МОСКВА 2009

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ВУЗОВ

Л. И. БЕЛЯКОВА, Н. Н. ВОЛОСКОВА

ЛОГОПЕДИЯ

ДИЗАРТРИЯ

МОСКВА 2009

 

Оглавление

Введение

ГЛАВА 1

Анатомо-физиологические и психофизиологические

основы речевой функции

1.1. Основные сведения о строении и физиологии нервной системы человека

1.2. Периферический речевой аппарата

1.2.1.Органы дыхания, голоса и система резонаторов

1.2.2. Артикуляционный отдел

1.3. Психофизиологические механизмы звукопроизношения

1.4. Психофизиологические механизмы просодической стороны речи

1.5. Общие неврологические механизмы параличей

ГЛАВА 2

Дизартрии у взрослых лиц

2.1. Основные клинические формы дизартрии

у взрослых лиц

2.1.1.Бульварная форма дизартрии

2.1.2. Псевдобульбарная форма дизартрии

2.1.3. Мозжечковая форма дизартрии

2.1.4. Подкорковая или экстрапирамидная дизартрия

2.1.5. Корковая дизартрия

2.2. Обследование и диагностика дизартрии у взрослых лиц.
Основные направления реабилитации

ГЛАВА 3

Дизартрии у детей

3.1. Онтогенез психомоторной и речевой деятельности

3.2.Детский церебральный паралич

3.2.1. Классификация детских церебральных параличей

3.3. Дизартрии у детей

3.4. Формы дизартрии у детей

3.4.1.Спастико-паретическая форма дизартрии

3.4.2. Гиперкинетическая форма дизартрии

3.4.3. Атонически-астатическая форма дизартрии

3.5.Степени выраженности дизартрии у детей

3.5.1. Анартрия у детей

Минимальные проявления дизартрии

ГЛАВА 4

Психическое развитие и психологические особенности детей и подростков с дизартрией

4.1. Общие черты психического развития детей с ДЦП

4.2. Особенности психологии детей дошкольногои младшего школьного возраста с дизартрией

4.3. Особенности психологии подростков с дизартрией и аномальным развитием личности

ГЛАВА 5

Методики обследования детей и подростков с дизартрией

5.1.Логопедическое обследование

5.1.1. Изучение анамнестических сведений

5.1.2. Обследование состояния артикуляционного аппарата

5.1.3. Обследование состояния мимической мускулатуры

5.1.4. Обследование звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи

5.1.5. Обследование просодической стороны речи

5.1.6. Обследование фонематического восприятия

5.1.7. Обследование чтения и письма

5.2. Обследование моторных и сенсорных функций .

5.2.1. Исследование динамического праксиса .

5.2.2. Исследование пространственного праксиса .

5.2.3. Исследование конструктивного праксиса.

5.2.4. Исследование праксиса позы руки

5.2.5. Исследование психомоторного профиля

5.2.6. Изучение чувства ритма

5.3. Психологическая диагностика

ГЛАВА 6

Основные направления комплексной реабилитации детей

и подростков с дизартрией

6.1. Принципы реабилитации детей с дизартрией

6.2. Основные направления логопедической работы

по коррекции нарушений речи при дизартрии у детей
дошкольного возраста

6.2.1. Нормализация мышечного тонуса, развитие моторики артикуляционного аппарата

и пальцев рук

6.2.2. Развитие дыхательной функции и голоса

6.2.3. Коррекция фонетической стороны речи.

6.2.4. Развитие словаря и грамматического строя речи

6.2.5. Развитие сенсорных и психических функций

6.3. Специализированная коррекционная работа с младшими школьниками с дизартрией, обучающимися в общеобразовательной школе

6.4. Специализированная комплексная коррекционная работа с подростками с дизартрией

ГЛАВА 7

Логопедические технологии, используемые в работе

с детьми с дизартрией

7.1. Упражнения для устранения гиперсаливации.

