Нормы права, их виды, структура и способы изложения.

В норме права формулируется правило поведения.

«Норма»в переводе с латинского языка означает образец, точное предписание.

Норма праваэто правило поведения, которое является обязательным для всех лиц. Несоблюдение правовой нормы влечет за собой государственное принуждение.

После опубликования и обнародования правовая норма приобретает государственно-властный характер, т.е. становится обязательной для исполнения всеми гражданами, юридическими лицами, государственными органами.

Правовая норма исходит от государства, им охраняется, поэтому даже если норма права носит характер предписания — все равно ей присущ элемент властности.

Правовая норма всегда носит общий характер, она служит масштабом поведения людей; не имея определенного адресата, она направлена не к конкретному лицу (как, например, при вынесении судебного решения), а к любым лицам, которые вступили, или могут вступить в отношения, регулируемые данной нормой.

Общий характер правовых норм позволяет урегулировать не каждый отдельный случай, а охватить все случаи, факты, отношения.

Нет смысла определять последствия, которые повлечет за собой факт совершения хулиганского поступка — норма права позволяет упорядочить эти отношения путем установления общего предписания.

Норма права обеспечивается силой государственного принуждения.

Виды норм права.

Современная система права складывается из огромного количества правовых норм, так как в обществе действуют многочисленные общественные отношения, в которых и зарождаются нормы права, в конечном счете, отражая все многообразие жизненных ситуаций.

Классифицировать нормы права можно по различным основаниям.

На основе социального назначения и роли в правовой системе нормы права подразделяются на две большие группы:

Исходные(учредительные, отправные) нормы и

Нормы – правила поведения.

Исходные(учредительные, отправные) нормы характеризуются наиболее высокой формой абстрагирования, а их главный признак – наиболее общий характер и особая роль в механизме правового регулирования.

Исходные нормы не являются правилами поведения субъектов права в конкретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие

- действие норм-правил поведения, а также

- законодательную и правоприменительную деятельность.

Например, на основе норм-принципов могут разрешаться правовые коллизии и пробелы в действующем законодательстве или нормы-принципы могут предопределять законодательное развитие и совершенствование той или иной отрасли права.

Основное отличие норм-правил поведения от исходных норм состоит в том, что нормы-правила поведениянепосредственно направлены на регулирование общественных отношений, поведение людей, а

воздействие исходных норм на общественные отношения носит опосредованный характер.

Исходные нормы многообразны по своему содержанию, функциональному и целевому предназначению, поэтому их можно классифицировать на следующие виды:

- нормы-начала;

- нормы-принципы;

- нормы-задачи;

- нормы-цели;

- нормы-дефиниции.

Нормы-начала – отражают отправные моменты правового регламентирования

общественных отношений,

правового положения человека в государстве,

пределов действия государства,

закрепляют основы конституционного строя. Наибольшее количество норм-начал содержится в Конституции Российской Федерации.

Нормы-принципы – содержат руководящие идеи, в сжатой форме характеризуют содержание права, его сущность и социальное назначение.

Нормы-принципы в действующем законодательстве могут иметь различные формы выражения.

Так, принцип может быть закреплен в специальной статье нормативно-правового акта (ст. 3-7 УК РФ), а сами статьи так и называются «принцип законности», «принцип справедливости», «принцип гуманизма» и т.д.

Тот или иной принцип можно выводить из совокупностей статей, т.е. когда содержание одного принципа излагается в нескольких статьях нормативного акта.

И, наконец, тот или иной принцип может следовать (вытекать) из смысла всего нормативно-правового акта.

Нормы-цели - это определяющие предполагаемую модель какого-либо состояния или процесса правовые установления, которые стремятся достичь субъекты правотворческой, правореализаторской деятельности и общество в целом.

В таких нормах могут закрепляться цели, стоящие перед обществом, государством, государственными органами.

В них определяются цели отрасли права или отдельного правового института. Например, в ст.43 УК РФ закреплены цели института наказания.

Нормы-задачи - это правовые установления, определяющие перечень тех условий, проблем, которые необходимо разрешить при помощи правового регулирования общественных отношений.

В законодательстве часто устанавливаются задачи всего нормативно-правового акта или задачи государственных органов.

Нормы-дефиниции, или дефинитивные нормы, охватывают своим понятием легальное (законодательное) определение правовых категорий и понятий, имеющих наиболее принципиальное значение. Такова, например, норма, определяющая понятие наказания (ч.1 ст.43 УК РФ).

В зависимости от объема регулирования общественных отношений нормы классифицируются на общие и специальные.

