Соотношение образного и пропозиционального кодирования информации. Теория двойного кодирования. Образ и понятие: визуальное мышление (Р. Арнхейм).

Теория двойного кодирования (Пайвио, 1971) утверждает существование 2 взаимодействующих систем памяти: образной и словесной. При запоминании и обработке информации работают обе системы; преимуществом в запоминании обладает тот материал, который представлен как в образной, так и словесной форме, в связи, с чем конкретные слова запоминаются лучше, чем абстрактные. Предполагается, что единицами этих систем являются внутренние репрезентации, называемые соответственно логогенами (словесные) и имагенами (образные), которые активируются, когда человек распознает слова и объекты, манипулирует ими или просто думает о них. Репрезентации модально-специфичны, так что существуют разные логогены и имагены, соответствующие зрительным, слуховым, тактильным (кинестетическим) и двигательным свойствам языка или объектов.

 

Эксперимент Санты (Santa, 1977) хорошо иллюстрирует различие между зрительными и вербальными репрезентациями. В эксперименте было два условия.

В геометрическом условии (часть а), испытуемые изучали мно­жество трех геометрических объектов: два геометрических объекта выше и один ниже. После того как испытуемые изучали это множество, его удаляли и испытуемым сразу предъяв­ляли одно из тестовых множеств. Задача испытуемых состояла в том, чтобы про­верить, содержит ли тестовое множество те же самые элементы, хотя не обязатель­но в той же самой пространственной конфигурации, как в изученном множестве. Таким образом, испытуемые должны ответить положительно на первые два тес­товых множества и отрицательно на два других множества. Исследователей инте­ресовало различие между двумя положительными тестовыми множествами. Пер­вое множество идентично изученному множеству (условие «той же конфигурации»), но во втором множестве элементы демонстрировались линейно (условие «линейной конфигурации»). Испытуемые выполняли задание быстрее, когда геометри­ческое тестовое множество сохраняло информацию о конфигурации в изучаемом множестве.

При втором условии испы­туемые изучали слова, расположенные в пространственных конфигурациях, иден­тичных геометрическим объектам в геометрическом условии. Санта предполагал, что испытуемые кодировали множество слов согласно обычному порядку чтения, т. е. слева направо и сверху вниз. Поэто­му, учитывая изучавшееся множество, испытуемые должны были кодировать его как треугольник, круг, квадрат. После изучения предъявлялось одно из тестовых множеств. Испытуемые должны были оценить, были ли слова идентичными. Все тестовые стимулы включали в себя слова, но в остальном они предоставляли те же самые возможности, что и тесты в геометрическом условии. В частности, два положительных стимула служат примером условия «та же конфигурация» и усло­вия линейной конфигурации. Обратите внимание, что порядок слов в линейном множестве – тот же самый, как тот, в котором, по предположению Санты, ис­пытуемые должны кодировать изучавшийся стимул. Вербаль­ное и геометрическое условия обнаруживают отчетливое взаимодействие.

Эксперимент Санты указывает на то, что зрительная информация, например геометрические объекты, имеет тенденцию сохраняться согласно пространствен­ному положению, тогда как словесная информация имеет тенденцию сохранять­ся согласно линейному порядку.

Визуальное мышление (Арнхейм):

Суть визуального мышления лучше всего иллюстрирует пример самого Р. Арнхейма. Петру и Павлу задали одну и туже задачу: «Сейчас 3 часа 40 минут, сколько времени будет через полчаса?» Петр поступает так: Он помнит, что полчаса - это тридцать минут, поэтому надо 30 прибавить к 40. Так как в часе только 60 минут, то остаток в 10 минут перейдет в следующий час. Так он приходит к ответу: 4 часа 10 минут.

Для Павла час - это круглый циферблат часов, а полчаса - половина этого круга. В 3 часа 40 минут минутная стрелка стоит под косым углом слева на расстоянии двух пятиминутных делений от вертикали. Взяв эту стрелку за основу, Павел разрезает диск пополам и попадает в точку, которая находится в двух делениях справа от вертикали, на противоположной стороне. Так он получает ответ и переводит его в числовую форму: 4 часа 10 минут.

И Петр, и Павел решили эту задачу мысленно. Петр переводит ее в количества, не связанные с чувственным опытом. Он производил операции с числами по тем правилам, которые он усвоил с детства: 40+30=70; 70 - 60=10. Он мыслил «интеллектуально». Павел же применил в этой задаче соответствующий визуальный образ. Для него целое - это простая законченная форма, половина - это половина этой формы, а ход времени - это не увеличение арифметического количества, а круговое движение в пространстве. Это и есть «визуальное» мышление. Мышление посредством визуальных операций.

Характеристика визуального образа:

- Объективен

- Широкое использование мысленных образов

- Наличие не осознанных компонентов

- Выделение существенной детали из образа

- Новые образы формируются за счет предшествующих

 

Функции образа:

Изображение объективной реальности; образ - изображение, он абстрактен и схематичен. Пр.: треугольник – изображение горы.

Символическое изображение отвлеченного существенного содержания; Образ – символ, конкретен, вещественен. Пр.: треугольник – символ упорядоченной иерархии.

Результат визуального мышления это формирование понятия.