ПРАВИЛА ИХ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

При работе тепловоза в его электрической схеме могут возникнуть следующие неисправности.

Нарушение целостности отдельных цепей вследствие ухудшения контактов аппаратов, обрыва про­водов, нарушения контактных соединений, перегорания плавких вставок предохранителей или сра­батывания автоматов.

Замыкание проводов, кабелей или токоведущих деталей на корпус тепловоза. При наличии кор­пусных замыканий одновременно в плюсовых и минусовых частях электрических цепей, между эти­ми цепями возникает через корпус ток короткого замыкания. Это приводит к перегоранию предох­ранителей или срабатыванию автоматов. Если в цепи установлен нетиповой предохранитель, то это может привести к пожару. При наличии одновременного заземления в плюсовых частях двух или нескольких цепей управления может произойти «ложное» срабатывание аппаратов, то есть разворот реверсора, внезапное движение тепловоза и т. д.

Повышенное или пониженное напряжение на катушках электрических аппаратов может возник­нуть из-за неисправности регулятора напряжения или из-за неисправности цепей резисторов, кото­рые шунтируют эти катушки. Повышенное напряжение вызывает перегрев катушек, а пониженное — приводит к невключению аппарата или к уменьшению нажатия контактов, что приводит к их подгару

Для быстрого обнаружения неисправностей в электрических цепях локомотивная бригада обяза­на:

- хорошо знать исполнительную и монтажную схему электрооборудования тепловоза;

- четко представлять взаимодействие аппаратов, места расположения узлов и распределительных
точек схемы, а также расположение всех предохранителей и их принадлежность к различным узлам
и цепям;

- знать характерные признаки различных неисправностей;

- уметь пользоваться приборами для отыскания мест повреждений.
Правила отыскания неисправностей:

Первое правило.Отыскание неисправностей необходимо начинать с наиболее очевидных, легко до­ступных причин, а затем переходить к более скрытым причинам. При такой последовательности по­является возможность доказать скрытую причину методом исключения.

Второе правило.Во многих случаях с появлением неисправности изменяется режим работы взаи­мосвязанных цепей и аппаратов. Возникает ряд характерных признаков, по которым можно значи­тельно сократить участок отыскания неисправности.

Третье правило.Отыскание неисправности необходимо начинать с аппарата, который главенству­ет над другими аппаратами, с учетом существующей зависимости в их работе.

Четвертое правило.Время поиска неисправностей значительно сокращается, если использовать наличие параллельных цепей. В этом случае при включении какого-либо аппарата следует обращать внимание на состояние аппаратов, получающих питание по параллельным разветвлениям этой цепи. Кроме того, большинство аппаратов ведущей секции можно включить с ведомой, и наоборот.

Пятое правило.Резервные цепи по системе многих единиц, цепи обратного направления движе­ния, цепи другого (маневрового, поездного) режима, цепи ручного управления необходимо исполь­зовать как средство замены недействующих цепей и как средство для отыскания места расположе­ния неисправностей.

Шестое правило.Восстановление нарушенных участков схемы надо производить за счет ввода в действие заводских аварийных цепей и аппаратов. Постановка обоснованных перемычек не должна нарушать работы схемы и шунтировать контакты защитных реле.

Седьмое правило. При работе в аварийном режиме необходимо усилить контроль за «больной» секцией.