Глоссарий
Речевой этикет – правила речевого поведения, позволяющие общаться, достигать при обоюдном согласии поставленных целей, актуальных для всех участников общения.
Фатические элементы – контактоустанавливающие.
Ролевые стереотипы – представление о том, как должен говорить представитель той или иной социальной группы, какая речь вызывает или не вызывает доверие, владеет или не владеет выступающий темой.
Стратегия речевого общения -процесс построения коммуникации, направленной на достижение долговременной коммуникации.
Тактика речевого общения - совокупность приёмов ведения беседы и линия приведения на определённом этапе в рамках отдельного разговора.
Социализированная речь - приспособление информации к слушателю и в определенном смысле приспособление к его позиции.
Эффективное речевое взаимодействие - достижение адекватного смыслового восприятия и адекватного толкования передаваемого сообщения.
Задания для самостоятельной работы
Задание 1.Приведите примеры из личного опыта правильного и неправильного использования Ты- и Вы-общения в деловой коммуникации.
Задание 2.Ваш партнер по деловому общению неоправданно выбирает Ты-общение. Как вы будете себя вести? Какими этикетными формулами вы можете подчеркнуть дистанцию официального общения?
Задание 3.Какие формулы речевого этикета вы используете, чтобы обратиться:
1) к пожилому человеку, чтобы узнать, который час;
2) к секретарю директора, чтобы узнать решение по вашему заявлению;
3) к милиционеру, чтобы узнать, как проехать на выставку.
Задание 4.Какое обращение вы выберете в начале презентационной речи, если знаете, что гостями церемонии являются бизнесмены, политики, журналисты? Какое обращение уместно, когда вы обращаетесь к своим подчиненным? Как обратиться к секретарю в приемной директора? Как вы обратитесь к швейцару или официанту?
Задание 5.Познакомьте своего руководителя:
1) с прибывшим иностранным партнером;
2) с клиентом вашей фирмы.
Задание 6.Какие этикетные фразы вы используете для вежливой формы отказа:
1) принять предложение;
2) выслать новые каталоги;
3) принять посетителя.
Задание 7.Составьте текст поздравительной речи в честь годовщины деятельности организации.
Задание 8.Составьте текст поздравительного письма, адресованного директору фирмы, и сравните с поздравительными текстами, которые вы обычно адресуете своим близким (структура, выбор обращения, самоименование, поздравительные формулы).