Жизненный цикл семьи и семейные кризисы

В рамках системного подхода первое подробное описание жизненного цикла семьи появилось в книге Дж. Хейли«Необычная психотерапия». Он отметил тот факт, что при переходе от одной стадии к другой семья переживает закономерные кризисы развития, подобно тем, которые возникают при становлении личности. Во время переходных периодов перед членами семьи встают новые задачи, требующие существенной перестройки их взаимоотношений.

Каждый новый этап связан с изменением всех основных параметров структуры семьи. Многие семьи успешно разрешают эту ситуацию, перестраиваясь и адаптируясь к новым условиям. Этот процесс, как правило, сопровождается личностным ростом членов семьи. Однако, если семье не удается перестроиться, то решение задач последующего периода жизненного цикла семьи затрудняется, что может, в свою очередь, усугубить прохождение очередного кризиса.

Таблица4. Динамика отношений в семье

Этапы и кризисные периоды жизненного цикла семьи Задачи развития семьи
Период ухаживания
  1.Формирование идентичности. 2. Дифференциация от родительской семьи и достижение эмоциональной и финансовой независимости от родителей. 3. Обретение молодым человеком адекватного возрасту статуса.
Кризис 1. Принятие на себя супружеских обязательств Адаптация супругов к семейной жизни и друг к другу: 1. Установление внутренних границ семьи и границ общения с друзьями и родственниками. 2. Разрешение конфликта между личными и семейными потребностями. 3. Установление оптимального баланса близости/отдаленности. 4. Решение проблемы семейной иерархии и областей ответственности. 5. Достижение сексуальной гармонии (сексуальная адаптация). 6. Решение жилищных проблем и приобретение собственного имущества
Кризис 2. Освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье нового человека Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Уход за маленьким ребенком. 2. Перестройка структуры семьи в связи с появлением ребенка. 3. Адаптация к длительному периоду ухода за ребенком. 4. Поощрение роста ребенка и обеспечение его безопасности и родительского авторитета. 5. Согласование личных и семейных целей
Семья ребенка дошкольника и младшего школьника
Кризис 3. Включение детей во внешние социальные структуры (детский сад, школа) Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Перераспределение обязанностей в семье в связи с поступлением ребенка в детский сад или школу. 2. Проявление участия при наличии проблем с выполнением режимных моментов, дисциплиной, учебой и др. 3. Распределение обязанностей по помощи ребенку при подготовке домашних заданий
Семья подростка
Кризис 4. Принятие факта вступления ребенка в подростковый период. Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Перераспределение автономии и контроля между родителями и детьми. 2. Изменение типа родительского поведения и ролей. 3. Подготовка к уходу подростка из дома
Фаза, в которой выросшие дети покидают дом
Кризис 5. Выросший ребенок покидает дом Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Сепарация ребенка от семьи. 2. Корректный уход из дома. 3. Поступление в учебное заведение, на военную или иную службу
Семья, в основном выполнившая свою родительскую функцию («опустевшее гнездо»)
Кризис 6. Супруги вновь остаются вдвоем Реорганизация семьи для выполнения новых задач: 1. Пересмотр супружеских взаимоотношений. 2. Перераспределение обязанностей и времени. 3. Адаптация к уходу на пенсию
     

Первый семейный кризис.Первые годы супружеской жизни — важный и во многом определяющий период существования семьи. По ним можно судить о потенциальном качестве брака и строить прогнозы относительно стабильности данной семьи. Несмотря на яркую эмоциональную окрашенность и романтизм, характерный для молодого супружества, данный этап семейной жизни является одним из наиболее сложных, о чем говорит приходящееся на него большое количество разводов. Проблемы этой стадии могут быть связаны со сложностями семейной адаптации и трудностью принятия новых ролей; зачастую они являются следствием неотделенности супругов от родительских семей.

