РАЗРАБОТКА И ОФОРМЛЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Первостепенное значение для внедрения всех элементов сис­темы экологического менеджмента на предприятии имеет разработка экологичес­кой политики организации (рис.5).

Рис.5. Этапы внедрения и функционирования системы экологического менеджмента нам предприятии

В соответствии с определением, уста­новленным стандартом ГОСТ Р ИСО 14050-99 «Управление окружающей средой. Словарь» [10],

экологическая политика — это за­явление организации о своих намерениях и принципах, связан­ных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для деятельности и установления целевых и плано­вых экологических показателей.

Необходимость разработки эко­логической политики закреплена в ГОСТ Р ИСО 14001-98 (п. 4.2).

Экологическая политика предприятия

· направляет и стимулирует внедрение и совершенствование системы управления охраной окружа­ющей среды с целью улучшения ее функционирования и обеспечения возможности оптимизации показателей состояния окружающей среды;

· формирует базу, на основе которой организация опре­деляет свои цели и задачи в области охраны окружающей среды.

Эколо­гическая политика должна быть достаточно ясной для ее восприятия внутренними и внешними заинтересованными сторонами, область ее применения должна легко определяться. При этом должны быть пре­дусмотрены периодический анализ и пересмотр политики в целях от­ражения в ней изменившихся условий и новой информации.

В соответствии с руководящими указаниями по принципам и средствам обеспечения функционирования систем экологического менеджмента (ГОСТ Р ИСО 14004-98) при разработке экологичес­кой политики организации следует начать с выделения тех аспектов в деятельности, которые принесут очевидную пользу[6], напри­мер, с акцентирования внимания на соответствии регламентам, с ограничения первопричин, приводящих к ответственности за эко­логические нарушения, или с более эффективного использования сырья и материалов. По мере того, как организация будет приобре­тать опыт, могут быть разработаны пути дальнейшего повышения экологической эффективности.

Чтобы гарантировать успех, высшее руководство организации уже на самой ранней стадии разработки системы управления охраной окружающей среды должно принять на себя обязательство по улуч­шению управления деятельностью организации с точки зрения воз­действия на окружающую среду. Неукоснительное соблюдение этих обязательств и ведущая роль высшего руководства при внедрении си­стем экологического менеджмента являются решающими факторами их успеха. Поэтому разработка и своевременный пересмотр экологи­ческой политики организации должны осуществляться на самом выс­шем уровне руководства, под которым подразумевается отдельное лицо или группа лиц, несущих ответственность за деятельность орга­низации.

Если организация является частью более крупного объеди­нения (например, корпорации), руководство высшего звена должно согласовывать, документально оформлять и проводить политику в области охраны окружающей среды в рамках политики корпорации в целом при соответствующей поддержке последней.

Поскольку каждая организация вправе самостоятельно опре­делять степень охвата своих подразделений системой экологичес­кого менеджмента, это должно быть отражено в ее экологической политике. Руководство может применять стандарт ИСО 14001 [5] ко всей организации, к отдельным ее подразделениям или к опреде­ленным видам деятельности. В случаях, когда стандарт ГОСТ Р ИСО 14001-98 распространяется на отдельное подразделение или конкретную сферу деятельности, политика и процедуры, установ­ленные в других подразделениях организации, могут быть согласо­ваны с его требованиями при условии, если это правомерно.

Уровень детализации и сложности системы управления охра­ной окружающей среды, объем документации и используемые ре­сурсы зависят от размера организации и характера ее деятельнос­ти, особенно это относится к малым и средним предприятиям. В связи с этим руководство высшего звена, определяя экологичес­кую политику организации, должно учитывать ряд требований, которые позволят обеспечить соответствие экологической политики масштабу деятельности организации, ха­рактеру ее продукции или услуг, уровню их воздействия на окру­жающую среду.

