LJLlZ3 Практические задания

1. Ознакомившись с текстами Учебного пособия и данного
Практикума, определите следующие понятия:

Общая социология. Объект общей социологии. Предмет общей социологии. Родовые признаки. Функции общей социологии. Социальная система. Задачи общей социологии. Социетальная система.

2. Найдите в тексте учебного пособия данного Практикума и
прилагаемого к нему словаря значения важнейших терминов; объяс­
ните их.



 



 


7. Объясните, почему:

1) ориентация на решение научных проблем, связанных с раз­
работкой концептуального аппарата социологии, методов социологи­
ческого исследования, изучение глубинных тенденций и определяю­
щих особенностей социальной реальности, закономерностей ее разви­
тия относятся к сфере фундаментальных исследований;

2) ориентация на решение актуальных проблем практического
характера, связанных с изучением и регулированием определенных
социальных процессов в четко очерченных областях общественной
жизни, относится к сфере прикладных социологических исследований;

3) изучение конкретных социальных фактов и явлений отно­
сится к области эмпирических социологических исследований.


3.3


Работа с текстами


1. Э. Дюркгейм. Социология и социальные науки

Если социология — позитивная наука, то можно быть уверен­ным, что она не заключается в единственной проблеме, а наоборот, содержит в себе различные части, разные науки, которые соответст­вуют различным сторонам социальной жизни.

В действительности существует столько отраслей социологии, столько частных социальных наук, сколько существует разновидно­стей социальных фактов. Методическая классификация социальных фактов была бы пока преждевременной, и, во всяком случае, попытка такого рода здесь предпринята не будет. Но можно указать их глав­ные категории.

Прежде всего уместно исследовать общество в его внешнем ас­пекте. Под этим углом зрения оно выступает как состоящее из массы людей, обладающей известной плотностью, расположенной на терри­тории определенным образом, рассеянной по деревням или сконцен­трированной в городах и т. д.; она занимает более или менее обширную территорию, расположенную тем или иным образом по отношению к морям и территориям соседних народов, в большей или меньшей сте­пени пересекаемую реками, всякого рода путями сообщения, которые более или менее тесно связывают между собой ее обитателей. Эта тер­ритория, ее размеры, конфигурация, состав передвигающегося по ее поверхности населения — все это, естественно, важные факторы соци­альной жизни; это ее субстрат и, подобно тому, как у индивида психи­ческая жизнь варьирует сообразно анатомическому строению мозга, так же и коллективные явления варьируют сообразно строению соци-


ального субстрата. Следовательно, должна существовать социальная наука, исследующая его анатомию; и, поскольку эта наука имеет своим объектом внешнюю и материальную форму общества, мы предлагаем назвать ее социальной морфологией. Социальной морфологии не следу­ет, впрочем, ограничиваться описательным анализом; она должна так­же заниматься объяснением. Она должна выяснить, почему население скапливается больше в одних местах, чем в других, в результате чего оно является преимущественно городским или сельским; каковы при­чины, способствующие или препятствующие развитию больших горо­дов и т. п. Мы видим, что даже этой специфической науке предстоит исследовать бесчисленное множество проблем.

Но наряду с субстратом коллективной жизни существует сама эта жизнь. Здесь обнаруживается различие, подобное тому, которое мы наблюдаем в других науках о природе. Наряду с химией, изучаю­щей строение минералов, существует физика, имеющая предметом всякого рода явления, происходящие в телах с таким-то строением. В биологии анатомия (называемая также морфологией) анализирует структуру живых существ, состав их тканей, органов, тогда как фи­зиология изучает функции этих тканей и органов. Точно так же наря­ду с социальной морфологией уместна социальная физиология, кото­рая изучает проявления жизненных сил обществ.

Но социальная физиология сама по себе весьма сложна и вклю­чает в себя множество частных наук, так как социальные явления фи­зиологического порядка очень разнообразны и изменчивы.

Существуют прежде всего религиозные верования, обряды и институты. Религия в действительности представляет собой социаль­ное явление, поскольку она всегда создавалась группой, а именно церковью, и очень часто церковь и политическое сообщество даже сливаются воедино. Вплоть до самого недавнего времени люди были приверженцами таких-то богов уже только благодаря тому, что были гражданами такого-то государства. Во всяком случае, догмы, мифы всегда заключались в таких системах верований, которые были об­щими и обязательными для всех членов данного сообщества. То же самое характерно и для обрядов. Исследование религии, стало быть, относится к социологии: оно составляет объект социологии религии.