Общие нормы регулируют род общественных отношений, а специальные нормы регулируют вид общественных отношений, существующий в рамках родового отношения.

Объем правового регулирования предопределяет отраслевое или межотраслевое значение общих норм.

Так, в первом случае общие нормы распространяют свое действие на все институты той или иной отрасли права, а во втором – имеют значение для нескольких отраслей права. Так, закрепленное в ст.51 Конституции РФ право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников имеет значение для уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права, а также распространяет свое действие на процессуальную сферу в налоговых и административных отношениях.

Специальные нормы регулируют вид родовых отношений, но уже с учетом их специфики. Например, в Трудовом кодексе указываются общие основания для прекращения трудового договора (увольнения), а в отдельной главе, посвященной труду педагогических работников, содержатся специальные основания для увольнения работников образовательной сферы.

Другим основанием классификации норм права является предмет правового регулирования.

В зависимости от предмета правового регулирования (по отраслевой принадлежности) они делятся – на конституционные, административные, уголовные, гражданские, экологические, семейные и т.д.

В рамках этой же классификации различают нормы материального и нормы процессуального права. Различие между ними в том, что материальные нормы отвечают на вопрос «что регулируют нормы права?», а процессуальные – на вопрос «как регулируют?».

Метод правового регулирования позволяет классифицировать нормы права на следующие виды: императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.

Императивные нормы – это разновидность правовых норм, содержащих властное предписание, не оставляющее свободы для усмотрения субъектом варианта поведения.

В императивных нормах в категоричной форме указывается единственный возможный вариант поведения, отступление от которого влечет применение мер государственного принуждения. Например, «кража запрещена», «уклонение от уплаты налогов запрещено» или «врач обязан оказать помощь больному» и т.п.

Большинство норм конституционного, финансового, административного, уголовного, уголовно-исполнительного и некоторых других отраслей права являются императивными.

Диспозитивные нормы – это разновидность правовых норм, оставляющие субъектам возможность усмотрения в выборе варианта поведения.

Диспозитивные нормы предоставляют субъектам возможность самим договорится о своих взаимных правах и обязанностях. Например, стороны по договору аренды вправе установить периодичность выплаты платежей, оговорить порядок ремонта, арендуемого помещения и т.д.

Диспозитивные нормы широко представлены в гражданском, семейном и трудовом праве.

Поощрительные нормы – это разновидность правовых норм, содержащих модель заслуженного поведения, обеспечиваемую поощрительными мерами, сформулированными в санкции такой нормы.

В санкции поощрительной нормы фиксируются благоприятные последствия (меры вознаграждения или сокращения объема обязанностей).

Широко поощрительные нормы представлены в трудовом, административном и уголовно-исполнительном праве. Более того, принципом уголовно-исполнительного права выступает рациональное применение мер поощрения (ст. 8 УИК РФ).

Рекомендательные нормы – устанавливают варианты наиболее приемлемого для государства и общества поведения. Они в «мягкой» форме указывают на желательное развитие общественных отношений.

В зависимости от характера предписываемых правил поведения нормы права могут быть обязывающими, запрещающими и управомочивающими.

Обязывающие нормы (нормы, определяющие меру должного поведения), то есть обязывающие лицо совершить определенные положительные действия. Например, из положений ст.124 УК РФ следует, что врач или иное лицо обязаны оказать помощь больному.

Запрещающие нормы (нормы-запреты),которые устанавливают, что делать нельзя. Все лица должны воздерживаться от запрещенных действий. Например, служащим налоговых органов запрещено разглашать сведения, составляющие налоговую тайну.

Управомочивающие нормы (нормы-разрешения),нормы, определяющие меру возможного поведения. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «полномочия» или же эти слова подразумеваются.

Разновидностью управомощивающих можно назвать компетенционные нормы, которые устанавливают компетенцию различных государственных органов и служащих.

Деление норм права на обязывающие, запрещающие и управомочивающие носит весьма условный характер. Между обязанностями и запретами существует тесная логико-генетическая взаимосвязь. Так, обязанность совершать определенное действие эквивалентна запрету не бездействовать при указанных в норме условиях, а любому правомочию всегда сопутствует правовая обязанность.

Нормы права можно классифицировать и по иным основаниям: времени действия и юридической силе.

По времени действия они могут быть постоянными и нормами временного действия

В зависимости от юридической силы они подразделяются на федеральные и региональные нормы права.

В качестве особой разновидности можно выделить нормы, содержащиеся в нормативных актах органов местного самоуправления.

Федеральные и региональные нормы, в свою очередь, можно подразделить на содержащиеся в законах и подзаконных актах.