Создавая семью, супруги оказываются перед необходимостью решить ряд важных задач, лежащих, прежде всего, в сфере эмоциональных отношений. Одна из них — усиление эмоциональной связи в супружеской паре и отделение от родительской семьи без разрыва эмоциональных контактов с ней. Супруги, с одной стороны, должны научиться принадлежать друг другу, не теряя близости с расширенной семьей, с другой стороны — быть частью собственной семьи, не теряя своей индивидуальности. Способность пары к близким и независимым отношениям зачастую определяется тем, насколько каждому из супругов удалось стать самостоятельной личностью в родительской семье. М. Боуэн утверждает, что тех, кому не удалось обрести автономию в рамках родительской семьи, отличает эмоциональная холодность или склонность к слиянию с партнером (Боуэн М., 2005). Высокий уровень слияния супругов формируется, как правило, за счет сильного подавления индивидуальных потребностей одного или обоих супругов, что вызывает страх утраты своего «Я» и приводит к усилению напряженности в паре. Когда период идеализации партнера проходит, попытки выйти из слияния и отстоять свое «Я» могут стать источником высокого напряжения и конфликтов в паре.

Помимо решения эмоциональных проблем, связанных с установлением оптимальной психологической дистанции, молодым супругам также необходимо распределить семейные роли и области ответственности, решить вопросы семейной иерархии, выработать приемлемые формы сотрудничества, разделить обязанности, согласовать систему ценностей, пройти сексуальную адаптацию друг к другу. Именно на этом этапе партнеры ищут ответы на вопросы: «Кто главный в семье?», «Каковы приемлемые пути разрешения конфликта?», «Выражение каких эмоций в семье считается допустимым?», «Кто, за что несет ответственность и при каких условиях?» Таким образом, в течение данного кризисного периода супруги адаптируются друг к другу, ищут такой тип семейных отношений, который удовлетворил бы обоих. Умение супругов разрешать проблемы в огромной степени зависит от их способности преодолевать собственный эгоизм и проявлять альтруистическую любовь. Cовременные исследователи отмечают, что хотя большинство браков в наше время заключается по любви, любовь эта зачастую эгоистическая, т.е. другого любят за то, что он нужен, без него невозможно удовлетворение каких-то жизненно важных потребностей, т.е. любят скорее всего самого себя, а не объект любви (Л.Б.Шнейдер, 2000). По мнению И.Ф. Дементьевой, эгоистические установки молодых супругов (когда на первом месте стоят собственные желания и интересы) связаны с определенными особенностями воспитания детей в современных условиях. Родительская опека стала чрезмерной. Воспитание не преследует цели привить ребенку трудовые навыки, скорее наоборот: идет активный поиск «чистой работы», «высшего образования» для детей; зачастую на первый план выступают ложнопрестижные соображения родителей: «Наш ребенок – не хуже других». Это ведет к эгоистическим установкам молодых людей и потенциальной нестабильности их семей (А.Н. Елизаров, 1995).

Успешное решение проблем в этот период способствует выработке долговременных устойчивых форм поведения, действующих на протяжении всего жизненного цикла семьи и помогающих переживать последующие семейные кризисы.

Второй семейный кризис.Второй нормативный кризис традиционно рассматривается как переходный этап жизненного цикла семьи, обусловленный фактом рождения ребенка.

Рождение нового члена семьи является событием, которое может привести к ряду трудностей. С появлением ребенка перед супругами встает необходимость снова перестраивать взаимоотношения (актуализируются проблемы иерархии, близости и т. д.), которые стабилизировались на предыдущей стадии. Возникают новые аспекты отношений с родственниками.

Факт рождения ребенка обозначает переход диадических отношений в семье в триадные: формируется треугольник отношений, включающий в себя родителей и ребенка. Основной семейный треугольник состоит из отца, матери и ребенка. Формирование треугольников и вовлечение третьего во взаимоотношения обычно способствует снижению напряжения в первоначальной диаде. В период после рождения ребенка на периферии треугольника, как правило, находится отец, а между матерью и ребенком образуются симбиотические отношения. В этот период отец может почувствовать себя исключенным из семьи, переживать чувство ревности, поскольку мать все свое внимание направляет на ребенка. В ответ на дистанцирование супруги у мужа нередко возникают чувство «эмоционального голода» (Витакер К., Бамберри В., 1997) и потребность искать близость с другими членами семьи, вне семьи, либо уходить в сферу профессиональных достижений, еще больше отдаляясь от семьи. Жена, ожидающая от мужа эмоциональной поддержки и помощи по уходу за ребенком и ведению домашнего хозяйства, не получая желаемого, может начать переживать обиду и предъявлять претензии к мужу. Тем самым ребенок уже с первых дней жизни выступает регулятором психологической дистанции между родителями. Достаточно острой в этот период является проблема дефицита самореализации у матери, деятельность которой ограничена лишь заботой о ребенке и семье. У женщин, ранее занятых собственной карьерой, могут возникнуть чувства неудовлетворенности. Личностный кризис супруги может стать дополнительным фактором, дестабилизирующим семью в этот период.

