Анализ общего объема розничного товарооборота, его состава и структуры
При анализе общего объема розничного товарооборота выявляют:
– выполнение плана розничного товарооборота в целом по организации и по отдельным структурным подразделениям;
– динамику розничного товарооборота за ряд лет, при этом определяет абсолютный прирост товарооборота и темпы его роста и прироста;
– изменение объема розничного товарооборота по сравнению с планом и прошлым периодом и причины этих изменений.
При проведения анализа розничного товарооборота в динамике необходимо изучить влияние инфляционных процессов на его развитие.
Расчет объема розничного товарооборота отчетного года в сопоставимые цены прошлого года производится по формуле (1.1):
, (1.1)
где Тс.ц. – товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах;
Тд.ц. – товарооборот в действующих ценах;
ip – индекс цен в отчетном году по отношению к прошлому году.
Пример: Розничный товарооборот отчетного года – 10800 млн р. Индекс цен в отчетном году – 1,071. Товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах составит: 10800 / 1,071 = 10,084 млн р.
При проведении анализа товарооборота за ряд лет рассчитывается объема товарооборота отчетного года в сопоставимые цены предыдущих лет производится по формуле (1.2):
, (1.2)
где ip ′ – индекс цен прошлого года к предыдущему;
ip " – индекс цен отчетного года к прошлому.
Пример: Розничный товарооборот в отчетном году составил 10800 млн.р. Индекс цен в отчетном году составил 1,071, в прошлом году – 1,086. Тогда товарооборот отчетного года в сопоставимых ценах составит: 10800 / 1,086 * 1,071 = 9285,5 млн р.
Анализ розничного товарооборота проводится за год, а также в разрезе кварталов и месяцев, и при этом рассчитываются коэффициенты ритмичности и равномерности.
Коэффициент ритмичности (Критм) рассчитывается (1.3):
, (1.3)
где nв – число периодов, в которых план товарооборота выполнен;
n – общее число периодов в году.
Коэффициент равномерности (Кравн) определяется (1.4):
Кравн = 100 – ν (1.4)
где ν – коэффициент вариации или неравномерности, который рассчитывается по
формуле (1.5):
, (1.5)
где - средний процент выполнения плана товарооборота;
σ – среднее квадратическое отклонение, расчет которого производится по формуле (1.6):
, (1.6)
где xi – процент выполненного плана товарооборота в i-ом периоде.
Таблица 1.1 – Выполнение плана товарооборота в разрезе кварталов
Кварталы | % выполненного плана | ||
109,2 | 1,1 | 1,21 | |
109,2 | 1,1 | 1,21 | |
105,2 | -2,9 | 8,41 | |
109,3 | 1,2 | 1,44 | |
Итого | 108,1 | - | ∑ 12,27 |
σ = 1,75
ν = 1,62 %
Кравн = 100 - 1,62 = 98,38 %.
Таким образом, выполнение плана товарооборота за отчетный год было равномерным на 98,38 %.
После изучения объема товарооборота переходят к анализу его состава.
По составу розничный товарооборот подразделяют на продажу товаров населению за наличный расчет, по банковским платежным карточкам, а также мелкооптовый отпуск продовольственных товаров социальным учреждениям. То есть состав товарооборота – это виды продаж.
Анализ состава товарооборота проводится в абсолютных, стоимостных и относительных показателях. Изменение состава товарооборота оказывает определенное влияние на расходы торговых организаций и ее финансовые результаты, что учитывается при анализе этих показателей. Анализ состава товарооборота проводится в сравнении с плановыми данными и в динамике. Если плановые данные отсутствуют, то анализ проводится в динамике.
Анализ состава товарооборота дополняется анализом его ассортиментной структуры за год и в разрезе кварталов. Анализ структуры розничного товарооборота – это анализ товарооборота в разрезе товарных групп.
Анализ ассортимента и структуры проводится как за год, так и в разрезе кварталов, месяцев, что позволяет изучить сезонные колебания в торговле и удовлетворение спроса покупателей на отдельные товары в различные периоды года.
Изменение структуры товарооборота оказывает влияние на расходы торговой организации и прибыль.
Анализ ассортимента – это товарные группы реализуемых товаров.
Структура товарооборота – удельный вес (доля) в товарообороте каждой товарной группы.
Анализ товарооборота по организации в целом дополняется анализом выполнения плана и динамики розничного товарооборота в разрезе структурных подразделений (магазин, отдел, секция). Анализ проводится в разрезе структурных подразделений и при этом особое внимание уделяют тем подразделениям, которые не выполнили план товарооборота и имеют низкие темпы роста. Это может быть результатом недостачи в обеспечении необходимых товаров, в планировании товарооборота, в сверхурочном закрытии для проведении проверок, инвентаризации и ремонта.
При проведении анализа составляются необходимые аналитические таблицы, в которых проводится оценка выполнения плана отдельными подразделениями и составляется группированная таблица структурных подразделений по степени выполнения плана товарооборота с определенным интервалом.