7.2. Затормаживание гиперкинезов

7.3. Нормализация мышечного тонуса с помощью массажа

7.4. Развитие дыхания

7.5. Развитие артикуляционной моторики

7.6. Методика развития движений в лучезапястных суставах

7.7. Развитие ручной умелости

7.8. Развитие тонкой моторики пальцев рук у дошкольников с использованием

игровых приемов

7.9. Ритмизация общей моторики и тонкой моторики пальцев рук у младших школьников

с дизартрией

7.10. Активизация невербальных способов общения

7.11. Миогимнастика

7.12. Сенсорное воспитание детей с дизартрией

7.13. Развитие интонационной выразительности речи

7.14. Методика каллиграфотерапии

7.15. Развитие звукопроизношения, словаря и грамматического строя речи

ГЛАВА 8

Психологическая коррекционная работа при дизартрии у детей и подростков

8.1. Психологическое сопровождение семьи и ребенка с ДЦП

8.2. Специализированная психотерапевтическая работа с подростками при дизартрии и аномальном
формировании личности

8.3. Психологические техники, применяемые в работе с подростками. Арттерапия

8.3.1. Визуально-музыкальный тренинг в рамках пассивной арттерапии

8.3.2. Специализированные приемы арттерапии

8.4. Конституционально-ориентированные технологии психологического сопровождения подростков с дизартрией

ГЛАВА 9

Профилактика дизартрии у детей

9.1. Первичная профилактика. Предупреждение развития дизартрии у детей

9.2. Вторичная профилактика

9.3. Третичная профилактика

ГЛАВА 10

Организация учебного процесса по курсу «Дизартрия»

10.1. Организация деловых игр

10.2. Схема анализа логопедического занятия

10.3. Задания для самостоятельной работы студентов

 

Введение

Дизартрия как сложная проблема речевой патологии ин­тенсивно изучается и освещается в теоретическом и практи­ческом аспектах в отечественной и мировой научной литера­туре. Научная разработка проблемы дизартрии в отечествен­ной логопедии связана с именами известных неврологов, пси­хиатров, психологов, педагогов, нейрофизиологов (Е.Н. Ви-нарская, Е.М. Мастюкова, Л.М. Шипицына, И.И. Мамайчук, И.И. Панченко, Л.В. Лопатина, И.Ю. Левченко, О.Г. При-ходько и др.). Все современные авторы единодушны в том, что изучение проблемы дизартрии должно сочетаться с ее не­врологическим, логопедическим и психологическим аспекта­ми исследования.

Учитывая то, что на современном этапе развития ло­гопедия не является узкопедагогической наукой, а пред­ставляет собой междисциплинарную область знаний о че­ловеке, в книге даются не только педагогические аспекты исследования, диагностики и реабилитационного процесса, но и значительное место уделяется медицине, психологии и психофизиологии.

В отечественной литературе дизартрию в детском воз­расте принято рассматривать как остаточные явления де­тского церебрального паралича, а у взрослых с клиникой параличей.

Принципиально новым в настоящем учебном пособии яв­ляется то, что нарушения речи при дизартрии представлены у детей, у которых нет явных признаков паралича, их психо­моторные функции развивались в пределах нормы или с не­которой задержкой.

Поскольку клиника дизартрии у детей имеет комбини­рованный характер, который включает помимо нарушений звукопроизношения, задержку темпа развития речи и языковые отклонения, в первой части книги даются представления о клинических формах дизартрии у взрослых, у которых до наступления паралича речевая функция не имела отклоне­ния от нормы. Вместе с тем только у взрослых можно гово­рить о «чистых» формах дизартрии, так как можно выделить место поражения центральной нервной системы, вызвавшего дизартрию.

В связи с тем, что дизартрия связана с нарушениями ин­нервации мышц периферического речевого аппарата, в посо­бии представлены материалы его анатомо-физиологических особенностей у детей и взрослых.

В основу данной книги были положены представления о дизартрии, сформировавшиеся как в отечественной, так и за­рубежной науке. Значительная часть этих представлений ши­роко признана клиницистами, нейропсихологами и педагога­ми. В то же время некоторые взгляды на проблему дизартрии остаются дискуссионными в силу сложности проблемы.

Настоящая книга предназначена для студентов дефекто­логических и психологических факультетов, логопедов, пси­хологов, врачей и всех специалистов, интересующихся про­блемами патологии речи и специальной психологии. Она на­правлена на совершенствование подготовки педагогических кадров, психологической и логопедической помощи лицам с дизартрией. Материал книги соответствует учебным планам и программе для отделения логопедии дефектологических факультетов.

Представляемый в книге учебный материал базируется на нескольких дисциплинах учебного плана по специальности 031800 «Логопедия», а именно — неврология, общая и спе­циальная психология, а также разделы логопедии (дислалия, ринолалия, нарушения голоса).

