Рассмотрим основные составляющие процесса коммуникации и некоторые модели коммуникации.
Американский ученый-психиатр Юрген Рюш (Jurgen Ruesch) выделил 40 различных подходов к коммуникации в разных сферах, включая архитектуру, антропологию, психологию, политику и многие другие.
Поскольку определений, присвоенных понятию «коммуникативный процесс», достаточно много, то для лучшего понимания этого явления стали пользоваться методом моделирования: воспроизведением характеристик одного объекта с помощью другого (глобус). Разумеется, модели обладают определенными свойствами, в частности:
1. Содержание модели зависит от потребностей той сферы науки, в которой она появилась, от концепции ученого, который эту модель разработал, и т.д.
2. Модели не открывают, а изобретают, разрабатывают, предлагают.
Назначение модели. Модель есть инструмент, который нужен исследователю, чтобы лучше организовать свои мысли о реальности и свои действия с этой реальностью.
Хотя модель и воспроизводит некоторые характеристики моделируемого объекта, она не является «отражением реальности», а тем более, не является самой реальностью.
Зачем нужна модель коммуникации?Модель коммуникациивоспроизводит составные элементы и функциональные характеристики коммуникационного процесса, как правило, в виде схемы,дляопределения способов повышения эффективности реального процесса коммуникации.
В соответствии с тем, что уже говорилось выше о парадигмах, модели коммуникации также можно разделить на немеханиситические (нелинейные)и на механистические или линейные
Вот какую модель коммуникации дает крупный английский мыслитель, характерный представитель буржуазной эстетики первой половины XX века Айвор Армстронг Ричардс:[1] коммуникация имеет место, когда одно человеческое сознание так действует на окружающую его среду, что это влияние испытывает другое человеческое сознание, и в этом другое сознании возникает опыт, который подобен опыту в первом сознании, и вызван в какой-то мере этим первым опытом.
Communication takes place when one mind so acts upon its environment that another mind is influenced, and in that other mind an experience occurs which is like the experience in the first mind, and is caused in part by that experience.