УСЛОВИЕ БЕЗЮЗОВОГО ТОРМОЖЕНИЯ

Процесс изменения силы сцепления при повышенном скольжении оп­ределяется характеристикой сцепления колес с рельсами.

 

 

Рис.3. График изменения тормозных характеристик вагона при юзе колесных пар

 

1 — скорость вагона при торможении; 2— скорость вагона при юзе колес;
3 — предполагаемая скорость вагона без юза; 4 — тормозная сила колесной пары.

 

Явление, когда колесо прекращает свое вращение и начинает скользить по рельсу при продолжающемся движении поезда, называется заклиниванием или юзом. Между тормозной силой и силой сцепления существует строго определенная зависимость – для вращения заторможенного колеса необходимо, чтобы тормозная сила не превосходила силу сцепления его с рельсом.

Как правило, заклинивание колесной пары не происходит мгновенно. Предварительно колесная пара начинает проскальзывать, скорость ее становится меньше поступательной скорости подвижного состава. Это приводит к увеличению тормозной силы Вт за счет повышения коэффициента трения φк. В точке контакта колеса с рельсом кинетическая энергия превращается в тепловую, что может привести к сдвигу металла на поверхности катания колеса при проскальзывании и появлению навара или образованию ползуна при скольжении. Поэтому максимальная величина тормозной силы ограничивается условиями сцепления колес с рельсами. Следовательно, во избежание юза максимальное тормозное нажатие принимают таким, чтобы тормозная сила не превышала силу сцепления колеса с рельсом. Для этого должно выполняться правило:

Вт < Вс

 

Нарушение этой зависимости ведет к заклиниванию колесной пары колодками.

При снижении скорости в процессе торможения значения коэффициента трения φкстановятся больше коэффициента сцепления φс, следовательно, вероятность заклинивания колесных пар выше при низких скоростях движения. При высоких скоростях значения φсбольше φки значит, опасность юза практически исключается, а силу нажатия колодки на колесо можно увеличить для реализации большей тормозной силы.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назначение тормозов в поезде.

2. Что такое тормозная сила.

3. Что выражает коэффициент трения.

4. Условие безюзового торможения.

5. Почему при снижении скорости растет тормозная сила.