Эмпиризм в философии Нового времени

 

Новое время – период возникновения и развития капитализма, который начинается с английской буржуазной революции (сер. XVII в.) и заканчивается в начале XX века.

Характер этой эпохи определили три типа революций:

- промышленная революция, начавшаяся в середине XVIII в. в Англии с изобретения и использования парового двигателя, в результате которой ручной труд заменил машинный, а мануфактура была заменена фабричным производством;

- научная революция XVII в., в результате которой произошла дифференциация наук в соответствии с их предметом исследования и определенными методами научных исследований;

- политическая революция в Англии XVII в. и Франции XVIII в., в результате которых началось крушение феодализма и утверждение капиталистического строя.

В этот период ведущую роль в философском знании играет гносеология. Основу науки составляет убеждение в том, что все природные процессы полностью подчиняются законам классической механики. Такая мировоззренческая установка получает название «механицизм». Природа представляется громадной машиной, которая состоит из машин меньшего размера. В основе мира лежит атом, который считается неделимым и непроницаемым.

Эмпиризм – это течение философии, сторонники которого источником истинного знания считают опыт человека. Основатель эмпиризма – английский философ Ф. Бэкон (1561-1626 гг.). В своих работах «Великое восстановление наук», «Новый Органон» и др. он обратил внимание на те обстоятельства, которые мешают человеку достичь истины, и назвал их идолами. Он выделил 4 группы идолов.

1. Идолы рода. Ошибки в познании связанные с тем, что человек переносит на природные явления свои собственные характеристики.

2. Идолы пещеры. Ограниченность познавательных возможностей человека, обусловленная его образованием, воспитанием, профессией и т.д.

3. Идолы рынка. Неправильное понимание и использование различных терминов и выражений.

4. Идолы театра. Это слепая вера в авторитеты и бездумное подчинение им.

Бэкон определил 3 типа исследователей: ученый-муравей занят бессистемным собиранием фактов; ученый-паук извлекает из себя оторванные от жизни теории и схемы; ученый-пчела собирает факты по определенной системе, вырабатывая из них мед достоверного знания.

Главным методом научного исследования Бэкон называл индукцию. Этот метод предполагал проведение множества экспериментов, на основе которых делаются вероятностные выводы о закономерностях природных процессов. Опыт он считал не случайным наблюдением, а строго регламентированным экспериментом, в ходе которого природный процесс очищается от случайных влияний и используется для научных открытий. В деле преобразования науки мыслитель выступал с позицией материализма. Девизом его деятельности стало выражение «Знание - сила».