В интересах общества

Джеф Гриффит приезжал в Россию на международный семинар "Информационные системы парламентов. Доступ населения к правительственным документам". Ему показали в действии несколько крупных российских аналогов, в том числе информационные системы Госдумы, Совета Федерации, Университетскую информационную систему "Россия" (www.cir.ru), которая предоставляет классическим университетам и вузам доступ к нормативным документам федерального уровня, официальной статистике и аналитическим докладам российских и международных исследовательских центров. Если учесть еще ресурсы правительства, ведомств, президентской администрации, местных органов власти, то нельзя сказать, что дела с информированием общества о деятельности властей обстоят плохо. Да и международные организации довольно высоко оценивают готовность властей России работать на принципах электронного правительства (а информационная открытость властей – одна из его основ). Недавний доклад ООН отнес Россию по этому показателю к группе крепких середняков: наш «балл готовности» (e-gov capacity) – 1,89; средний показатель в мире – 1,62; а лидер – США – получил 3,11.

Находимся ли мы на пороге американского политического чуда семилетней давности? Сомнительно. У нас до сих пор не определены статус и форма собственности значительной доли информационных ресурсов, созданных на государственные деньги, а правильнее – на деньги налогоплательщиков. Кому принадлежат архивы, конструкторская и научная документация служебных и ведомственных библиотек, государственных АО и унитарных предприятий, межведомственная информация, обработанные данные муниципальных и федеральных бюджетов? По сути - государству и через него - обществу, по факту - администраторам этих баз данных, которые в отсутствие установленных законом норм распоряжаются ей по своему усмотрению. Но главное - у нас нет презумпции открытости информации. Законы слишком расплывчато определяют, какая информация должна быть общедоступной, тогда как они предельно конкретно должны определить обратное - что именно остается закрытым. Чтобы это переломить, нужна не только политическая воля со стороны власти, но и встречное требование - со стороны общества. В конечном счете, в информационной открытости и прозрачности государства заинтересованы именно граждане.