ОБРАЗОВАНИЕ ТОРМОЗНОЙ СИЛЫ
Для торможения подвижного состава к нему должны быть приложены внешние силы от неподвижных рельсов. Действие этих сил должно быть направлено против направления движения поезда.
Рис.1. Образование тормозной силы |
Нажатие на вращающееся колесо колодки с силой К вызывает появление силы трения Т между колодкой и колесом, которая действует от колодки на колесо против его вращения, т. е. стремится остановить это вращение. Тормозить поступательное движение поезда сила трения Т не может, так как это внутренняя сила по отношению к поезду - колодка является частью самого поезда и движется вместе с ним. Сила трения Т вызывает тормозной момент Мт, направленный против вращения колесной пары. В точке Аконтакта колеса с рельсом тормозной момент раскладывается на две составляющие – это силу сцепления колеса с рельсом В=Т и тормозную силу Вт. Под действием внутренней силы Т колесо начинает «цепляться» за рельс в точке контакта А. Возникает сила сцепления колеса с рельсом В, равная по величине силе Т. Сила В стремится сдвинуть рельс за собой по ходу движения поезда. Так как рельс прикреплен к шпалам, то он остается неподвижным. В свою очередь, неподвижный рельс тормозит катящееся по нему колесо с силой Вт, являющейся реакцией рельса на силу В. Сила Вт является внешней силой по отношению к поезду и направлена против направления его движения, поэтому она является тормозной силой. Величина этой силы равна силе трения и зависит от коэффициента трения и силы нажатия.
Вт = Т = φк К
где: φк – коэффициент трения тормозной колодки;
К– сила нажатия тормозной колодки;
Отношение силы трения к силе нажатия называется коэффициентом трения и обозначается в тормозных расчетах φк.
На графике видно зависимость расчетных значений коэффициентов трения чугунных (кривая 1) и композиционных (кривая 2) тормозных колодок от скорости поезда.
Основными факторами, влияющими на величину коэффициентов трения, являются скорость движения, удельная сила нажатия колодки на колесо и материал колодки. Из графика видно, что с уменьшением скорости коэффициент трения увеличивается. По мере уменьшения скорости машинист ощущается усиление тормозного эффекта, т.е. замедление поезда, особенно при чугунных колодках. Сувеличением силы нажатия К коэффициент трения φк снижается, но это не значит, что с ростом силы нажатия К сила трения Т уменьшается - она увеличивается, но не пропорционально К.
Из сравнения графиков коэффициентов трения чугунных и композиционных колодок видно, что у композиционных колодок коэффициент трения выше, а сами графики более пологие. Интенсивность снижения коэффициента трения при увеличении скорости значительно меньше.
Из всего сказанного можно сделать вывод, что коэффициент трения φк зависит от следующих факторов:
1. Скорости движения поезда;
2.Материала изготовления колодок (чугунные, композиционные, чугунно-фосфорные);
3. Толщины тормозных колодок;
4. Температуры окружающего воздуха;
5. Погодных условий;
6.Состояния поверхности трения тормозной колодки и колеса
Рис.2. График изменения коэффициента трения колодок
|
Под действием нагрузки и тормозной силы в точке соприкосновения вращающегося колеса с рельсом возникает сила сцепления, как реакция рельса. Сила сцепления равна произведению величины нагрузки, воспринимаемой колесом, на коэффициент сцепления.
Вс = Р φс
где: Р - осевая нагрузка;
φс - коэффициент сцепления между колесом и рельсом;
Качение колеса по рельсу без проскальзывания происходит за счет силы сцепления Вс, действующей со стороны рельса на колесо в точке их контакта.
Коэффициент сцепления также показывает, какую часть от нагрузки на колесо составляет сила сцепления.
Коэффициент сцепления зависит в основном от осевой нагрузки, состояния поверхностей колеса и рельса, скорости движения, площади контакта, типа тягового привода и может изменяться в широких пределах (0.04 - 0.30). Снижается при моросящем дожде, образовании на рельсах инея или при загрязнении рельсов нефтепродуктами, смазкой, торфяной пылью. Наиболее высокие его значения получаются при сухих и чистых рельсах, а также при наличии на них тонкого слоя сухого чистого песка. Простым и эффективным способом повышения коэффициента сцепления является подача песка под колесные пары.