В это время вновь становятся актуальными проблемы внешних границ семьи. Рождение ребенка представляет собой факт объединения двух семей. Появляются новые роли — бабушки и дедушки; меняется интенсивность контактов с родительскими семьями. Брак, который в расширенной семье не признавался, либо рассматривался как временный, с рождением ребенка часто легализуется.

Третий семейный кризис.На данном этапе семья может переживать кризис, связанныq с включением ребенка во внешние социальные структуры (детское дошкольное учреждение и школа). Родители впервые переживают тот факт, что ребенок принадлежит не только им, но и более широкой социальной системе, которая также может оказывать на него влияние.

Включение детей во внешние социальные институты может вскрывать имеющиеся семейные дисфункции, поскольку характер и качество адаптации детей к новой ситуации в их жизни определяется особенностями сложившихся внутрисемейных отношений. Психологические проблемы детей, таким образом, могут выступать в качестве индикатора наличия внутрисемейных проблем.

Поступление ребенка в школу требует от семьи гибкости, выражающейся в способности принять факт приобретения ребенком нового социального статуса и поменять свои структурные параметры. За счет расширения сферы социальных контактов ребенка происходят изменения внешних границ семьи. Важным оказывается организация родителями адекватной помощи школьнику. В связи с этим они зачастую вынуждены пересмотреть распределение обязанностей в семье.

Трудности переживания данного кризиса могут быть осложнены и наличием разногласий или раскола в родительской диаде. Пара может попытаться теперь решать проблемы посредством ребенка. Он может использоваться в качестве козла отпущения, партнера в коалиции одного супруга против другого, примирителя в конфликтах, а иногда — единственного оправдания брака. К тому же если супругам не удалось договориться и выработать общую воспитательную стратегию ребенка, то это может привести к войне, в которой каждый из супругов стремится перетянуть на свою сторону ребенка. Союз одного из родителей с ребенком против другого, являясь одной из наиболее распространенных проблем существования семьи, особенно остро переживается в ее переходные (кризисные) периоды.

На переживание рассматриваемого кризиса может оказывать влияние критический период супружеских отношений, возникающий примерно между третьим и седьмым годами совместной жизни. Он связан с исчезновением романтических чувств и настроений, с появлением чувства усталости от брака и разочарованием в партнере. Снижение толерантности и терпимости супругов друг к другу в данный период, по сравнению с первыми годами супружества, расширение ролевого диапазона и появление новых областей отношений, требующих от супругов умения договариваться, обостряет протекание третьего нормативного кризиса семьи.

Четвертый семейный кризис.Данный семейный кризис связан с необходимостью семьи приспособиться к факту взросления ребенка и достижения им половой зрелости. Подростковый возраст — период вторичной индивидуации ребенка, которая, по мнению Блоса, включает в себя два взаимно переплетающихся процесса: 1) отделение или сепарация;

2) отказ от родителей, как главных объектов любви и нахождение заместителей вне семьи.

Сложность процесса вторичной индивидуации может выражаться в амбивалентном поведении подростка: он может казаться то очень взрослым, то совсем маленьким ребенком. Противоречивость процесса взросления, как правило, болезненно переживается самими родителями и вызывает полярные переживания, связанные с желаниями то чрезмерно контролировать ребенка, то поддерживать его автономность. Это является для них своеобразным испытанием в способности доверять ребенку.

Для самого ребенка подростковый возраст — весьма сложный период. Личность подростка еще не сформирована. Любое вмешательство в его жизнь вызывает тревогу и воспринимается им как угроза его целостности. Тело претерпевает изменения: девочка становится девушкой, мальчик — юношей. Как правило, на особенности переживания семьей данного кризиса оказывает влияние характер преодоления подростковых коллизий самими родителями. С позиции собственного опыта они могут стремиться оградить детей от «ошибок», допущенных ими в том же возрасте. Некоторые родители пытаются реализовать через детей то, что им самим не удалось в свое время сделать либо получить от своих родителей. Однако, чаще всего они склонны воспроизводить собственный опыт детско-родительских отношений, взаимодействуя с ребенком так же, как это делали их родители.