Моральные идеи и нравы образуют другую категорию, отлич­ную от предыдущей. Мы увидим в следующем разделе, почему пра­вила морали — это социальные явления; они представляют собой объект социологии морали.

Нет нужды доказывать социальный характер юридических ин­ститутов. Они изучаются юридической социологией. Последняя, впро­чем, тесно связана с социологией морали, так как нравственные


идеи — душа права. Авторитет какого-нибудь юридического кодекса создается нравственным идеалом, который он воплощает и выражает в определенных правовых формулах.

Существуют, наконец, экономические институты; институты, относящиеся к производству богатств (крепостничество, аренда, кор­поративный строй, предпринимательство, кооперативный строй, фаб­ричное, мануфактурное, кустарное производство и т. д.); институты, относящиеся к обмену (организация торговли, рынки, биржи и т. д.); институты, относящиеся к распределению (рента, проценты, заработ­ная плата и т. д.). Они образуют предмет экономической социологии. Таковы главные отрасли социологии. Это не значит, однако, что они единственные. Язык, который в некоторых отношениях зависит от органических условий, тем не менее представляет собой социальное явление, так как он также творится группой и содержит в себе ее при­знаки. Язык вообще составляет даже один из характерных элементов облика общества, и родство языков часто не без основания рассмат­ривалось как средство доказательства родства народов. Следователь­но, существует предмет социологического изучения языка, которое, впрочем, уже началось. То же самое можно сказать об эстетике, хотя каждый художник (поэт, оратор, скульптор, живописец и т. д.) нала­гает печать своей собственной личности на создаваемые им произве­дения. Те из них, которые творятся в одной и той же социальной сре­де и в одну и ту же эпоху, в различных формах выражают один и тот же идеал, тесно связанный с характером тех социальных групп, кото­рым эти произведения адресованы.

Правда, некоторые из этих фактов уже изучены давно сформи­рованными дисциплинами; например, экономические факты являются предметом изучения в той совокупности различных исследований, анализов, теорий, которую обычно называют политической экономи­ей. Но, как мы отметили выше, политическая экономия до сих пор осталась гибридным знанием, занимающим промежуточное положе­ние между искусством и наукой; она гораздо меньше занята наблюде­нием промышленной и торговой жизни в том виде, в каком она суще­ствует и существовала, с тем, чтобы познать ее и определить ее зако­ны, чем ее перестройкой, исходя из того, чем она должна быть. Эко­номисты еще плохо осознают, что экономическая реальность так же принудительно навязывается наблюдателю, как и физическая реаль­ность, что она подчинена такой же необходимости и, следовательно, прежде чем реформировать эту реальность, нужно чисто теоретиче­ским образом создать о ней науку. Кроме того, они изучают соответ­ствующие факты так, как если бы они составляли независимое и са­модостаточное целое, которое может объясняться самим собой. Но в


 


действительности экономические факты — это социальные функции, связанные с другими коллективными функциями; и они становятся необъяснимыми, когда их искусственно отрывают от последних. За­работная плата рабочих зависит не только от соотношения спроса и предложения, но и от определенных нравственных концепций; она повышается или понижается в зависимости от нашего представления о минимальном благосостоянии, которого может требовать человече­ское существо, т. е. в конечном счете в зависимости от того, какое представление мы создаем о человеческой личности. Можно было бы привести и множество других примеров. Оказавшись отраслью со­циологии, экономическая наука, естественно, вырвется из этой изоля­ции и одновременно в большей мере проникнется идеей научного де­терминизма. Следовательно, заняв таким образом место и в системе социальных наук, она не ограничится сменой вывески; изменятся и дух ее, и применяемые ею методы.

Из этого анализа мы видим, что социология — далеко не простая наука, которая заключается, как думал Конт, в одной проблеме. Сего­дня социолог уже не может быть энциклопедистом в своей науке; не­обходимо, чтобы каждый ученый сосредоточился на особой катего­рии проблем, если он не хочет довольствоваться весьма общими и туманными взглядами, которые в известной мере могли быть полез­ными, пока социология еще только пыталась нащупать свою область и осознать самое себя, но на которых ныне она не должна больше за­держиваться. Это не значит, тем не менее, что нужна синтетическая наука, которая бы стремилась объединить общие взгляды, вытекаю­щие из всех этих частных наук. Как бы ни отличались друг от друга различные категории социальных фактов, это все же разновидности одного и того же рода, следовательно, есть основания исследовать то, что создает род, что характерно для социального факта in abstracto, и выяснить, не существуют ли весьма общие законы, лишь частными формами которых являются разнообразные законы, установленные специальными науками. Это объект общей социологии так же, как объект общей биологии, состоит в обнаружении наиболее общих свойств и законов жизни. Это философская часть науки. Но поскольку ценность синтеза зависит от ценности анализов, из которых он производится, то продвигать эту аналитическую работу — самая насущная задача социологии.

