Формирование научно-философского понимания материи

 

Впервые понятие «материя» использовал Платон для обозначения инертной пассивной массы, из которой под воздействием вечных бестелесных идей возникают различные предметы земного мира. Такое понимание материи характерно для идеализма.

Философский материализм долгое время отождествлял материю и вещество. Материи приписывались такие свойства, как протяженность, непроницаемость, вес, механическая масса. Открытия физики в конце XIX – начале XX вв. показали ограниченность этих представлений. Некоторые философы предложили вообще отказаться от понятия материи, объявив его пустой абстракцией (махизм). Против этого выступил В.И. Ленин. В своей книге «Материализм и эмпириокритицизм» он предложил свое определение материи, в соответствии с которым материя – это объективная реальность, данная нам в ощущениях. В этом определении главная характеристика материи – объективность, то есть ее независимое существование от воли и желания людей. Таким образом, к материи относятся не только те предметы и явления, которые известны человеку, но и те, которые еще не открыты наукой. Кроме того, к материи относятся не только вещественные формы, но и производственные отношения, поскольку они существуют объективно.

Современная наука выделяет два основных вида материи: вещество и поле. Частицы вещества дискретны, обладают массой покоя. Физические поля массы покоя не имеют и в пространстве распределяются непрерывно. Однако вещество и поле нельзя противопоставлять: частицы вещества образуют поля, а поля входят в структуру вещества. Кроме этих видов материи, иногда выделяют и другие: плазму, физический вакуум, информацию. Современная наука постоянно расширяет и углубляет представления о структуре и свойствах материи. Все материальные объекты она рассматривает как системы, а многообразие материальных систем сводит к трем типам: системы неживой природы, системы живой природы, социальные системы.