Требования, которые необходимо учесть при разработке экологиче6ской политики предприятия (организации):

· отражение руководящих принципов организации и на­правленность на установление целевых и плановых экологических показателей;

· обязательность выполнения законодательных и норматив­ных актов в области охраны окружающей среды;

· учет ожиданий заинтересованных сторон;

· наличие обязательства в отношении постоянного улучше­ния экологической ситуации, связанной с деятельностью органи­зации, и предотвращения загрязнения окружающей среды;

· координация с другими аспектами политики организации (например, качество, гигиена труда и безопасность);

· создание специальной структуры для определения и пере­смотра целей и задач в области охраны окружающей среды;

· обязательное документирование экологической политики и поддержание ее в рабочем состоянии, обеспечивающем доступность текста для персонала и в соответствующем виде - для общественнос­ти.

В рамках экологической политики должны учитываться следу­ющие факторы:

* региональные и местные условия деятельности;

* оценка и снижение любых отрицательных воздействий соот­ветствующей деятельности на различные аспекты окружающей среды (включая землю, воду, атмосферный воздух, флору и фауну и т.д.);

* управление энергией, ресурсосбережением и выбор энер­гоносителей;

* управление использованием сырья, оптимизация выбора его вида и условий транспортировки;

* управление использованием и охраной водных ресурсов;

* сокращение образования отходов, их вторичное использо­вание, транспортировка и утилизация отходов;

*оценка и снижение интенсивности вредных физических воздействий на территории предприятия и за его пределами;

* выбор новых производственных процессов и изменения в существующих производственных процессах;

* планирование продукции (проектирование, производ­ство, упаковка, транспортировка, использование и утилизация от­ходов) с позиций охраны окружающей среды;

* определение влияния практической деятельности подрядчи­ков, субподрядчиков и поставщиков на показатели ухудшения состоя­ния окружающей среды;

* предупреждение и ограничение нештатных ситуаций;

* экологическое обучение и подготовка кадров по пробле­мам охраны окружающей среды;

* внешняя информация по проблемам охраны окружающей среды.

Разработанная экологическая политика должна быть офи­циально утверждена высшим руководством организации и над­лежащим образом оформлена для представления ее содержания всем заинтересованным сторонам (в виде листовок, буклетов и т.п.) и обеспечения постоянного доступа к ее тексту персонала организации (например, в виде настенных плакатов, стендов или памяток) (рис. 6-8).

 

Рис.6. Экологическая политика REP Group

 

 

Рис.7. Экологическая политика ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК» и ООО «Газпромбурение»

 

 

Рис.8. Экологическая политика ОАО «Магнитогорский метизно-калибровочный завод «ММК-МЕТТИЗ»

 

Охрана окружающей среды должна быть для всего персонала неотъемлемой частью общей политики. Тем самым предоставляет­ся возможность соотносить свои действия с требованиями эколо­гической политики, чтобы их всегда можно было проконтролиро­вать и соответствующим образом оценить. С установления в экологической политике ценностей и приоритетов организации в области охраны окружающей среды, по существу, начинается раз­витие общей экологической культуры производства.

 

2.2. Планирование системы экологического менеджмента НА ПРЕДПРЯТИИ

 

Планирование системы экологического менеджмента являет­ся важнейшим условием ее успешного функционирования. В нашей стране планирование как функция управления (в том числе и охраной окружающей среды) имеет давние тради­ции и устоявшуюся практику. Каждое крупное предприятие, оказывающее вредное воздействие на природную среду, несмот­ря на устранение системы директивного планирования, осуще­ствляет разработку экологических программ и планирует их по­этапную реализацию исходя из своих финансовых возможно­стей, а также выполняет процедуры их одобрения государственными природоохранными органами. Поэтому внедрение процедур планирования системы экологического менеджмента предполагает прежде всего адаптацию существующей практики планирования охраны окружающей среды на предприятиях к требованиям стандартов ИСО серии 14000.

В соответствии с этими требованиями планирование системы экологического менеджмента в организации должно включать определение экологических аспектов ее деятельности, установление соответствия деятельности организации законодательным другим требованиям в области охраны окружающей среды, формирование целевых и плановых экологических показателей организации, а также разработку программ управления охраной окружающей среды.

2.2.1. Определение экологических аспектов

 

Согласно требованиям стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 [5] организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации экологических аспектов своей деятельности, продукции или услуг, на которые она предположительно может влиять и которые оказывают или могут оказывать значительное воздействие на окружающую среду. Организация должна гарантировать, что аспекты, связанные со значительными воздействиями, приняты во внимание при определении целевых экологических показателей.