В любом случае в этот период семье нужно выработать соглашение по поводу того, за что может отвечать ребенок, а за что — нет, каковы теперь обязанности родителей. Этот процесс может быть очень болезненным, сопровождаться конфликтами, отсутствием взаимопонимания с обеих сторон, нежеланием считаться с чувствами друг друга, попытками родителей усилить контроль за подростком и эмоциональной отстраненностью от его реальных трудностей, непринятием его нового статуса.

Пятый семейный кризис. Данный нормативный кризис связан с процессом отделения молодого человека от семьи и началом его самостоятельной жизни. Изменения структуры семьи, обусловленные уходом детей или появлением новых членов семьи, вызывают у всех участников этого процесса острые переживания.

Существует ряд событий, которые так или иначе связываются с переходом к взрослости (получение паспорта, начало трудовой деятельности, заключение брака, отдельное проживание и др.). Однако, их наличие не означает полного отделения и автономии детей от родительской семьи, так как молодые люди часто остаются финансово и эмоционально зависимыми от родителей.

В случае ухода детей из родительской семьи супруги оказываются перед необходимостью пересмотреть свои отношения. Если прежде они полностью фокусировались на ребенке (или детях), может так случиться, что у них не останется общих тем для разговоров и оснований для продолжения совместной жизни. Данный кризис может переживаться не единожды, в зависимости от состава семьи и с различной степенью интенсивности. Нередко родители, успешно отпуская некоторых детей, вдруг остро ощущают напряжение, когда критического возраста достигает определенный ребенок. Как правило, такой ребенок выполнял в семье важную, чаще всего гомеостатическую функцию, выступая либо, как посредник в родительском общении, либо в качестве объекта их совместной любви и заботы. И в том и в другом случаях этот «особый» ребенок служит для объединения супружеской пары, в связи с чем его потеря ставит под угрозу ее стабильное существование. В семьях, где есть только один родитель, он может воспринять уход ребенка как начало одинокой старости.

Процесс сепарации в диаде «родитель—ребенок» обусловлен историей жизни нескольких поколений семьи. Чем более успешным было отделение родителей в юности от собственных родительских семей, тем легче им будет «отпустить» своего ребенка, поддержать его в приобретении автономии.

Шестой семейный кризис.Семью, в основном выполнившую свою родительскую функцию, часто называют «опустевшим гнездом». Этот кризисный период начинается с уходом из дома последнего ребенка. Он может протекать вполне гладко, если супругам удалось отпустить детей и сохранить при этом близкие отношения с ними на фоне благополучия в супружеской паре. В связи с уходом детей изменяется структура семьи: существовавший на протяжении долгого времени треугольник, включавший мать, отца и ребенка, трансформируется в супружескую диаду, супругам вновь предстоит научиться жить вдвоем.

К тому же главной задачей развития семьи на этом этапе является адаптация к потере социальных ролей и социальной активности, так как данный кризис по времени часто совпадает с завершением профессиональной деятельности и выходом супругов на пенсию. Факт ухода на пенсию по-разному влияет на мужчин и женщин. Мужчины острее ощущают утрату продуктивности и социальных связей. С выходом супругов на пенсию один из них может начать болеть, чтобы у пары появился смысл для дальнейшего существования. Тогда в паре появляются новые роли: «болеющего» и «заботящегося», «спасителя» и «нуждающегося в помощи», что позволяет стабилизировать данную систему и является способом компенсировать утрату родительских функций.Проблемы, переживаемые супругами в связи с выходом на пенсию, касаются нескольких контекстов:

1) широкого социального (потеря социальных контактов, утрата значимой работы, значительное снижение доходов и др.);

2) внутрисемейного (проблемы, связанные с высвобождением времени для внутрисемейных контактов);

3) внутриличностного (снижение самооценки, кризис самоидентичности, появление эмоциональных и когнитивных расстройств).

Роли бабушки и дедушки помогают супругам адаптироваться к уходу на пенсию, заново пережить родительствои дают возможность компенсировать неудачи, связанные с взаимоотношениями с собственными детьми.