Настоящий учебник отражает современное состояние ло­гопедии во всей ее полноте.

 

Краткая историческая справка изучения дизартрии и актуальные проблемы исследования

Первые научные описания дизартрии появились в печати более 150 лет тому назад. Это были наблюдения известного немецкого невролога Литтля (1853), который, давая под­робную клиническую картину ДЦП, отмечал специфичес­кие расстройства речи на фоне поражения моторных систем организма. Впервые термин «дизартрия» был использован в 1879 году Куссмаулем, который под этим понятием объеди­нял все нарушения артикуляции.

С середины XX века исследователи начинают считать, что нарушения речи при дизартрии носят сложный характер, с которым не только связано расстройство тончайшей коор­динации мышц речевого аппарата, но и патология просоди­ческих характеристик устной речи.

Дизартрия — обобщенное название группы речевых рас­стройств, имеет несколько форм, каждая из которых харак­теризуется своей неврологической и речевой симптоматикой. Дизартрия — наиболее часто встречающиеся нарушения фун­кционирования речеобразовательной системы.

Термином «дизартрия» обозначают расстройство про­износительной стороны речи, при котором страдает зву-копроизношение и просодическая организация звукового потока. Независимо от уровня поражения центральной не­рвной системы при дизартрии всякий раз нарушается це­лостность функциональной системы экспрессивного рече-образования. При этом нарушаются высота, тон, громкость голоса, ритмико-интонационный уровень высказывания, искажается фонетическая окраска речевых звуков, в це­лом неправильно реализуется фонетический строй речи. Эту патологию членораздельной речи связывают главным образом с нарушением иннервации мышц периферического речевого аппарата, в связи с чем происходит расстройство пейромоторной регуляции мышечного тонуса в результате органического или функционального поражения централь­ной нервной системы.

Нейромоторные нарушения являются причиной пато­логии функционирования речеобразовательной системы. Существует два важных типа нейромоторных речевых рас­стройств: дизартрия и речевая апраксия, которые вызывают расстройства моторной стороны речеобразовательного меха­низма. При нейромоторных речевых расстройствах лингвис­тические процессы (правильное использование семантики и синтаксиса) не поражаются до тех пор, пока они не начина­ют сосуществовать с нарушениями речевых и познаватель­ных процессов.

Нарушение нейромышечного контроля речи может вызы­вать поражение дыхания, фонации, резонирующих полостей, артикуляции и просодики.

С нарушением временной точности и совершенства рече­вых движений связаны такие характеристики речи как внят­ность, четкость, а, следовательно, ее разборчивость.

В настоящее время существует 4 основных подхода в изу­чении дизартрии: клинический (неврологический), линг­вистический, нейропсихологический, психолого-педагоги­ческий.

С позиции клинического (неврологического) подхода

изучаются клинические проявления дизартрии, которые со­относятся с уровнем органического или функционального по­ражения нервной системы, ее периферических или централь­ных отделов. Клинический подход исследует также причины дизартрии, топику (место) и характер очагового поражения ЦНС, симптоматику, в которую включают характер изме­нения мышечного тонуса, движений различных отделов ре­чевого аппарата и т.п. Наличие дизартрии связано с органи­ческим или функциональным поражением мозга, что в свою очередь вызвано разнообразными вредоносными факторами, которые могут воздействовать на организм до рождения ре­бенка в процессе внутриутробного развития (пренатально), во время рождения (перинатально) и вскоре после родов (пост-натально).

Пренатальное поражение мозга может быть обусловлено инфицированием матери или плода, токсикозом беременнос­ти, патологией плаценты и т.д.

В период родов, отягчающими факторами могут быть за­тяжные или, напротив, стремительные роды, родовые трав­мы, сдавление мозга, ведущие к нарушению мозгового крово­обращения или кровоизлияниям в мозг ребенка.

После родов основными факторами, приводящими к орга­ническому поражению мозга, бывают инфекционные заболе­вания мозга и мозговых оболочек.

У подростков и взрослых органические и функциональ­ные нарушения, вызывающие дизартрию, могут разви­ваться вследствие травм, кровоизлияний, воспалительных процессов, опухолей, сосудистых и инфекционных заболе­ваний.

Неврологические данные позволили выделить следующие клинические формы дизартрии: бульбарная, псевдобульбар-ная, подкорковая, мозжечковая и корковая.

