Понятие, содержание, сущность и задачи экологического аудирования

Экологическое аудирование - вид деятельности, включающий в себя комплекс организационных, научных, методических мероприятий (действий), обеспечивающих проведение экологического аудита.

Экологический аудит - независимая, объективная вневедомственная оценка соответствия действующему природоохранному законодательству, нормативным и правовым актам, методическим и регламентирующим документам в области окружающей среды и природопользования деятельности хозяйствующих субъектов и состояния окружающей среды - объектов экологического аудирования.

Ближайшими терминологическими эквивалентами понятия экологический аудит в русском языке являются такие термины как экологическое обследование, экологический осмотр, экологическая оценка, проверка правильности проводимой экологической политики. Проведение экологического аудита позволяет установить диагноз «экологического здоровья» предприятия, территории с присущей ей инфраструктурой.

Экологический аудит представляется как систематизированный процесс получения, изучения и оценки экологической информации об объекте аудита на основе осуществления независимой, вневедомственной проверки или несоответствия определенным критериям.

Целью экологического аудита является оценка воздействия и прогно­зирование экологических последствий деятельности хозяйствующего субъекта на окружающую среду, установление соответствия его деятель­ности требованиям действующего природоохранного законодательства, экологических нормативных актов, стандартов, правил, постановлений и предписаний государственных и природоохранных органов, определение основных направлений обеспечения экологической безопасности произ­водства, повышения эффективности природоохранной деятельности.

Целями экологического аудита могут быть:

· оказание помощи деловым кругам;

· повышение конкурентоспособности предприятия на миро­вом рынке;

· снижение рисков.

Задачи экологического аудита:

· обоснование экологической стратегии и политики предприятия;

· определение приоритетов при планировании природоохранной деятельности предприятия, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;

· проверка соблюдения субъектом хозяйственной деятельности природоохранительного законодательства;

· повышение эффективности регулирования воздействия субъек­та хозяйственной деятельности на окружающую среду;

· снижение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, связан­ных с загрязнением окружающей среды.

Экологический аудит тесно связан с экологическим менеджментом.

Экологический менеджмент и экологический аудит в процессе перехода экономики на новые методы хозяйствования выполняет ряд важных функций, которые охватывают:

· реструктуризацию производства,

· процесс приватизации,

· создание экологически конкурентной среды и рыночного ценообразования с учетом экологических издержек производства,

· функции программно - целевого распределения финансовых ресурсов,

· децентрализации управления,

· децентрализации гибкого нормирования,

· налогообложение с учетом экологических факторов.

Экологический аудит позволяет сопоставить декларируемое и фактическое воздействие на окружающую среду и тем самым установить приоритетные факторы, источники воздействия, а также направления по их контролю и управлению.

По виду экологический аудит можно подразделить на обязательный и инициативный (добровольный).

Инициативныйэкологический аудит проводится на добровольной основе по решению руководства хозяйствующего субъекта.

Обязательныйэкологический аудит проводится по решению и поручению государственных органов (суд, арбитраж, природоохранные органы) в соответствии с действующим законодательством, при осуществлении деятельности, затрагивающий интересы экологической безопасности, при лицензировании видов деятельности в области охраны окружающей среды и в других случаях.

Кроме того, обязательный экологический аудит в установленном порядке может проводиться при реализации международных обязательств, например, конвенций и соглашений, для учета экологического фактора при действующей программе приватизации и реструктуризации государственных и муниципальных предприятий, при реализации процедуры банкротств хозяйствующих субъектов, экологической санации производства, при проведения обязательного экологического страхования, при подготовке инвестиционных проектов и программ в том случае, когда это предусмотрено условиями инвестирования, а также при обосновании и реализации экологических программ различного уровня.

Следует учитывать, что обязательное экологическое аудирование может осуществляться по решению органов государственной власти для видов деятельности, оказывающих существенное воздействие на состояние экологической обстановки различных объектов, территорий и здоровье населения.