В соответствии с руководящими указаниями по принципам и средствам обеспечения функционирования систем управления окружающей средой к числу основных вопросов, подлежащих рассмотрению при идентификации экологических аспектов, относят определение значительности отрицательного воздействия деятельности, продукции или услуг организации на окружающую среду; выяснение наличия процедур оценки воздействия новых проектов на окружающую среду, установление необходимости особого экологического рассмотрения в связи с местонахождением организации в экологически ценном или особо уязвимом с экологической позиций районе, оценка значительности и серьезности потенциальных воздействий в случаях нарушения технологических процессов возможной частоты таких воздействий, а также определение выявленных воздействий (локальные, региональные, глобальные).

При этом, учитывая многообразие и неоднозначность методических подходов к идентификации экологических аспектов, принципиально важны проверка обоснованности критериев оценки степени воздействия деятельности организации на окружающую среду в зависимости от его масштаба, характера (серьезности) и продолжительности и расчет денежной оценки такого воздействия. Изучение и оценка воздействий на окружающую среду результатов деятельности предприятия и ведение реестра воздействий, ко­торые рассматриваются как значительные, включают рассмотрение контролируемых и неконтролируемых выбросов в атмосферу и сбро­сов сточных вод в водные объекты и коллекторы, размещения и утилизации твердых отходов, загрязнения недр и почвы, использо­вания природных ресурсов (минерального сырья, земли, воды, топлива, лесных и других ресурсов), расходов тепловой и электроэнергии; наличия шумов, различных специфических воздействий.

Процесс определения экологических аспектов деятельности организации, имеющих важные последствия для окружающей среды и считающихся в рамках системы управления окружающей средой первоочередными, должен учитывать стоимость и сроки выпол­нения анализа, обеспечивать наличие надежных данных. Возможно использование информации, применяемой для разработки норма­тивных требований или в других целях.

Круг вопросов, рассматриваемых при идентифи­кации экологических аспектов на предприятии, очень широкий. Например, наряду с выяв­лением различных аспектов ресурсопотребления и факторов хими­ческого загрязнения окружающей среды, необходимо установление источников вредного физического воздействия (шум, вибрации, ионизирующие и неионизирующие излучения), что особенно важ­но в связи с интенсивным развитием современных технических средств (контроля качества продукции — с использованием рентге­новских аппаратов, связи с использованием мощных источников электромагнитного излучения радиочастотного диапазона и т.п.). На предприятиях некоторых отраслей весьма актуально выявление ис­точников опасного биологического воздействия. При этом предпри­ятию на основании входных и выходных данных следует установить экологические аспекты, связанные не только с осуществляемой в настоящий момент, но и с осуществлявшейся ранее деятельностью.

Процесс определения экологических аспектов, имеющих важные последствия, должен охватывать различные условия их из­менения от нижнего до верхнего предела, включая обычные усло­вия производства, условия производства при осуществлении ре­монта, пуска или наладки, а также потенциальные условия нештатных ситуаций, происшествий и аварийных ситуаций.

Организации, не имеющие действующей системы управления охраной окружающей среды, в качестве первого шага должны оп­ределять путем анализа свою позицию в отношении окружающей среды. Такой анализ должен охватывать четыре ключевых аспекта:

* рассмотрение законодательных и нормативных требований,

* иден­тификацию экологических аспектов, имеющих важные последст­вия,

* изучение существующих процедур управления охраной окру­жающей среды,

* оценка данных «обратной связи» о ранее произошедших нештатных ситуациях.

Приемлемый анализ может быть выполнен путем опросов, непосредственного контроля и из­мерений,рассмотрения результатов ранее проведенных проверок или с помощью других видов контроля в зависимости от характера деятельности организации.

Процесс идентификации экологических аспектов со значи­тельными последствиями воздействий на окружающую среду не требует детализированной оценки деятельности организации, ее продукции или услуг по всему жизненному циклу. Организации вправе не проводить оценку всей продукции, компонентов или сырья. Они могут выбирать виды деятельности, последствия, воз­действия которых рассматриваются как значительные.