Лингвистические исследования характеризуют дизарт­рию в плане изменения фонемных сигнальных признаков ре­чевых звуков, фонологических противопоставлений звуков в речевом потоке, ясности его смыслового содержания (семан­тический и эмоциональный смысл), фонематического вос­приятия речи и т.д. В психолингвистическом направлении изучаются нарушения акустических характеристиках зву-копроизносительного процесса, просодическая организация звукового потока (характеристика голоса, его высота, сила, продолжительность, способность к модуляции, ритм, темп, сочетание ударных и безударных слогов, мелодика речи), а также артикуляционные данные звукопроизносительного процесса (сила, точность, плавность, синхронность, переклю-чаемость, свобода выполнения речевых движений).

Нейропсихологический подход использует специфичес­кие формы анализа психических процессов при нарушениях различных структур мозга. С помощью исследований этого направления выявлены при дизартрии не только нарушения эфферентных исполнительных механизмов, но и нарушения кинестетического анализа и синтеза, выражающиеся в ап-раксических нарушениях артикуляционной сферы, искажа­ющих кинестетический образ артикуляционного действия (артикуляция здесь рассматривается как частный случай лю­бого другого произвольного движения, который может быть нарушен у человека с дизартрией).

В свою очередь патологический кинестетический образ артикуляторного действия приводит к особым специфическим способам организации речевых движений (положительной и отрицательной компенсации) и формированию аномальных двигательных стереотипии.

Психолого-педагогическое направление имеет особое значение в изучении дизартрии у детей, так как речевое на­рушение у них обычно связано с патологией раннего этапа развития ЦНС. С позиций психолого-педагогического подхо­да характеризуется процесс развития речи детей, у которых имеется дизартрия. При этом квалифицируется характер на­рушения звукопроизношения и голоса, качественные и количественные характеристики словаря, особенности формирования грамматических структур речи, связного высказыва­ния и письма.

Логопедией разработан значительный по объему ком­плекс технологий, способствующих компенсации отде­льных процессов целостной речевой системы, основные принципы реабилитации лиц с дизартрией, этапы психо­лого-педагогической работы, а также развития речи детей с дизартрией.

 

Анатомо-физиологические

и психофизиологические основы речевой функции

1.1. Основные сведения о строении и физиологии нервной системы человека

Клинические аспекты логопедии являются основными при изучении и оказании педагогической помощи лицам с синд­ромами нарушений речи, возникающих при поражении того или иного участка мозга. В этих целях необходима качест­венная оценка признаков речевой патологии в сопоставлении с локализацией повреждения ЦНС. Такой анализ позволяет психолого-педагогическим методам реабилитации быть более оправданными и целенаправленными.

С развитием нейробиологии — науки о строении и функции нервной системы человека — во многом становятся понятны­ми особенности развития организма человека и его речи.

В основе современного представления о структуре и функ­ции центральной нервной системы (ЦНС) лежит нейронная теория, согласно которой мозг представляет собой функци­ональное объединение отдельных клеточных элементов — нейронов.

Через пирамидный (кортиконуклеарный) путь осущест­вляется регуляция произвольных движений моторными от­делами коры, а значит, непосредственно обеспечивает произ­вольные движения.

Нейрон — это нервная клетка, обладающая способностью генерировать возбуждение в ответ на раздражение и переда­вать его другим нейронам или эффекторным органам (мыш­цам, железам). По функции нейроны разделяются на: аф­ферентные (чувствительные), эфферентные (двигательные), вставочные.

Аксоны афферентных нейронов воспринимают сигналы, возникающие в рецепторных окончаниях органов чувств (мышц в т.ч.), и проводят их в ЦНС.

Аксоны эфферентных нейронов, например, выходят за пределы ЦНС и иннервируют скелетную мускулатуру. Мно­гие эфферентные нейроны передают сигналы к органам и мышцам посредством других нервных клеток и их отростков (например, от пирамидных клеток моторной области коры импульсы поступают к мотонейронам продолговатого и спин­ного мозга и далее по периферическим нервам к мышцам).

Вставочные нейроны обеспечивают связь между афферен­тными и эфферентными нейронами.

