Административно-правовой статус субъектов административных отношений.
Особенностью АП является огромное разнообразие субъектов административно-правовых отношений. Еще 1 особенность АП - обычно обязательным субъектом таких отношений выступают те, которые обладают определенными властными полномочиями по отношению к иным субъектам АПО.
Субъект АП — это участник общественных отношений, носитель конкретных прав и обязанностей, содержащихся в нормах АП. Это граждане, гос органы, общественные объединения. Права и обязанности субъекта АП образуют в совокупности его правовой статус.
Полномочия субъектов АП могутвыражать право гражданина на получение высшего образованияили занятия предпринимательской деятельностью или только обязанности, например, обязанность граждан и организаций блюсти правила общественного порядка, благоустройства и т.д.
По своему административно-правовому статусу субъекты АП делятся на 2 группы: физ лица и организации. Физ лица в свою очередь охватывают три вида субъектов: гражданин РФ, иностранный гражданин и лицо без гражданства. Организации как субъекты АП делятся на гос и негос. Гос организации: 1) выполняют задачи, функции и полномочия, порученные им государством, 2) базируются на гос собственности, 3) управляются гос-вом. Это органы гос аппарата — представит, исполнит, судеб, органы прокуратуры и др., гос предприятия, учреждения и организации — производственные, культуры, массовой информации, учреждения здравоохранения и т.д. Организации негос – не выполняют задач и функций государства, не финансируются государством. Это: профсоюзы, спортивные общества, партии, религиозные организации, коммерческие организации — частные, кооперативные, акционерные, смешанные и др.
Структура административно-правового статуса гражданина включает: 1) правовой статус личности 2) его права и обязанности, вытекающие из факта гражданства.
Среди основных прав и свобод, составляющих правовой статус личности и находящихся в той или иной мере в сфере АП регулирования, можно назвать, например, право на жизнь (ст. 20 Конституции), на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), право на неприкосновенность частной жизни, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23).
Провозглашая права личности, Конституция определяет личности и определенные обязанности, например, блюсти российские законы, платить налоги и сборы (ст. 57), сохранять природу, окружающую среду (ст. 58), не заниматься экономической деятельностью, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34).
Конституция РФ устанавливает в исключит случаях возможность ограничения прав личности “только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 55). Например, право на неприкосновенность жилища м.б. ограничено сотрудниками полиции при наличии оснований, в частности при розыске преступника, если в кв. или доме совершается преступление или нарушение общественного порядка, угрожающего жизни или здоровью людей, при пожаре и т.д.
Вторая составная часть административно-правового статуса – статус гражданина РФ. Как субъект АП каждый гражданин имеет свой гражданский правовой статус.
Нормы административного права, определяющие АП статус гражданина, устанавливают его права и обязанности в гос и обществ деят-ти. Это нормы об участии в управлении делами гос-ва (ст. 32 Конституции), право на объединение (ст. 30), обязанность нести воинскую службу (ст. 59), право на свободный труд, выбор профессии и рода деятельности (ст. 37), право частной собственности и др. А также нормы, определяющие АП статус гражд в личной или семейной сфере, нап-р, право на изменение Ф.И.О.
Чтобы быть участником административных правоотношений, гражданин, как и др. субъекты АП, должен располагать административной правоспособностью. Это фактическая, обеспеченная государством возможность иметь субъективные права и выполнять юр. обязанности административно - правового характера. Она возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Граждане обладают равным объёмом административной правоспособности в хозяйственной, соц, культурной и административно – политической сферах. Однако это правоспособность может быть частично или временно ограничена в случаях и в порядке, определённых законодательством. Например, не все граждане по состоянию здоровья, могут быть зачислены на действительную срочную военную службу.
В качестве социального элемента АП статуса гражданина можно выделить правовые статусы рабочего, служащего, учащегося, военнослужащего, пенсионера и т.д.
Четвертый элемент АП статуса гражданина называют особым статусом – это права и обязанности, кот граждане приобретают по желанию, личному интересу для удовлетворения своих индивидуальных потребностей. Например, любители-охотники, туристы, коллекционеры и т.д.