Управление продукцией и ее воздействием на экологические аспекты может существенно изменяться в зависимости от положе­ния организации на рынке. У подрядчика или поставщика управле­ние может быть сравнительно слабым, в то время как организа­ция, ответственная за проектирование продукции, может значительно влиять на окружающую среду, например, изменив один из входящих в продукцию материалов. В большинстве случаев организации имеют ограниченные возможности контроля в сфере распределения и использования продукции, тем не менее, когда это практически возможно, следует применять соответствующие механизмы.

Инструментарий, применяемый на практике для определения экологических аспектов, обычно включает проведение внутренней и внешней проверки процесса производства, а также представление выводов об экологических последствиях производства описа­тельным методом или путем количественной экспертной оценки, когда данные проверки представляются в виде чисел, обозначаю­щих баллы загрязнения.

Проверки должны содержать следующие элементы:

- выполнение требований, вытекающих из законодатель­ства в области охраны окружающей среды;

- определение важных аспектов в политике охраны окружающей среды;

- контроль мероп­риятий, проводимых в данной сфере, и производственного про­цесса;

- оценку ранее имевших место аварийных ситуаций.

 

2.2.2. Установление соответствия деятельности организации требованиям нормативно-законодательных актов в области охраны окружающей среды

 

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 организация должна устанавливать и поддерживать в ра­бочем состоянии процедуры идентификации требований законо­дательных актов и других требований и получения доступа к тем требованиям, которые применимы к экологическим аспектам де­ятельности организации, выпуску продукции или оказанию услуг. Для этого необходимо ведение реестра законодательных и других требований, что предполагает наличие процедуры регистрации данных требований.

Основными специальными законодательными актами, отра­жающими важнейшие аспекты экологического права и обязатель­ными для выполнения при планировании и функционировании системы экологического менеджмента, в нашей стране в настоя­щее время являются федеральные законы Российской Федерации «Об охране окружающей среды», «Об особо охраняемых природ­ных территориях», «О санитарно-эпидемиологическом благополу­чии населения», «Об охране атмосферного воздуха», «Об отходах производства и потребления», «О радиационной безопасности на­селения», «Об экологической экспертизе». К основным законода­тельным актам, регламентирующим использование природных ре­сурсов, относятся Закон РФ «О недрах», Земельный, Водный и Лесной кодексы.

Наряду с законодательными требованиями при планировании и функционировании системы экологического менеджмента необ­ходимо учитывать также обязательные для выполнения требования национальных стандартов (ГОСТов), санитарных правил и норм (СанПиН), строительных норм и правил (СНиП), а также ведомственных нормативных актов. При этом первостепенное значение имеет соблюдение законодательных и других требований в области экологического нормирования.

Действующие в России нормативы можно подразделить на несколько групп.

Первая группа включает показатели, характери­зующие качество окружающей среды: нормы предельно допусти­мой концентрации (ПДК) вредных веществ в воздухе, воде, почве.

Вторая группа включает показатели, устанавливающие требования к источнику вредного воздействия: нормативы предельно допусти­мых выбросов (ПДВ) в атмосферу и предельно допустимых сбросов (ПДС) в водные объекты, предельно допустимые уровни вредных физических воздействий (шума, электромагнитного излучения, ра­диационного воздействия и др.), разрешения на вывоз и захороне­ние твердых отходов и некоторые другие.

Третья группа содержит нормы и правила, направленные на обеспечение единства и унифи­кации деятельности организационных, правовых и производствен­ных структур. К ним могут быть отнесены нормативы санитарно-защитных зон, строительные и градостроительные правила, предельно допустимые нагрузки (ПДН) на окружающую природ­ную среду, регламентирование рационального использования природных ресурсов, экологические требования к продукции, лицензирование экологической деятельности, разрешения на землепользование, недроиспользование, водопользование и лесопользование, установление квот вылова рыбы и отстрела диких животных и т.п.

Применительно к деятельности по определению, экологичес­ких аспектов в рамках планирования систем экологического ме­неджмента особое значение имеет учет требований Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 года №7-ФЗ (ст. 32) в отношении оценки воздействия на окружающую среду [11].