 
 

Нейроны, в т. ч. моторные ядра, или мотонейроны, яв­ляясь клеточными элементами ЦНС, обладают особым видом спонтанной электрической активности, имеющей эндогенное происхождение. Эта врожденная ритмическая активность превращает нейрон в генератор возбуждения (пейсмекерный механизм). Уровень эндогенного возбужде­ния нейрона может повышаться и снижаться в зависимос­ти от афферентных воздействий на нейрон. Таким образом, пейсмекерная активность мотонейронов черепно-мозговых нервов и периферических нервов спинного мозга существен­но зависит от влияния со стороны корковых нейронов через кортиконуклеарный путь. Чем меньше сила влияния кор­ковых отделов мозга, тем выше пейсмекерная активность нейронов, находящихся в продолговатом и спинном мозге.

Рис.1. Схема строения пирамидного пути

В зрелом состоянии головной и спинной мозг, а также весь аппарат периферических нервов с рецепторными органами (т.е. органами, в которых заканчиваются нервные окончания) представляют целостную систему, которая анатомически и функционально делится на большое число звеньев. ЦНС вклю­чает в себя те части нервной системы, которые лежат внутри черепа и позвоночного столба. Нервы, лежащие вне черепа или позвоночника, представляют периферическую нервную систе­му. ЦНС подразделяется на спинной и головной мозг (рис. 2).

       
   
 

Спинной мозг является цилиндрическим образованием, которое состоит из серого вещества тел нейронов, сконцент­рированных в центральной части мозга в виде «бабочки». Пе­редние рога «бабочки» содержат нейроны, эфферентные аксо­ны которых направляются в составе спинно-мозговых нервов к мышцам, т.е. в составе периферических нервов. Задние рога содержат клетки промежуточных нейронов, к которым подходят афферентные волокна, входящие в состав перифе­рических нервов и доставляющих чувствительные импульсы с периферии. Спинно-мозговые нервы I-III уровня шейного отдела позвоночника иннервируют диафрагму

 

 
 

 

Головной мозг подразделяется на задний, средний, проме­жуточный и передний мозг.

Задний мозг состоит из продолговатого мозга, мозжечка и варолиева моста.

Продолговатый мозг является нижним отделом головного мозга.

На передней поверхности продолговатого мозга имеются два вертикальных валика, получивших название пирамид. По бокам от них расположена другая пара валиков, обознача­емых как оливы.

Продолговатый мозг включает ряд ядер, которые обслужива­ют сосудисто-двигательный и дыхательный центр, контролиру­ющие сужение и расширение сосудов, а также сердечный ритм. Ядра продолговатого мозга принимают участие в обеспечении таких сложных рефлекторных актов, как сосание, жевание, глотание, рвоты, чихание, моргание (функции блуждающего, языкоглоточного, подъязычного и тройничного нервов).

Центры продолговатого мозга в процессе эмбриогенеза развиваются и созревают раньше, чем другие отделы моз­га. О сохранности центров продолговатого мозга в процес­се внутриутробного развития свидетельствует крик ребенка непосредственно в процессе родов. Наличие регуляторных функций дыхания и сердца, сосательного рефлекса в первые минуты и часы жизни. Нарушение этих функций у ребенка при рождении свидетельствует о поражении ствола мозга.

В мозжечке различают два полушария и его центральную часть — червь.

Мозжечок обеспечивает точность целенаправленных дви­жений, координирует действия мышц — антогонистов (мышц противоположного действия), регулирует мышечный тонус, поддерживает равновесие.

Обеспечение этих функций осуществляется благодаря тес­ным связям мозжечка со всеми структурами мозга: с чувствительной сферой (проприорецепция — положение туловища в пространстве), с экстрапирамидной системой, с ретикуляр­ном формацией ствола, с лобными, затылочными и височны­ми отделами коры головного мозга.

Мозжечок имеет тесные связи. Корково-мостомозжечковые пути (лобно-мостомозжечковый и затылочно-мостомозжечко-вый) проходят из коры головного мозга к собственным ядрам Варолиева моста, а затем к коре мозжечка противоположной стороны. Эти импульсы корригируют деятельность экстрапи­рамидной системы мозжечка — это нисходящие пути. Восхо­дящие пути, которые несут проприоцептивную информацию в мозжечок, сформированы в переднеспинно-мозжечковый путь (начинается в проприорецепторах и достигает червя моз­жечка) и заднеспинно-мозжечковый (путь также начинается в проприорецепторах и также достигает червя мозжечка).