Есть особенности АП статуса иностранных граждан и лиц без гражданства. Они пользуются теми же правами и свободами и несут те же обязанности, кроме: 1) они не могут избирать и быть избранными в гос органы власти и ОМСУ, 2) не несут обязанностей по военной службе, 3) не могут занимать служебные должности, если это предусмотрено соответ. правовым актом, 4) им не м.б. проданы земельные участки, 5) они не могут заниматься предпринимательской или любой др. деят-тью, связс обороной страны и гос безопасностью, пользованием информацией, составляющей гос тайну, 6) исключительно к ним м.б. применена и такая мера адм ответственности, как административное выдворение за пределы РФ.
Правовой статус органов исполнительной власти.ОИВ - это орг-ция, которая, являясь частью гос аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, образована в соответствии с зак-вом, наделена правом выступать по поручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной, социально-культурной, административно-политической сферами, заниматься межотраслевым управлением.
Из определения следует, что этот орган:- является частью гос. аппарата (Министерство является часть Правительства);- имеет свою структуру;- имеет территориальный масштаб деятельности и свою компетенцию (действует на определенной территории);- образован в соответствии с законодательством; выступает от имени государства (например, когда Прав-во осуществляет свою деятельность за пределами РФ);- осуществляет руководство в различных сферах деятельности (в хозяйственной, социально-культурной, административно-политической).
АП статус ОИВ определяется Конституцией, конституциями республик в составе России, фед.и иными законами, положениями об органах (например, Положение «Министерстве внутренних дел Российской Федерации»). Все ОИВ обладают административной правосубъектностью. Административная правоспособность и дееспособность ОИВ возникает одновременно с их образованием и прекращается в связи с их упразднением. АП статус ОИВ определяется также его конкретным назначением, местом и ролью в системе управления.
Характерные черты органов исполнительной власти: - осущ-ляют исполнительно-распорядительную деят-ть;- наделены оперативной сам-тью;- имеют, как правило, постоянные штаты; - образуются вышестоящими органами;- наделены правом распорядительства (правом издавать подзаконные юр. акты, в т.ч. акты норматив характера);- подотчетны и подконтрольны вышестоящим органам управления.
Виды органов исполнительной власти:
1. В соответствии с федеральным государственным устройством:
- ФОИВ, распространяющие свою деятельность на всей территории России (Президент России и Администрация Президента, Правительство России, федеральные министерства, гос комитеты и др.);
- региональные ФОИВ, действующие на территории определенных регионов, т.е. на части территории России. Такие органы являются межтерриториальными (межрегиональными);
- ОИВ субъектов федерации, осуществляющие деятельность, соответственно, в пределах территорий субъектов. В масштабе республик действуют главы республик, правительства, министерства, комитеты и иные ведомства. В масштабе края, области, города федерального значения и автономного образования исполнительная, управленческая деятельность осуществляется соответствующей администрацией, руководимой ее главой (губернатором, мэром).
2. В зависимости от объема и характера компетенции:- органы общей компетенции, ведающие всеми отраслями и сферами управления (правительства, администрация краев, областей);- органы отраслевой компетенции, ведающие какой-либо одной отраслью управления (министерства, некоторые комитеты и ведомства, отделы и управления);- органы межотраслевой (специальной) компетенции, ведающие вопросами управления, имеющими межотраслевое значение (органы статистики, стандартизации, метрологии, сертификации, служба занятости населения и др.
3. По порядку разрешения вопросов:- коллегиальные органы, обсуждающие и разрешающие подведомственные вопросы, имеющие наиболее важное значение. (Правительство Российской Федерации, правительства субъектов федерации, некоторые государственные комитеты и др.);- единоначальные органы, в которых подведомственные вопросы разрешаются единолично руководителем данного органа исполнительной власти (министерства, ведомства, управления, отделы, службы, администрации и др.). Однако в единоначальных органах исполнительной власти единоначалие сочетается с коллегиальностью.
4. По основаниям образования: - образование которых предусмотрено конституциями (президенты и их администрация, правительства);- создаваемые на основе текущего законодательства и подзаконных актов.
Принципы построения органов исполнительной власти.
1. Принцип федерализма. 2. Принцип сочетания централизации и децентрализации 3. Принцип законности. ОИВ, должностные лица, обязаны соблюдать Конституцию РФ, федеральные законы и другие акты государственного управления.