Глоссарий

Речевой этикетправила речевого поведения, позволяющие общаться, достигать при обоюдном согласии поставленных целей, актуальных для всех участников общения.

Фатические элементыконтактоустанавливающие.

Ролевые стереотипы – представление о том, как должен говорить представитель той или иной социальной группы, какая речь вызывает или не вызывает доверие, владеет или не владеет выступающий темой.

Стратегия речевого общения -процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременной коммуникации.

Тактика речевого общения - совокупность приёмов ведения беседы и линия приведения на определённом этапе в рамках отдельного разговора.

Социализированная речь - приспособление информации к слушателю и в определенном смысле приспособление к его позиции.

Эффективное речевое взаимодействие - достижение адекватного смыслового восприятия и адекватного толкования передаваемого сообщения.

 

Задания для самостоятельной работы

Задание 1.Приведите примеры из личного опыта правильного и неправильного использования Ты- и Вы-общения в деловой коммуникации.

Задание 2.Ваш партнер по деловому общению неоправданно выбирает Ты-общение. Как вы будете себя вести? Какими этикетными формулами вы можете подчеркнуть дистанцию официального общения?

Задание 3.Какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы обратиться:

1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час;

2) к секретарю директора, чтобы узнать решение по вашему заявлению;
3) к милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку.

Задание 4.Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи, если знаете, что гостями церемонии являются бизнесмены, политики, журналисты? Какое обращение уместно, когда вы обращаетесь к своим подчиненным? Как обратиться к секретарю в приемной директора? Как вы обратитесь к швейцару или официанту?

Задание 5.Познакомьте своего руководителя:

1) с прибывшим иностранным партнером;

2) с клиентом вашей фирмы.

Задание 6.Какие этикетные фразы вы используете для вежливой формы отказа:

1) принять предложение;

2) выслать новые каталоги;

3) принять посетителя.

Задание 7.Составьте текст поздравительной речи в честь годовщины деятельности организации.

Задание 8.Составьте текст поздравительного письма, адресованного директору фирмы, и сравните с поздравительными текстами, которые вы обычно адресуете своим близким (структура, выбор обращения, самоименование, поздравительные формулы).