В общем виде оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) представляет собой процедуру учета экологических тре­бований законодательства Российской Федерации при подготовке и принятии хозяйственных решений. ОВОС организуется и осуще­ствляется с целью выявления и принятия необходимых и достаточ­ных мер по предупреждению возможных неприемлемых для обще­ства экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий реализации хозяйственной или иной деятельности.

Результатом проведения ОВОС является вывод заказчика о до­пустимости воздействия намечаемой им деятельности на окружающую среду. Проектные и иные решения, содержащиеся в обосно­вывающей документации, должны быть разработаны с учетом воз­можных последствий ее реализации. Информация о состоянии ок­ружающей среды, используемая при проведении ОВОС, подго­тавливается с помощью методов и средств измерений, удовлетво­ряющих требованиям законодательства Российской Федерации и нормативных документов по обеспечению единства измерений. Ре­зультаты ОВОС представляются заказчиком на государственную экологическую экспертизу в случаях ее проведения в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (глава 6) и Феде­ральным законом «Об экологической экспертизе».

ОВОС организуется и проводится при подготовке:

- программ и планов социально-экономического развития;

- схем комплексного использования и охраны природных ресурсов;

- документации по созданию новой техники, технологии, материалов и веществ;

- предпроектных обоснований инвестиций в строительство;

- техни­ко-экономических обоснований и проектов строительства новых, реконструкции, расширения и технического перевооружения дей­ствующих хозяйственных и иных объектов и комплексов.

При подготовке хозяйственных решений, включающей разра­ботку нескольких видов обосновывающей документации, ОВОС про­водится поэтапно с учетом детализации видов, источников и уровней воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду.

Для выявления и принятия необходимых и достаточных мер по предупреждению возможных негативных последствий в про­цессе ОВОС разработчиком обосновывающей документации дол­жны быть рассмотрены цели реализации замысла или предпола­гаемого проекта, разумные альтернативы намечаемой деятель­ности, характеристика проектных предложений в контексте существующей экологической ситуации на конкретной террито­рии с учетом ранее принятых решений о ее социально-экономи­ческом развитии, возможные последствия реализации намечаемой деятельности и альтернатив, меры по предотвращению неприем­лемых для общества последствий осуществления принимаемых ре­шений, а также предложения по разработке программы монито­ринга реализации поддерживаемых решений и плана после проектного экологического анализа.

В соответствии с положениями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 предприятие может взять на себя, наряду с соблюдением обяза­тельных требований национальных нормативно-правовых актов, и выполнение других требований, например, кодексов сложившейся производственной практики, различных соглашений или руко­водств, не являющихся обязательными для применения.

Особо следует отметить требования законодательных актов, подлежащих обязательному выполнению, которые регламентиру­ют финансово-экономические отношения по поводу природо­пользования, и прежде всего взимание платежей за природные ре­сурсы и загрязнение окружающей природной среды.

 

2.2.3. Целевые и плановые экологические показатели

 

Установление целевых показателей экологической эффектив­ности в положениях стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 выделено в качестве самостоятельного направления планирования системы экологического менеджмента. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документально оформленные целевые и плановые экологические показателипо всем своим фун­кциям и на каждом уровне в рамках организации. При определении и анализе целевых экологических показателей организация должна учитывать законодательные и иные требования, важнейшие эко­логические аспекты деятельности, технологию, финансы, свои производственные и деловые условия, а также намерения заинте­ресованных партнеров. В целом экологические показатели должны быть сформированы в соответствии с экологической политикой.

Целевые экологические показатели должны быть конкретными (например, прекращение сброса или выброса определенных загряз­няющих веществ в окружающую среду, создание замкнутых систем водоснабжения, устранение определенных процессов с повышен­ной вероятностью аварийных ситуаций и т.п.), а плановые показа­тели - измеряемыми там, где это возможно (например, уменьше­ние на конкретную величину объема (массы) сброса или выброса загрязняющих веществ в окружающую среду, повышение на опре­деленный процент эффективности использования сырья и т.п.).

