Коммуникационный процесс (КП) и его этапы. Модели КП.
Для нас, как менеджеров, важно, что коммуникация – это носящее особый характер взаимодействиелюдей друг с другом, выраженноев контактах, общении и деятельности.Под словами «особый характер» мы, в основном, будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы.
Одним из средств, обеспечивающих коммуникацию между людьми (отдельными индивидами, индивидом и обществом, группами индивидов, да даже и коммуникацию с самим собой), я бы сказала, основным средством коммуникацииявляется язык (вербальный человеческий язык). Термин «язык» может трактоваться также и в широком (семиотическом) смысле (включая и другие системы знаков, пример с p).
Речевая коммуникация рассматривается как частный случай коммуникации, включающий непрерывный поток мыслей и разговора. Любая произносимая фраза опосредована влиянием прошлого и оказывает воздействие на будущее. В то же время, отдельные слова или группа ещё не составляют коммуникацию. И никакой разговор не происходит изолированно от внешней среды.
При этом можно сказать, что коммуникантами не рождаются, коммуникации обучаются, хотя есть и определенные биологические, природные предпосылки обучения коммуникативной деятельности.
Если о коммуникации мы говорим как о перекодировке вербального в невербальное (действие), то письменность возникает из обратного действия: перекодировки невербальных характеристик в вербальные.
Например, письменность в древнем мире возникает именно для процессов социального управления хозяйственными ситуациями. Мир требовал счета и управления, и письменная фиксация облегчила этот процесс.
Мы можем изобразить эти два процесса разнонаправленной перекодировкиследующим образом:
Коммуникация:вербальные – невербальные
Письменность:невербальные – вербальные (обратная сторона коммуникации)
Различные участники коммуникационного процесса требуют различных средств коммуникации. Всех участников можно разделить на инерционные системы и инновационные системы.
Пусть нам нужно реализовать какую-то систему действий за счет отвлечения людей от несущественных с точки зрения темы характеристик в пользу значимых. Так нам надо обратиться к массовому сознанию, аэто система инерционная.Здесь нужно преувеличенное воздействие, например, через средства массовой информации (умильные рожи в рекламе чего-то сомнительно вкусного; или громкий крик оратора, обращенный к толпе).
В противоположность им инновационные системы, которыми, например, можно считать менеджеров компаний и научных работников, нуждаются в «голой правде».
Сопоставление инновационных и инерционныхсистем даст нам следующие результаты, представленные в таблице 5.1.
Таблица 5.1 – Заполнить самостоятельно, для этого сначала сформулировать условия коммуникации, а затем
Условия коммуникации | Инерционные системы | Инновационные системы |
Отношение ко времени | более важен взгляд в прошлое (А вот в наше время!) и в сегодня (День прошел и, слава Богу!) | профессионально заняты будущим (время – вперед) |
Оценка будущего | будущее - это воспроизводимое прошлое | будущее возникает впервые |
Тип лидера | «аксакал», старейшина (лидер старых норм) | креативная личность |
Тип аргументов | значимо то, что уже было (например, «возврат к ленинским традициям») | значимо новое |
Для коммуникации с аудиторией нужны коммуникативные потоки. Если посмотреть на типыкоммуникативных потоков,под которыми мы будем пониматьтехнологические приемы,направленные на охват целевой аудитории, то исторически, например, для охвата наибольшей аудитории они выстроятся следующим образом: рассказ прохожего (путешественника) - проповедь - газета - телевидение - интернет. Если посмотреть на типы характерных черт каждого из видов, то можно представить себе таблицу 5.2.
Таблица 5. 2 – Коммуникации и массовое сознание
Рассказ прохожего | Проповедь | Газета | Телевидение | Интернет | |
Аудитория | случайная | сознательно собранная | сознательно выбравшая | Случайная, но тяготеющая к тематике канала | |
Содержание (контекст) | яркое событие | нормы Библии | Факты, аналитика | Факты, аналитика, удовольствие, другое | |
Время | прошлое | вневременное | вчерашнее событие | сегодняшнее событие и завтрашнее | |
Регулярность | случайная | еженедельная | ежедневная | ежечасная | в любое время |
Эмоциональный заряд события | большой | эмоционально окрашенное | любой | любой | |
Форма восприятия | Слух, в основном | Слух, в основном, коллективное | Визуальное, персональное | Визуальное, персональное |
Задание:Составить самостоятельно подобные таблицыдляделовой коммуникацииинаучной коммуникации