КЛАССИФИКАЦИЯ ИСКУССТВ

Искусство, как важнейшая часть культуры, находит свое отражение в безграничном разнообразии конкретных видов художественного творчества, количество и сложность которых — от скального рисунка или примитивного танца до грандиозных «шоу» или киносериалов современности — неуклонно увеличивается по мере роста эстетического сознания человечества. При этом его развитие идет по линии создания все более комплексных, синтетических искусств, к примеру, слияния с техникой, на оси эстетизации человеческого бытия. Поэтому дать стройную и конченную классификацию видов современного искусства достаточно трудно.

Традиционная эстетика делит художественные произведен прежде всего по признаку их отношения к категориям пространства и времени, на две большие группы: пространственные и временные. В соответствии с этим критерием, к первой группе относятся такие виды художественного творчества, в которых не обнаруживается движения: архитектура, скульптура, живопись, графика и т.п. Ко второй — музыка, балет, театр, другие виды «зрелищного» искусства. Однако легко заметить, что подобной «жесткой» классификации подчиняются далеко не все виды искусства, многие из которых, если не все, можно было бы назвать пространственно-временными. Еще Леонардо да Винчи говорил, «живопись — это поэзия, которую видят, а поэзия — живопись которую слышат».

А к какому виду искусства отнести художественную литературу? Это и недвижимая книга, и сама жизнь, воспринимаемая переживаемая читателем во времени и пространстве. Даже такой подвижный вид искусства как танец в индийской хореографии наших глазах превращается вдруг в живую скульптуру; а некоторые поэты, например, Маяковский, Цветаева, Вознесенский и др. нередко прибегают к так называемой «визуальной», или графической, поэзии, оформляя свои стихи столбиком, крестом, лесенкой, кругом и т.п. и внося во «временное» искусство поэзии выразительный «пространственный» элемент.

Собственно классификация выделяет разновидности искусства — изобразительное, музыкальное, «синтетическое», «техническое», декоративно-прикладное и др.

Изобразительное искусствовоздействует на человека визуально, т.е. через зрительное восприятие. Произведения изобразительных искусств, как правило, имеют предметную (материальную форму и не изменяются во времени и пространстве (за исключе­нием случаев порчи и гибели). Живопись, скульптура, графика, монументальное искусство, а также в значительной мере декора­тивно-прикладное искусство относятся к пространственному ис­кусству. Тем не менее они способны в фиксированных образах передавать не только внутренний духовный мир человека, как это делают великие портретисты, но и само движение, развитие жиз­ни во времени и пространстве, социальные, политические, философские и эстетические идеи.

Музыкавид искусства акустического восприятия, отличает­ся интенсивным действием на эмоциональные сферы людей.|Л.Н. Толстой писал, например, что музыкальное искусство «по- своему имеет непосредственно физиологическое воздействие на нервы» В отличие от изобразительного и словесного искусства музыка не воспроизводит видимых картин мира и лишена четкой (смысловой конкретности. Видимо, Поэтому ее можно считать подлинно общечеловеческим, универсальным языком.

Многие выдающиеся деятели культуры - и не только композиторы - из всех видов искусства отдавали предпочтение именно музыке. Вот как писал о ней великий немецкий писатель и мыслитель Иоганн Вольфганг Гете (1749-1832): "Величие искусства, пожалуй, ярче всего проявляется в музыке, ибо она не имеет содержания, с которым нужно считаться. Она - все формы и наполнения. Она делает возвышенным и благородным все, что берется выразить".
По сравнению с произведениями всех видов пространственных искусств музыкальные творения практически не уничтожаемы, ибо, если не считать их далеко не обязательной нотной записи, они существуют не в материальной, предметной, а в идеальной форме. Их нельзя пощупать, подделать, как это случается с картинами и скульптурами, хотя и можно украсть, дав свое авторство чужому произведению.
В отличие от изобразительного искусства в музыке играют огромную роль другие искусствоведческие категории - интерпретация и исполнительство. По существу, у виртуозно исполненного музыкального произведения не один, как в живописи, а несколько "авторов", если считать композитора, исполнителя (или исполнителей), а также возможности используемых инструментов.
В музыкальном творчестве, если иметь в виду и его исполнительскую сторону, больше, чем в других видах первоначальных искусств, присутствует коллективность. Вот почему понятие фольклора ассоциируется прежде всего с музыкой, песней и стихами, также связанными с музыкальным началом.

Синтетические искусства — виды художественного творчества, которые представляют собой органическое слияние или относи­тельно свободную комбинацию разных видов искусств, образую­щих качественно новое и единое эстетическое целое. Определе­ние относится прежде всего к театру (драматический и оперный), в нем литература, актерское мастерство, живопись, музыка, де­коративно-прикладное искусство и т.п.; балет, цирк, фигурное катание также построены на синтезе элементов разных видов ис­кусств, и др.

«Технические искусства»в развитых формах возникли сравни­тельно недавно; это своеобразный симбиоз искусства и техники. Характерный пример -создание «светомузыки», суть которой зак­лючается в стремлении слить в некий органический синтез «ме­лодию» меняющихся световых и цветовых эффектов, с одной сто­роны, и собственно мелодию —с другой. В настоящее время к наи­более распространенным «техническим искусствам» относят фотоискусство, искусство кино, компьютерную графику и, с из­вестными оговорками, телевидение.

Декоративно-прикладное искусствоявляется едва ли не одним из самых древних. Его название происходит от лат.— украшаю, а в определении «прикладное» содержится мысль о том, что оно обслуживает практические нужды человека, одновремен­но удовлетворяя его индивидуальные эстетические потребности. Сфера декоративно-прикладного искусства чрезвычайно широка: от эстетического оформления предметов повседневного пользования — посуды, различного рода инструментов, мебели, ткан личного холодного и огнестрельного оружия — до художественной организации целых архитектурно-парковых комплексов.

Особой областью декоративно-прикладного искусства являются все его проявления, использующие в качестве исходного материала саму природу, как бы «подключенную» к процессу эстетизации окружающей человека среды. «Надо брать под охрану не толь архитектурные памятники, но и целые пейзажи, так, как это делается, например, в Шотландии, где сохраняется весь «вид» , горизонта, — писал Д.С. Лихачев. — Выдающиеся пейзажи должны быть учтены и сохранены, как памятники культуры (человеческой и природной)».

Рассмотренные принципы классификации произведений искусства носят самый общий характер, в значительной мере отражаются на традицию и не исчерпывают возможности их дальнейшего уточнения и совершенствования.