В зависимости от исполнителя экоаудита общепризнанны следующие виды экоаудита:

· внутренний(аудит «первой стороны»): проводится специалистами из состава персонала проверяемой организации или иной организации от ее имени; экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость только в рамках проверяемой организации;

· внешний:

· аудит «второй стороны», проводимый сторонами, заинтересованными в деятельности аудируемой организации предприятия (например: органом управления корпоративного объединения в отношении организации, входящей в корпоративное объединение; органом административного управления юридического лица в отношении его филиала); экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость в рамках корпоративного объединения;

· аудит «третьей стороны», проводимый независимой экоаудиторской организацией или индивидуальным аудитором-экологом; экоаудиторское заключение имеет юридическую значимость во взаимоотношениях проверяемой организации с заинтересованными сторонами, включая природоохранные органы, судебные органы, граждан и их объединения, инвесторами, страховщиками и т.д.;

· комплексный:всех видов основной производственной деятельности и деятельности по жизнеобеспечению аудируемой организации;

· совместный: проводится одновременно несколькими независимыми экоаудиторскими организациями или индивидуальными аудиторами-экологами;

· плановый (внеплановый).

Основные принципы экологического аудита на территории Россий­ской Федерации определены Приказом Госкомэкологии России от 30 марта 1998 г. №181 и включают в себя:

· объективность и независимость экоаудиторов от проверяемого субъекта хозяйственной деятельности, собственников и руководителей экологических аудиторских организаций и третьих лиц при проведе­нии экологического аудита;

· профессионализм и компетентность экоаудиторов в вопросах ох­раны окружающей среды, природопользования и специфики обследу­емого субъекта хозяйственной деятельности;

· достоверность и полнота информации, предоставляемой субъек­том хозяйственной деятельности;

· планирование работ по проведению экологического аудита;

· комплексность экологического аудита (охват всех аспектов воз­действия на окружающую среду);

· конфиденциальность информации, полученной в результате про­ведения экологического аудита;

· ответственность экоаудиторов за результаты проводимых иссле­дований.

Уровни проведения экологического аудирования:

· государственные структуры;

· транснациональные корпорации;

· отрасли(структурное - оценивается соответствие общему экологичес­кому курсу отрасли; проблемное - аудит состояния решения конкретной экологической проблемы отрасли);

· территории(региона);

· муниципальные образования;

· предприятия.

Объектами экоаудита могут быть виды хозяйственной, административной, инвестиционной и других видов деятельности, в т.ч.:

· предприятия, организации и учреждения независимо от форм собственности и подчиненности, хозяйственная деятельность которых связана с экологическом риском для окружающей среды и здоровья населения;

· объекты, системы, комплексы общего природопользования и обеспечения очистки сточных промышленных вод промышленности и коммунально-бытового хозяйства, уменьшения отходов, выбросов вредных веществ в атмосферу и сбросов загрязненных стоков в воде;

· отраслевые и местные хозяйственные и административные решения, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов или отрицательному воздействию на окружающую среду и здоровье населения, хозяйственную и иную деятельность предприятий и территорий;

· экологически опасные действующие объекты, системы, комплексы, в том числе военного и оборонного значения;

· инвестиционные и приватизационные программы и проекты развития предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и подчиненности, деятельность которых связана с экологическим риском для окружающей среды и здоровья населения;

· кредитные соглашения, инвестиционные подрядные контракты, реализация которых может привести к нарушению экологических нормативов, отрицательному влиянию на состояние окружающей среды и здоровья населения;

· объекты приватизации государственных и муниципальных предприятий и организаций.

Субъектами экологического аудита являются лица (физические и юридические) и аудиторские фирмы, которым полномочным органом предоставлено право оказания экологических услуг (в форме экоаудита) предприятиям, организациям, учреждениям, территориальным органам управления.

Субъектами экологического аудита следует считать:

· экоаудиторов - специалистов, которые имеют соответствующий квалификационный сертификат (аттестат) на право осуществления экоаудиторской деятельности;

· экоаудиторские фирмы - аккредитованные организации, в уставную деятельность которых входит предоставление экологических услуг - экоаудирования.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Что понимают под экологическим аудированием?

2. Что понимают под экологическим аудитом?

3. Какие цели и задачи выполняет экологический аудит?

4. Какие функции выполняет экологический аудит?

5. Какие существуют виды экологического аудита?

6. Какие принципы экологического аудита известны?

7. На каких уровнях возможно проведение экологического аудита?

8. Какие объекты используются для проведения экологического аудита?

9. Кто может быть субъектом экологического аудита?