Коммуникационный процесс (КП) и его этапы. Модели КП.

Для нас, как менеджеров, важно, что коммуникация – это носящее особый характер взаимодействиелюдей друг с другом, выраженноев контактах, общении и деятельности.Под словами «особый характер» мы, в основном, будем понимать процессы перекодировки вербальной в невербальную и невербальной в вербальную сферы.

Одним из средств, обеспечивающих коммуникацию между людьми (отдельными индивидами, индивидом и обществом, группами индивидов, да даже и коммуникацию с самим собой), я бы сказала, основным средством коммуникацииявляется язык (вербальный человеческий язык). Термин «язык» может трактоваться также и в широком (семиотическом) смысле (включая и другие системы знаков, пример с p).

Речевая коммуникация рассматривается как частный случай коммуникации, включающий непрерывный поток мыслей и разговора. Любая произносимая фраза опосредована влиянием прошлого и оказывает воздействие на будущее. В то же время, отдельные слова или группа ещё не составляют коммуникацию. И никакой разговор не происходит изолированно от внешней среды.

При этом можно сказать, что коммуникантами не рождаются, коммуникации обучаются, хотя есть и определенные биологические, природные предпосылки обучения коммуникативной деятельности.

Если о коммуникации мы говорим как о перекодировке вербального в невербальное (действие), то письменность возникает из обратного действия: перекодировки невербальных характеристик в вербальные.

Например, письменность в древнем мире возникает именно для процессов социального управления хозяйственными ситуациями. Мир требовал счета и управления, и письменная фиксация облегчила этот процесс.

Мы можем изобразить эти два процесса разнонаправленной перекодировкиследующим образом:

Коммуникация:вербальные – невербальные

Письменность:невербальные – вербальные (обратная сторона коммуникации)

Различные участники коммуникационного процесса требуют различных средств коммуникации. Всех участников можно разделить на инерционные системы и инновационные системы.

Пусть нам нужно реализовать какую-то систему действий за счет отвлечения людей от несущественных с точки зрения темы характеристик в пользу значимых. Так нам надо обратиться к массовому сознанию, аэто система инерционная.Здесь нужно преувеличенное воздействие, например, через средства массовой информации (умильные рожи в рекламе чего-то сомнительно вкусного; или громкий крик оратора, обращенный к толпе).

В противоположность им инновационные системы, которыми, например, можно считать менеджеров компаний и научных работников, нуждаются в «голой правде».

Сопоставление инновационных и инерционныхсистем даст нам следующие результаты, представленные в таблице 5.1.

Таблица 5.1 – Заполнить самостоятельно, для этого сначала сформулировать условия коммуникации, а затем

Условия коммуникации Инерционные системы Инновационные системы
Отношение ко времени более важен взгляд в прошлое (А вот в наше время!) и в сегодня (День прошел и, слава Богу!) профессионально заняты будущим (время – вперед)
Оценка будущего будущее - это воспроизводимое прошлое будущее возникает впервые
Тип лидера «аксакал», старейшина (лидер старых норм) креативная личность
Тип аргументов значимо то, что уже было (например, «возврат к ленинским традициям») значимо новое

 

Для коммуникации с аудиторией нужны коммуникативные потоки. Если посмотреть на типыкоммуникативных потоков,под которыми мы будем пониматьтехнологические приемы,направленные на охват целевой аудитории, то исторически, например, для охвата наибольшей аудитории они выстроятся следующим образом: рассказ прохожего (путешественника) - проповедь - газета - телевидение - интернет. Если посмотреть на типы характерных черт каждого из видов, то можно представить себе таблицу 5.2.

Таблица 5. 2 – Коммуникации и массовое сознание

    Рассказ прохожего Проповедь Газета Телевидение Интернет
Аудитория случайная сознательно собранная сознательно выбравшая Случайная, но тяготеющая к тематике канала  
Содержание (контекст) яркое событие нормы Библии Факты, аналитика Факты, аналитика, удовольствие, другое  
Время прошлое вневременное вчерашнее событие сегодняшнее событие и завтрашнее  
Регулярность случайная еженедельная ежедневная ежечасная в любое время
Эмоциональный заряд события большой эмоционально окрашенное любой любой  
Форма восприятия Слух, в основном Слух, в основном, коллективное Визуальное, персональное Визуальное, персональное  

Задание:Составить самостоятельно подобные таблицыдляделовой коммуникацииинаучной коммуникации