Анализ валовой прибыли торговой организации

 

 

На практике изучаются и анализируются следующие показатели прибыли:

- Валовая прибыль (выручка от реализации продукции, товаров (работ, услуг) – себестоимость реализованной продукции, товаров (работ, услуг));

- Прибыль (убыток) от реализации продукции товаров, работ, услуг (валовая прибыль – управленческие расходы – расходы на реализацию);

- Прибыль (убыток) от текущей деятельности ( прибыль от реализации + прочие доходы по текущей деятельности – прочие расходы по текущей деятельности);

- Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой и иной деятельности (доходы по инвестиционной деятельности – расходы по инвестиционной деятельности + доходы по финансовой деятельности – расходы по финансовой деятельности +/- иные доходы и расходы);

- Прибыль (убыток) до налогообложения (прибыль (убыток) от текущей деятельности +/- прибыль (убыток) по инвестиционной, финансовой и иной деятельности);

- Чистая прибыль (убыток) (прибыль (убыток) до налогообложения – налог на прибыль +/- изменение отложенных налоговых активов +/- изменения отложенных налоговых обязательств - прочие налоги и сборы, уплаченные из прибыли (дохода)).

Валовая прибыль как экономическая категория представляет собой часть стоимости товара, которые предназначены для покрытия расходов торговой организации и образованию прибыли. Основным источником формирования валовой прибыли в организации розничного товарооборота являются реализованные торговые надбавки и скидки.

Методика анализа валовой прибыли предполагает расчет следующих показателей:

− абсолютное отклонение фактической суммы валовой прибыли от плановой ее величины и ее значения в предшествующем периоде;

− процент выполнения плана валовой прибыли (темп роста) по абсолютной сумме и уровню валовой прибыли, который рассчитывается по формуле (8.1):

 

, (8.1)

 

где ВП – сумма валовой прибыли, млн р.;

Т – объем товарооборота.

 

− анализ темпов роста (снижения) суммы и уровня валовой прибыли;

− размер изменения уровня валовой прибыли (8.2):

 

УРвп=УРвп1 - УРвп0 (8.2)

 

где УРвп0 и УРвп1 – уровень валовой прибыли соответственно в базисном и отчетном периоде.

 

− темп изменения уровня валовой прибыли (8.3):

 

, (8.3)

 

− относительная сумма изменения валовой прибыли (8.4):

 

, (8.4)

 

где Т1 – объем товарооборота в отчетном периоде.

 

На величину валовой прибыли оказывают влияния факторы внутреннего и внешнего характера:

− объем товарооборота (8.5):

 

, (8.5)

 

− влияние (изменение) цен (8.6):

, (8.6)

 

− влияние уровня валовой прибыли (8.7):

 

, (8.7)

 

− изменение структуры товарооборота.

Если в товарообороте увеличивается доля товаров с высоким размером торговой надбавки, то и общий уровень валовой прибыли за счет данного фактора тоже увеличивается и наоборот.

Измерить влияние данного фактора на изменение суммы и уровень валовой прибыли можно при помощи способа процентных чисел с применением приема абсолютных разниц.

 

Таблица 8.1 - Расчет влияния (изменение) структуры товарооборота на средний уровень валовой прибыли

Товарные группы Структура товарооборота Уровень валовой прибыли в прошлом периоде, % Процентные числа (гр. 4 × гр.5) Влияние изменения структуры товарооборота на средний уровень валовой прибыли
прошлый период отчетный период отклонение
А 38,5 38,1 -0,4 9,7 -3,88 -
В 51,4 51,5 +0,1 10,065 +1,007 -
С 6,0 5,8 -0,2 12,247 -2,449 -
D 4,1 4,6 +0,5 9,209 +4,605 -
Итого - 10,028 -0,717 -0,007

 

 

Изменение структуры товарооборота в конечном итоге привело к уменьшению среднего уровня валовой прибыли на 0,007 % или что составляет 0,698 млн р.

 

 

где 9976 млн р. - фактический товарооборот в отчетном периоде.

 

− изменение состава товарооборота;

Измерить влияние состава товарооборота на изменение среднего уровня валовой прибыли можно также с помощью процентных чисел с применением приема абсолютных разниц.

− изменение звенности товародвижения;

Улучшить звенность товародвижения можно за счет сокращения поступления товаров от оптовых посредников, что позволит торговым организациям полностью получать торговую надбавку.

Пример. Организация может расширить закупку товара непосредственно у производителей на 87,92 млн.руб. и сократить на 1/3 их поставку от оптовых организаций и других посредников. В результате этого валовая прибыль увеличится на 29,31 млн р.

,

что составляет 0,294 % к товарообороту (29,31/9976*100).

 

− влияние уценки, переоценки и товарных потерь;

Влияние этого фактора определяется прямым счетом на основе актов уценки (переоценки) или списания потерь.

− изучение опыта работы лучших организаций.

Методика изучения опыта работы лучший организаций рассмотрена в вопросе 5.

Анализ валовой прибыли проводится не только за год, но и в разрезе полугодий, кварталов, месяцев.

Анализ валовой прибыли проводится также в разрезе структурных подразделений, при этом составляется группировочная таблица, в которой производится группировка предприятий по степени выполнения плана валовой прибыли.