Существует несколько вариантов выхода из данного кризиса:

• конструктивный, связанный с личностным ростом супругов, появлением новых сфер для их самореализации, возможностью получать удовольствие от зрелых супружеских отношений и осуществлять планы, выполнение которых было отложено в связи с воспитанием детей;

• неконструктивный, выражающийся в потере смысла жизни, возникновении ощущения ненужности, одиночества, снижении творческого потенциала супругов, разочаровании в браке, невозможности найти удовлетворяющие сферы активности, замещающие воспитание детей и продолжающуюся концентрацию на жизни последних.

Таким образом, семья в своем развитии проходит ряд этапов, каждый из которых заключает в себе как кризисы, так и возможности личностного роста членов семьи и развития семейной системы в целом. Выход из кризиса сопровождается либо установлением новых отношений между членами семьи, принятием новых ролей, нового уровня взаимопонимания и взаимодействия, либо (при попытке любой ценой сохранить прежний тип взаимодействий) — нарастанием степени эмоционального отчуждения и нарушением внутрисемейных отношений.

Семейная жизнь, по мнению В. Сатир, самый трудный вид деятельности в мире. Хорошо налаженные семейные отношения — это вопрос выживания, вопрос первостепенной жизненной важности. Семейные отношения представляют собой процесс развития всех членов семьи. Психолог К.Роджерс особую роль в укреплении семейных отношений отводил совместному переживанию радости в семье, аутентичности отношений и толерантности членов семьи друг к другу. В семейной жизни поведение всех членов семьи взаимообусловлено. Удовлетворенность семейными отношениями связана с взаимнопоощрительным поведением членов семьи по отношению друг к другу. В дисгармоничных и благополучных семьях возникают одни и те же проблемы, но при наличии зрелых семейных отношений, искренней альтруистической любви взаимноположительное поведение в ситуациях, требующих решения проблем, преобладает. К. Роджерс выделял такие положительные характеристики благополучных семейных отношений, как:

· преданность и сотрудничество;

· общение, предполагающее открытое самовыражение;

· гибкость отношений;

· самостоятельность.

Современная семья является важнейшей социальной средой формирования личности и основным институтом психологической поддержки и воспитания, поэтому общество заинтересовано в прочной, благополучной, духовно и нравственно здоровой семье.

Литература.

1. Агеев В.С.Психология межгрупповых отношений. М, 1983.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2004.

3. Анцупов А.Я., Шипилов Л. И. Конфликтология. — М.: ЮНИТИ. 1999

4.Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А. В. Петровского. — Москва: Издательский центр «Академия», 1996.

5. Векилова С. А. Психология семейных отношений. АСТСОВА, 2005

6. Голод С. И. Семья и брак: Историко-социологичес. ана­лиз. СПб., 1998.

7. Елизаров А.Н. Конфликт и динамика семейного развития // Вестник РАТЭПП (Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи). - 1995. - №2. - С. 32 - 37.

8. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологич. обучение. Л. 1985.

9. Игумнов С.А. Управление стрессом: современные психологические и медикаментозные подходы. – СПб.: речь. 2007.

10. Изард К. Эмоции человека. - М., Директ-Медиа, 2008.

11. Ильин Е. П. Психофизиология состояний человека. — СПб.: Питер, 2005.

12. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001.

13. Китаев-Смык Л.А. Психология стресса. – М., 1983.

14. Котова И.Б., Канаркевич О.С. Общая психология. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»;. Ростов н/Д Академцентр, 2008.

15. Ковалев А. Г., Мясищев В. Н. Психические особенности человека. Т. 2. Способности. – Л.: ЛГУ.

16. Kopнелиус X.,Фэйр Ш. Выиграть может каждый. Как разрешать конфлик­ты. — М.: Стрингер, 1992.

17. Котова И.Б., Канаркевич О.С. Общая психология. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»;. Ростов н/Д Академцентр, 2008.

18. Лабунская В.А. Экспрессия человека и межличностное познание. Ростов-на-Дону, Феникс, 2000.

19. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев, 1983.

20. Майерс Д. Социальная психология .СПб, 2000.

21. Немов Р.С. Психология. Книга 1.М., 2005.

22. Почебут Л.Г., ЧикерОрганизац. социальная психология. СПб, 2000.

23. Психология. Словарь /Под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. М., 1989.

24. Психологический лексикон. Социальная психология. Энциклопедический словарь в шести томах /Под общ. ред. А.В.Петровского. М.: ПЕР СЭ, 2005.

25. Основы конфликтологии. / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М. 1997.

26. Шнейдер Л. Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. — М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. — 512с.