Таким образом, мозжечок вместе с лобной корой больших полушарий соучаствует в формировании моторных программ на основе импульсов, поступающих в него от мышечно-суставных проприорецепторов, а также от вестибулярных зри­тельных и тактильных анализаторов.

Варолиев мост представляет собой крупное поперечно-волокнистое образование, охватывающее передневерхнюю часть продолговатого мозга. Здесь находятся ядра: двига­тельное ядро отводящего нерва (VI пара), двигательное ядро тройничного нерва (V пара), два чувствительных ядра трой­ничного нерва ядра слухового и вестибулярного нервов, ядро лицевого нерва (VII пара), собственные ядра моста, в которых переключаются корковые пути, идущие в мозжечок.

Через Варолиев мост проходит большое количество прово­дящих путей. К основным относятся: двигательный корти-конуклеарный (пирамидный) от коры к мозжечку и общий чувствительный путь.

В функцию моста входит проведение координирующих им­пульсов от одного полушария мозжечка к другому для обес­печения согласованных сокращений/расслаблений мышц с обеих сторон тела и связи коры больших полушарий с са­мим мозжечком.

Средний мозг расположен под мостом и включает ножки мозга и четверохолмие. В каждой из ножек мозга, помимо проводящих волокон, располагаются богатые пигментом чер­ная субстанция и красное ядро, имеющие отношение к регу­ляции движений. Черное вещество и красное ядро являются частью паллидарной системы. Вместе с ретикулярной форма­цией принимает участие в регуляции мышечного тонуса при выполнении точных и плавных движений пальцев рук.

Важнейшей функцией этого отдела мозга является пере­распределение мышечного тонуса. Он участвует в реализа­ции статических рефлексов (положение тела в пространстве) и статокинетических рефлексов (перемещение тела).

Промежуточный мозг включает два отдела: зрительный бугор (таламус) и подбугорную область (гипоталамус).

Таламус выполняет функцию коллектора и коммутатора всех возбуждений, поступающих от рецепторов в головной мозг (кроме обоняния), т.е. производит предварительный анализ и синтез импульсов от всех органов чувств и через си-наптические связи направляет их в различные зоны мозга, в том числе коры больших полушарий.

Гипоталамус представляет собой относительно узкий слой мозговой ткани. В нем расположены многочисленные высокодифференцированные ядра, регулирующие темпера­туру тела, аппетит, водный баланс, углеводный и жировой обмены, сосудистый тонус и другие вегетативные функции, которые связаны с обменом веществ. Здесь же находятся цен­тры, осуществляющие регуляцию сна, сексуального и эмо­ционального поведения. Гипоталамус играет важнейшую роль в регуляции постоянства внутренней среды организма (гомеостаза). Кроме того, к структурам гипоталамуса анато­мически относят гипофиз — железу внутренней секреции и зрительную хиазму — место неполного перекрестья зритель­ных нервов.

Все отделы между спинным мозгом и промежуточным моз­гом образуют ствол мозга, т.е. в его состав входят средний мозг, варолиев мост, продолговатый мозг. Мозговой ствол яв­ляется промежуточной инстанцией. В нем проходят из спин­ного мозга в большой мозг афферентные волокна, а из боль­шого мозга к передним рогам спинного мозга эфферентные волокна. В стволе находятся ядра III и XII пар черепно-мозго­вых нервов, а также ядерные образования экстрапирамидной системы. Здесь имеются важнейшие центры вегетативной иннервации, которые контролируют дыхание и сердечно-со­судистую деятельность.

В массе ствола мозга расположена ретикулярная (сете-видная) формация, волокна которой переплетаются со всеми проходящими через ствол мозга афферентными и двигатель­ными путями. Ядерные образования ретикулярной формации, их многочисленные нейроны дают начало эфферентным свя­зям, которые подразделяются на: нисходящие и восходящие.

Нисходящая система состоит из активирующих и тормоз­ных волокон, которые регулируют деятельность спинного мозга. Активирующее влияние проявляется повышением мы­шечного тонуса, а тормозящее — снижением тонуса мышц.

Основная масса клеток ретикулярной формации образует систему вставочных нейронов, которые обеспечивают совмес­тную координированную деятельность различных отделов нервной системы.

Она оказывает энергорегулирующее воздействие на кору больших полушарий и контролирует рефлекторную деятель­ность мозга.

