Анализ валовой прибыли торговой организации
На практике изучаются и анализируются следующие показатели прибыли:
- Валовая прибыль (выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) – себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг));
- Прибыль (убыток) от реализации продукции товаров, работ, услуг (валовая прибыль – управленческие расходы – расходы на реализацию);
- Прибыль (убыток) от текущей деятельности ( прибыль от реализации + прочие доходы по текущей деятельности – прочие расходы по текущей деятельности);
- Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности (доходы по инвестиционной деятельности – расходы по инвестиционной деятельности + доходы по финансовой деятельности – расходы по финансовой деятельности +/- иные доходы и расходы);
- Прибыль (убыток) до налогообложения (прибыль (убыток) от текущей деятельности +/- прибыль (убыток) по инвестиционной, финансовой и иной деятельности);
- Чистая прибыль (убыток) (прибыль (убыток) до налогообложения – налог на прибыль +/- изменение отложенных налоговых активов +/- изменения отложенных налоговых обязательств - прочие налоги и сборы, уплаченные из прибыли (дохода)).
Валовая прибыль как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которые предназначены для покрытия расходов торговой организации и образованию прибыли. Основным источником формирования валовой прибыли в организации розничного товарооборота являются реализованные торговые надбавки и скидки.
Методика анализа валовой прибыли предполагает расчет следующих показателей:
− абсолютное отклонение фактической суммы валовой прибыли от плановой ее величины и ее значения в предшествующем периоде;
− процент выполнения плана валовой прибыли (темп роста) по абсолютной сумме и уровню валовой прибыли, который рассчитывается по формуле (8.1):
, (8.1)
где ВП – сумма валовой прибыли, млн р.;
Т – объем товарооборота.
− анализ темпов роста (снижения) суммы и уровня валовой прибыли;
− размер изменения уровня валовой прибыли (8.2):
УРвп=УРвп1 - УРвп0 (8.2)
где УРвп0 и УРвп1 – уровень валовой прибыли соответственно в базисном и отчетном периоде.
− темп изменения уровня валовой прибыли (8.3):
, (8.3)
− относительная сумма изменения валовой прибыли (8.4):
, (8.4)
где Т1 – объем товарооборота в отчетном периоде.
На величину валовой прибыли оказывают влияния факторы внутреннего и внешнего характера:
− объем товарооборота (8.5):
, (8.5)
− влияние (изменение) цен (8.6):
, (8.6)
− влияние уровня валовой прибыли (8.7):
, (8.7)
− изменение структуры товарооборота.
Если в товарообороте увеличивается доля товаров с высоким размером торговой надбавки, то и общий уровень валовой прибыли за счет данного фактора тоже увеличивается и наоборот.
Измерить влияние данного фактора на изменение суммы и уровень валовой прибыли можно при помощи способа процентных чисел с применением приема абсолютных разниц.
Таблица 8.1 - Расчет влияния (изменение) структуры товарооборота на средний уровень валовой прибыли
Товарные группы | Структура товарооборота | Уровень валовой прибыли в прошлом периоде, % | Процентные числа (гр. 4 × гр.5) | Влияние изменения структуры товарооборота на средний уровень валовой прибыли | ||
прошлый период | отчетный период | отклонение | ||||
А | 38,5 | 38,1 | -0,4 | 9,7 | -3,88 | - |
В | 51,4 | 51,5 | +0,1 | 10,065 | +1,007 | - |
С | 6,0 | 5,8 | -0,2 | 12,247 | -2,449 | - |
D | 4,1 | 4,6 | +0,5 | 9,209 | +4,605 | - |
Итого | - | 10,028 | -0,717 | -0,007 |
Изменение структуры товарооборота в конечном итоге привело к уменьшению среднего уровня валовой прибыли на 0,007 % или что составляет 0,698 млн р.
где 9976 млн р. - фактический товарооборот в отчетном периоде.
− изменение состава товарооборота;
Измерить влияние состава товарооборота на изменение среднего уровня валовой прибыли можно также с помощью процентных чисел с применением приема абсолютных разниц.
− изменение звенности товародвижения;
Улучшить звенность товародвижения можно за счет сокращения поступления товаров от оптовых посредников, что позволит торговым организациям полностью получать торговую надбавку.
Пример. Организация может расширить закупку товара непосредственно у производителей на 87,92 млн.руб. и сократить на 1/3 их поставку от оптовых организаций и других посредников. В результате этого валовая прибыль увеличится на 29,31 млн р.
,
что составляет 0,294 % к товарообороту (29,31/9976*100).
− влияние уценки, переоценки и товарных потерь;
Влияние этого фактора определяется прямым счетом на основе актов уценки (переоценки) или списания потерь.
− изучение опыта работы лучших организаций.
Методика изучения опыта работы лучший организаций рассмотрена в вопросе 5.
Анализ валовой прибыли проводится не только за год, но и в разрезе полугодий, кварталов, месяцев.
Анализ валовой прибыли проводится также в разрезе структурных подразделений, при этом составляется группировочная таблица, в которой производится группировка предприятий по степени выполнения плана валовой прибыли.