи (Вертгеймер, Кёлер, Дункер).

Критиковали телеологический подход. Утверждали, что его можно применить лишь при решении репродуктивных задач, но если задача не решена, вычленение решения невозможно, рассыпается гештальт.

Суть теории – любая задача – это система, которая задает свойства частей, которые в нее входят, решение – это нахождение свойств частей, набор функциональных требований будущему ответу. Мы открываем новое, потому что задача содержит в себе свойства нового.

Ключевая связь элементов гештальта – функциональная, а задача – это целое, сам гештальт. Инсайт, в рамках этой теории, - замыкание гештальта.

 

Эксперименты:

Конфликтные головоломки. Дункеровские задачи.

Задача с 5 яблоками, корзиной, 5 людьми. Необходимо так раздать яблоки людям, чтобы одно из них осталось в корзине. (Еще у него был инфернальный опыт с лучами и опухолью в желудке, но лучше не знать).

В процессе решения задачи формируется конфликт (5 яблоков, 6 получателей), родословное дерево решения, в котором происходит борьба с конфликтом. В данной задаче есть три ветви борьбы с конфликтом, три функциональных решения: добавить яблок, уменьшить количество получателей, изменить способ владения яблоками (дать яблоко, а потом отжать назад).

Опыт Келера с обезьянами. На потолке подвешен банан. Умная обезьяна должна его достать, лапой дотянуться или допрыгнуть она не может. За ее действиями из другой клетки наблюдает глупая обезьяна. Конфликт – короткая лапа, маленький прыжок. Функциональные решения – удлинить лапу или прыжок. Умная обезьяна берет палку и сбивает ею бананы, или ставит ящики и забирает бананы. У нее формируется гештальт. Потом запускают глупую обезьяну, она ставит ящики, но так как она глупая и ее гештальт не сформирован, она ставит ящики не под бананами, а в другом углу комнаты, и пытается достать бананы.

Таким образом можно выделить 2 типа ошибок: плохие и хорошие.

Плохие – решение задачи не учитывает функциональные отношения элементов гештальта. (ящики в углу у глупой обезьяны)

Хорошие – решение нереализуемо, но разумно. (ящик ставится умной обезьяной там, где надо, но на ребро, и она с него падает. Гештальт есть, решения нет)

 

ВОПРОС

МУХУТДИНОВА АНЯ!