Передний мозг состоит из двух полушарий, покрытых се­рым веществом — корой. У человека под влиянием социаль­ной среды в процессе онтогенеза формируются особые струк­туры коры больших полушарий мозга, наиболее дифференци­рованный отдел центральной нервной системы. В самой ниж­ней части премоторной извилины левого полушария (глав­ным образом, у правшей) расположена височная область, в центре которой находится зона Брока, которая реализует двигательную сторону речи. На заднем участке височной из­вилины, на стыке первичной слуховой и двигательной коры находится зона Вернике, реализующая восприятие речи.

Многочисленные современные данные свидетельствуют о том, что организация речи осуществляется при взаимодо­полняющем постоянном взаимодействии двух полушарий. Нейроанатомические различия правого и левого полушария отмечены как в речевых зонах, так и в других структурах, в первую очередь затылочных и верхнетеменных. Три основ­ные модальности (ощущение звука, света, осязание) наибо­лее представлены в левой гемисфере (у правшей). С разны­ми полушариями связан и характер эмоционального реаги­рования. Асимметрия эмоциональной сферы выражается в преимущественной «ответственности» левого полушария за формирование положительных эмоций, а правого — отрица­тельных. Повреждение левого полушария на ранних этапах онтогенеза не приводит к речевым расстройствам (например, алалии), так как в правом полушарии имеются нейроанато­мические предпосылки для развития «речевых» зон. В то же время при поражении правого полушария нарушаются невер­бальные психические функции, которые не компенсируются левым полушарием.

С деятельностью правого полушария связывают регулиро­вание активности речевых центров левого полушария, обес­печивание помехоустойчивости речевого слуха, интонаци­онные характеристики речи, конкретность и предметность высказываний. С деятельностью левого полушария связаны главным образом языковые уровни: фонологическая система языка, морфологический механизм словообразования, син­таксическое структурирование высказывания, кратковре­менная и долговременная словесная память. Отсюда понятно положительное воздействие на динамику речевого развития при адекватном сенсорном воспитании.

В процессе реализации любой задачи, требующей сенсор­ного или моторного решения (например, чтение, письмо или любое другое произвольное действие), вовлекаются в деятель­ность структуры обоих полушарий. Следует более четко пред­ставлять то, что межполушарная асимметрия в деятельности мозга имеет сложный характер, который до настоящего вре­мени полностью не изучен.

 
 

В глубине каждого полушария расположены проводящие волокна и подкорковые ядра (базальные ганглии). Наиболее крупным образованием является полосатое тело (стриатум), которое состоит из хвостатого ядра, скорлупы и бледного шара (паллидум). Эти ядра объединяются общим названи­ем — стриопаллидарная система. За счет стриопаллидарной системы у новорожденного осуществляются диффузные мас­совые движения тела.

Рис. 3. Подкорковые ядра

После созревания моторных областей коры больших по­лушарий стриопаллидарная система начинает обеспечивать «готовность» к совершенствованию движений, а именно, пе­рераспределяет и согласует тонус мышц, что позволяет про­извольным движениям быть быстрыми, точными и строго дифференцированными.

Со стриопаллидарной системой, являющейся эфферент­ным звеном в нервной системе, функционально тесно связан зрительный бугор (таламус). На уровне таламуса происходит формирование сложных рефлексов смеха и плача.

Каждое полушарие головного мозга разделено глубокими бороздами на большие участки, называемые долями. Таки­ми бороздами являются: боковая (сильвиева борозда), цент­ральная (роландова борозда) и теменно-затылочная борозда. Продольная щель мозга делит его на два полушария. Каждое полушарие состоит из пяти долей: лобная, теменная, височ­ная, затылочная и долька, скрытая на дне сильвиевой бороз­ды — островок.

Оба полушария объединены между собой спайками, наибо­лее крупная из которых мозолистое тело, которое расположе­но выше таламуса.

Совокупность отделов мозга, включающая внутреннюю поверхность полушарий (медиобазальные отделы) и их глу­бокие структуры, получила название лимбической системы. Традиционно в лимбическую систему включают миндалевид­ное тело, гипоталамус и ретикулярную формацию среднего мозга, объединенные под названием — глубинные структу­ры мозга. Особенностью лимбической системы является то, что между составляющими ее структурами имеются простые двусторонние связи и сложные пути, образующие множества замкнутых кругов. Такая организация создает условия для длительного циркулирования одного и того же возбуждения в системе и, тем самым, сохранение в ней единого состояния, а также навязывания его другим системам мозга. Круги воз­буждений разного функционального назначения связыва­ют лимбическую систему со многими структурами большо­го мозга. Подавляющее большинство структур лимбической системы принимает участие в функциональной организации эмоций, что предполагает их влияние на соответствующие ве­гетативные изменения, регулируемые гипоталамусом.