Разработка целевых и плановых экологических показателей как элемента системы экологического менеджмента на практике может быть в значительной степени совмещена с разработкой плана при­родоохранных мероприятий на перспективный период при состав­лении экологического паспорта природопользователя (в соответ­ствии с формой стандарта ГОСТ Р 17.0.0.06-2000) в части опре­деления экологического эффекта от планируемых мероприятий.

Для достижения целевых и плановых экологических показате­лей организации необходимо разрабатывать, внедрять и поддер­живать в рабочем состоянии программу управления охраной окру­жающей среды. Разработка и применение такой программы являются ключевыми элементами успешного внедрения системы экологического менеджмента. В программу обязательно должно быть включено определение ответственности за достижение целе­вых и плановых экологических показателей по всем функциям и на каждом уровне организации, а также установлены средства и сро­ки их достижения. Программа может иметь подразделы в соответ­ствии с отдельными направлениями деятельности организации.

В программах управления охраной окружающей среды особое значение имеет четкое разделение конечных целей и конкретных мероприятий по улучшению процесса защиты окружающей среды на предприятии, поскольку достижение конечной цели возможно в результате осуществления множества альтернативных мероприя­тий, причем зачастую даже не в сфере охраны окружающей среды, а в сфере основного производства или поставок сырья и материа­лов. При этом очень часто при решении экологических проблем ликвидация последствий воздействия или устранение его непос­редственной причины далеко не всегда являются самыми эффек­тивными. Так, при решении проблемы загрязнения атмосферы в первую очередь реализуют средства улавливания отходящих загряз­няющих веществ. В то же время предотвращению образования заг­рязнения, связанному с оптимизацией производственного про­цесса или изменением исходного сырья, как правило, не уделяет­ся должного внимания, хотя именно в сфере технологий основно­го производства имеются наибольшие возможности по предупреж­дению загрязнения окружающей среды.

Цели в области охраны окружающей среды могут быть разделе­ны на долгосрочные (стратегические) и краткосрочные (текущие).

Текущие цели должны быть включены в программу, которую следует составлять на срок не более одного года, а долгосрочные цели и зада­чи подлежат отражению в стратегических планах. Содержание про­грамм не должно противоречить планам природоохранных мероприя­тий.

Программа должна быть составлена с учетом возможных измене­ний в развитии производства. Если планируются новые разработки, новые или измененные виды деятельности, продукции или услуг, то в соответствующие разделы программы следует внести изменения, что­бы обеспечить возможность управления охраной окружающей среды для таких проектов. Программа может содержать стадии планирования, проектирования, производства, маркетинга и распределения.

В проектах новых разработок или модифицированной продук­ции, услуг или процессов должны предусматриваться отдельные программы по управлению охраной окружающей среды, устанав­ливающие цели в области охраны окружающей среды, и механизм их достижения, процедуры внесения изменений и модификаций по мере продвижения проектов, механизм корректирующих дей­ствий и возможность их активизации в случае необходимости.

В отечественной практике программы предприятий по охране окружающей среды разрабатываются, как правило, на длительный период. При этом характер программных целей и сроки их достиже­ния оказывают влияние на взаимоотношения предприятия со специально уполномоченными природоохранными органами и, в частно­сти, позволяют принимать предприятию (вплоть до достижения це­лей) временно согласованные нормативы воздействия на природную среду, превышающие предельно допустимые сбросы и выбросы, что в свою очередь оказывает влияние на формирование региональных экологических целей и приоритетов. С другой стороны, разработка и реализация программ охраны окружающей среды на предприятии должны осуществляться в соответствии с приоритетами утвержден­ных на соответствующем уровне национальных и региональных эко­логических программ. В этом случае возможно привлечение дополни­тельных финансовых средств, для реализации локальных программ управления охраной окружающей среды на предприятии.

 

 

2.3. Внедрение и функционирование системы экологического менеджмента

 

В соответствии с требованиями стандарта ГОСТ Р ИСО 14001-98 [5] внедрение и функционирование системы экологического менеджмента должно осуществляться по следующим основным направлени­ям:

* организационная структура и ответственность;

* обучение персона­ла и обеспечение его осведомленности и компетентности;

* установле­ние связей;

* документирование системы управления охраной окружающей среды и управление документацией;

* управление опера­циями и обеспечение подготовленности к аварийной ситуациям.