Двухфазный асинхронный двигатель и тиристорный усилитель

Двухфазные асинхронные электродвигатели переменного тока получили наибольшее применение в судовых регуляторах с постоянной скоростью пере-мещения ИМ по следующим причинам:
- простота конструкции,
- надежность работы,
- непосредственное использование переменного тока судовой сети.

Схема двухфазного асинхронного двигателя и усилителя регулятора приведена на рис. 11.3.

В регуляторах судового энергетического оборудования применяются двухфазные конденсаторные двигатели [2].

На статоре такого двигателя расположены две обмотки О1 и О2, занимающие одинаковое число пазов. Оси обмоток смещены в пространстве относительно друг друга на 90 эл. град. Питание двигателя производится от однофазной сети. В процессе работы обе обмотки статора включены постоянно, причем конденсатор С включен в цепь одной из обмоток. Включение конденсатора в цепь другой обмотки вызывает реверс двигателя.

Конденсаторные асинхронные двигатели имеют сравнительно высокий КПД и коэффициент мощности cos j = 0.80 ¸ 0.95. Пусковой момент этих двигателей невелик и составляет 30 ¸ 50 % номинального момента. Однако, как правило, пусковой момент достаточен для работы электродвигателя в составе электрического ИМ.

 

 

Рис. 11.3 Схема двухфазного асинхронного двигателя и
усилителя.

 

Усилитель данного регулятора состоит из двух частей (рис. 11.3):
- собственно тиристорного усилителя ТУ, подающего напряжение на электро
двигатель,
- модуля управления тиристорным усилителем МУТУ.

Управляющим сигналом усилителя Uc для всех рассмотренных выше регуляторов является входной сигнал модуля нечувствительности.

Тиристорный усилитель, применяемый в рассматриваемом случае [2], является реверсивным. Функцию бесконтактных ключей, коммутирующих силовые цепи электродвигателя, выполняют симметричные тиристоры (симисторы) ТСб и ТСм.

Включение симисторов производится путем подачи отрицательного напряжения, вырабатываемого выпрямителями Вб и Вм. Напряжение на выпрямители поступает соответственно с разделительных трансформаторов Трб и Трм при наличии командного сигнала поступающего при замыкании ключа Кб или Км в МУТУ.

Трансформатор ТР1 разделяет управляющие и силовые цепи.

Отключение симисторов происходит после снятия командного сигнала в момент перехода синусоидального тока нагрузки через нуль.

При отсутствии командных сигналов тиристорные ключи разомкнуты и обмотки электродвигателя обесточены.

При замыкании ключа Кб («Больше») замыкается тиристорный ключ ТСб и к обмотке О1 подключается источник питания (сеть), обмотка О2 подключается к источнику последовательно с конденсатором С. Электродвигатель вращается в положительном направлении.

При замыкании ключа Км («Меньше») замыкается тиристорный ключ ТСм и к обмотке О2 подключается источник питания (сеть), обмотка О1 подключается к источнику последовательно с конденсатором С. Электродвигатель вращается в отрицательном направлении.