Ниже представлены основные подразделения социологии.

Социальная морфология

Исследование географической основы жизни народов в ее свя­зях с социальной организацией. Исследование народонаселения, его объема, плотности, размещения на территории.


Социальная физиология

Социология религии. Социология морали. Юридическая социология. Экономическая социология. Лингвистическая социология. Эстетическая социология.

Общая социология

Источник: Э Дюркгейм Социология. Ее предмет, метод, предна­значение. М, 1995. С. 274-279

Вопросы к тексту

1. С каким из приведенных утверждений Э. Дюркгейма можно, по
Вашему мнению, согласиться целиком?

2. Какие суждения, высказанные в приведенном отрывке, представ­
ляются Вам спорными?

3. Может быть, в работе Э. Дюркгейма есть положения, с которыми
нельзя согласиться?

2. П. Сорокин. Структурная социология

Общая и специальная социология. Социология, подобно био­логии, которая делится на общую и специальную (ботаника, зоология и др.), и подобно экономике, которая также состоит из общей и спе­циальной экономики (банковское дело и деньги, траспорт и сельское хозяйство), может быть поделена на общую социологию и специаль­ную. Общая социология изучает а) родовые свойства всех социокуль­турных явлений в их структурных и динамических аспектах, б) по­вторяющиеся взаимосвязи между социокультурными и космическими явлениями; собственно социокультурные и биологические феномены; различные подклассы социокультурных явлений.

Общая структурная социология изучает: а) структуру и со­став родовых социокультурных явлений (подобно изучению структу­ры клетки как явления жизни или атома в физике); б) основные струк­турные типы групп или институтов в соответствии с которыми диф­ференцируется и стратифицируется население, и их взаимоотноше­ния; в) основные структурные типы культурных систем и их взаимо­отношения; г) структуру и типы личности, входящие в состав соци­альных групп и культурных систем.

Общая динамическая социология исследует:

а) повторяющиеся социальные процессы, такие, как социаль-



 


Это разграничение социологии является логически более адек­ватным и лучше соответствует тому, чем является социология на самом деле. Определение ее как науки «о культуре», «об обществе», «о чело­веческих отношениях» и т.п. представляется слишком общим. Они не указывают на специфические черты социологии и не отличают ее от других социальных наук, хотя, с другой стороны, значительная часть этих определений прекрасно вписывается в верхнюю таблицу.

Источник: П. Сорокин Человек. Цивилизация Общество. М., 1992. С. 173-174.

I Вопросы к тексту

Какие классы социокультурных явлений, согласно П. Сорокину, изучают специальные социологии?

2. Какие типы социальных явлений и процессов П. Сорокин относил
к области научных интересов общей структурной социологии?

3. Что исследует, в понимании П. Сорокина, общая динамическая
социология?

Вопросы по теме главы

1. Когда началось выделение общей социологии в системе социоло­
гических знаний?

2. Каким образом различные социологи понимают и интерпрети­
руют общую социологию?

3. Каково определение общей социологии?

4. Чем отличается общая социология от специальных и отраслевых
социологических теорий? На что подразделяются частные социо­
логические теории?

5. Что такое социальная система?

6. Что понимается под социетальным уровнем исследования соци­
альных объектов?

7. Что составляет объект общей социологии?

8. Каков предмет общей социологии?

9. Какие подходы к предметной области общей социологии Вы знаете?

 

10. Каковы три исходных фундаментальных категории общей
социологии?

11. Какие теоретические задачи решает общая социология?

12. Какие функции выполняет общая социология?


Литература

1. Бабосов Е.М. Общая социология. Мн., 2002. Гл. 2. Особенности и уровни
социологического знания.

2. Беккер Г., Босков А. Современная социологическая теория в ее преемст­
венности и изменении. М, 1961.

3. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., 1995.

4. История теоретической социологии. В 4 тт. Т.2. Социология XIX века.
М., 1997.

5. Парсонс Т. Общий обзор // Американская социология. Перспективы.
Проблемы. Методы. М., 1972.

6. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1998.

7. Резник Ю.М. Введение в социальную теорию. Социальная эпистемоло­
гия. М., 1999. Гл. 3. Социология как общая социальная наука.

8. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.


Раздел второй

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ СОЦИОЛОГИИ