В чём выражаются преимущества и недостатки демократического режима?

Демократия форма государственно-политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. Основные принципы демократии — власть большинства, равноправие граждан, защищенность их прав и свобод, верховенство закона, разделение властей, выборность главы государства, представительных органов. Различают непосредственную (основные решения принимаются непосредственно всеми гражданами на собраниях или посредством референдумов) и представительную (решения принимаются выборными органами) демократию.

27. Какими могут быть критерии для классификации обществ.орг-ций? Приведите примеры.1)По сферам обществ.жизни – эконом., общественно-полит., культурные и иные орг-ции; 2)по классовому признаку; 3) по национальному; 4) по масштабу деят-ти; 5) по способу егализации идр. Н-р, общественно-полит.- ветеранов, женщин, чернобыльцев, инвалидов, бывших заключенных фашист.лагерей. Охраны природы – товарищ-во охотников и рыболовов, пчеловодов, кролиководов, соц.-эколог.союз.

28. Каковы проблемы соц.политики в У-не? 1)Занятость населения и безработица; 2)Оплата труда, пособия и пенсии; 3)Жилье (уровень обеспеченности жильем); 4)Обеспечени епродовольствием и промышл.товарами (постоянный рост цен на продукты первой необходим-ти); 5)Зравоохранение; 6)Продолжит-ть жизни; 7)Прирост народонаселения; 8)Охрана окруж.среды; 9)Образование; 10)Преступность.

29. Какая система является гл.механизмом реализации полит.власти и почему? Механизмом реализации полит.власти явл.полит.сис-ма общ-ва. Полит.сис-му общ-ва можно определить как совокуп-ть гос. и др. полит.институтов, а также принципов их орг-ции и отнош-й, предназначенных для осущ-я власти и упр-я обществ.делами.

30. Как трактуется насилие в политике и какова его природа?Полит. насилие – осуществляемое в полит. целях преднамеренное действие, направленное на уничтожение человека или нанесение ему ущерба и осуществляемое вопреки его воле. Полит. насилие отличается от др.форм насилия не только доминированием физического принуждения, но также организованностью, широтой, систематичностью и эффективностью применения.

31.Каковы отличительные особенности президентской республики?При президентской форме правления глава государства – президент – одновременно является и главой правительства. Формальной отличительной особенностью является отсутствие должности премьер-министра. Президентская республика отличается внепарламентским методом формирования правительства и отсутствием у правительства института парламентской ответственности; отсутствием у президента права роспуска парламента и др. Президентская республика строится по принципу жесткого разделения властей : в конституции закрепляется разграничение компетенции между высшими органами законодательной , исполнительной и судебной власти, кот.функционирует в течение всего срока полномочий. Президент. Республика впервые была введена в США на основе конституции 1787 г. Такая же форма – в странах Латинской Америки : Мексики, Аргентины , Бразилии, Колумбии и др.

32. Что такое политическая партия?Полит. партия ( партия- часть ( лат) более крупной общности) - добровольная полит. организация, объединяющая лиц с общими интересами и идеалами, деятельность кот. направлена на завоевание политической власти либо участие в ее осуществлении. Современные полит. партии выполняют ряд функций - главная : борьба за политическую власть и связан. С нею формирование правящей элиты и состава правительства; связь между обществом и государством; определяют цели и разрабатывают идеологию, программы, стремятся определить стратегию развития общества и убедить граждан в ее правильности; главная функция - отбор и формирование полит. лидеров и элит для всех уровней полит. системы. ( профессиональных политиков, партийных экспертов, аналитиков и т.д.)

33. Каково современное понимание демократии?Демократия- власть народа.. В истории выделяют две основные трактовки демократии: либерально-демократическая, делающая акцент на автономии индивида, правах и свободах человека; -радикально-демократическая, утверждающая верховенство народа и приоритет общественных интересов над частным.Среди соврем.демократий можно отметить модель конкурентной элитистской демократии , модель полиархической демократии , экономическую модель, демократическую «прав человека», модель «интегративной демократии».

34. Какие подсистемы существуют в полит. системе общества?Полит. сис-ма - совокупность государственных и общественных организаций , объединений, правовых и политических норм, принципов организации и осуществление политической организации об-ва. Она включает: институциональный компонент, сост. из различных социально-политических институтов и учреждений ( государство, политические партии, различные органы,средства масс.информации); функциональный – совокупность тех ролей и функций, кот. осуществ. Как от дельными соц-полит. институтами и их группами. ( форма и направление полит. деятельности способы и методы полит. власти средства воздействия на общ. Жизнь и др.); регулятивный– как совокупность политико-правовых норм и др. средств регулирования взаимосвязей между субъектами полит. системы ( конституция, законы, обычаи , традиции, полит. принципы, взгляды и.др.); коммуникативный– совокупность разнообразных отношений между субъектами полит. системы по-поводу власти , в связи с выработкой и осуществ. Политики; Идеологический - совокупность полит. идей, теорий, концепций ( полить. Сознание, полит. и правовая культура, полит. социализация.)

35. Назовите признаки смешанной республики.Республика – форма правления при кот. все высшие органы гос.власти либо избираются либо формируются общенациональным , представительным учреждением. Основными признаками смеш. Республики: избрание президента всеобщим голосованием; президент располагает собственными прерогативами, позволяющие ему действовать независимо от правительства; наряду с президентом действуют премьер –министр и министры, образующие правительство, ответственное перед парламентом.. ( Полупрезидентская республика во Франции).

36.Что такое партийная система общества?Партийная система общества – механизм взаимодействия и соперничества партий за власть и ее осуществление.

37. Для каких целей существуют международные организации и чем правителственные орг. Отличаются от не правительтственных Международная организация – это объединение государств в соответствии с международным правом и на основе международного договора для осуществления сотрудничества в политической, экономической, культурной, научно-технической, правовой и иных областях имеющая необходимую для этого систему органов, права и обязанности, производные от прав и обязанностей государств в автономную волю, объём которой определяется волей государств – членов. Современные международные организации делятся на 2 основных типа: межправительственные и не правительственные организации, два данных типа имеют свои особенности, признаки. Любая межправительственная организация должна обладать, по крайней мере, шестью признаками. Во-первых она создаётся в соответствии с международным правом. Это наиболее существенный признак, имеющий решающее значение. Любая правительственная организация должна быть создана на правомерной основе, а именно организация не должна ущемлять интересы отдельного государства и международного сообщества вцелом. Кроме того, любая международная организация создаётся на основе международного договора (конвенции, соглашения, трактата, протокола и т. д.). Сторонами такого договора являются суверенные государства, а в последние время участниками международных организаций также межправительственные организации. Например, ЕС является членом многих международных рыболовных организаций. Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях. В таком случае международная организация выступает посредником между государствами – членами. Иногда государства передают наиболее сложные вопросы международных отношений в организации для обсуждения и решения. Очень важно для каждой международной организации иметь соответствующую организационную структуру. Этот признак как бы подтверждает постоянный характер организации и тем самым отличает её от многочисленных других форм международного сотрудничества. Межправительственные организации имеют штаб-квартиры, членов в лице суверенных государств и вспомогательные органы. Следующим важным признаком международной организации является наличие у неё прав и обязанностей, которые в общей форме закреплены в её учредительном акте. Международная организация не может превысить свои полномочия. Международная организация также имеет самостоятельные международные права и обязанности, т. е. Обладает автономной волей отличной от воли государств – членов. Этот признак означает, что любая организация в своей сфере деятельности может избирать самостоятельно средства выполнения прав и обязанностей, возложенных на неё государствами - членами. Таким образом, международная организация, обладающая вышеизложенными признаками считается международной межправительственной организацией. Цель создания любой международной организации заключается в объединении усилий государств в той или иной области: политической (ОБСЕ), военной (НАТО), экономической (ЕС), валютно-финансовой (МВФ) и в других. Но такая организация как ООН должна координировать деятельность государств почти во всех областях.

В современном мире существует международные неправительственные организации, которыми считаются любая международная организация, не учрежденная на основании межправительственного соглашения.

38. Каков механизм функционирования политической власти в демократическом обществе.Носителем суверенитета и единым источником власти явл.народ. Он осущ-ет власть непосредственно через органы местно самоупр-я. Верховная власть делится на законодат., исполнит. и судебную.

39. По каким критериям можно классифицировать политические системы и что это дает на практике?Гл. критерием выступает полит.власть и предопределяемые ею характер и направленность социального развития. Важен учет уровня экономического развития, объем, способ и возможности реализации прав и свобод граждан, плюрализм, уровень политической культуры и другие факторы. Критерии: 1)по форме правл-я; 2)По форме гос.устр-ва (унитар., федеративн., конфедеративн. республики); 3)по кол-ву палат в парламенте (одно-, двух-); 4)по сис-ме выборов (мажоритарная, пропорциональная, смешанная); 5)По кол-ву партий, формирующих КабМин (от 2-х до 5).