Кора головного мозга является наиболее дифференциро­ванным отделом ЦНС, состоящим из шести слоев нейронов разного типа. Для коры характерно обилие межнейронных связей. Особо многочисленные контакты имеются в сенсо-моторных отделах, что позволяет координировать моторную функцию с разнообразными воздействиями как из внешней, так и внутренней среды организма.

Различные структуры мозга созревают неравномерно, и по­этому готовность к выполнению свойственных им функций наступает в разные возрастные периоды. Сначала происходит созревание глубоких структур, подкорковых образований, отвечающих за принципиальные стороны жизнедеятельнос­ти. Затем созревают так называемые первичные зоны мозга, в которых заканчиваются нервные волокна, идущие от пери­ферических частей анализаторов. Те и другие являются почти сформированными к моменту рождения. В первый год жизни они функционально оформляются, создавая основу сенсомо-торной стадии развития.

Созревание ассоциативных зон мозга осуществляется в пе­риод от двух до пяти лет. В последнюю очередь развиваются лобные доли мозга, морфологическое структурирование ко­торых происходит в возрасте от 12 до 14 лет.

Моторика представляет собой всю сферу двигательных функций организма, включающая биомеханические, физио­логические и психологические аспекты.

Движения являются главным средством взаимодействия организма человека с окружающей средой. Основные типы движений человека сводятся к четырем типам активности: обеспечение позы и равновесия, локомоция и произвольные движения. Произвольными движениями могут быть названы разнообразные двигательные акты, совершаемые человеком в процессе повседневной жизни. Они являются целесообраз­ными и носят навыковый (условно-рефлекторный) характер, в отличие от врожденных, безусловно-рефлекторных мотор­ных реакций (чихание, глотание и т.д.). ЦНС снабжается информацией о состоянии периферического двигательного аппарата с помощью разного вида чувствительных нервных окончаний (рецепторов), которые обеспечивают т.н. проприо­цептивную чувствительность.

К центральному механизму произвольных движений отно­сится кортиконуклеарный (пирамидный) путь, который идет от двигательной зоны коры головного мозга и заканчивается в ядрах ствола к двигательным ядрам черепно-мозговых не­рвов и ядрах спинного мозга (мотонейроны спинного мозга).

Праксис — это такой функциональный уровень в органи­зации произвольных действий, где их координация обуслов­ливается (афферентируется) обобщенными топологическими признаками объекта, т.е. смысловой последовательностью элементов движения (застегнуть пальто, налить воды в чаш­ку и т.п.). Можно назвать это символичным уровнем движе­ний (Н.А. Бернштейн, 1946).

В корковом отделе речедвигательного анализатора доми­нантного полушария имеются зоны, обеспечивающие подго­товку отдельных сторон речедвигательного акта:

• оценка исходного положения органа периферического аппарата (по сумме кинестетических импульсаций);

• организация речедвигательного акта во времени и как планирования серии последовательных сокращений от­дельных мышечных групп этого органа (например, отде­льных групп мышц языка);

• программа речедвигательного акта в пространстве дви­жения отдельного органа (например, подъем кончика языка к альвеолам).

Эти три программы осуществляются в трех различных зо­нах коркового речедвигательного анализатора.

По А.Р. Лурия, в реализацию двигательного акта, помимо собственно моторных зон, включается почти вся кора. Пере­дние отделы мозга связаны с построением кинетических про­грамм двигательного акта, а задние — с их кинестетическим и пространственно-обусловленным обеспечением.

Кинестетический фактор обеспечивает передачу и ин­теграцию сигналов, поступающих от рецепторов, располо­женных в мышцах, суставах и сухожилиях, которые несут информацию о взаимном расположении органов. Эти сведе­ния принимает передняя часть теменной области, куда при­текают также тактильные и зрительные импульсы, что де­лает информацию полной. Исключение составляет речевая артикуляция, которая функционирует на кинестетической основе без участия зрения (тем не менее, в онтогенезе дети с нормальным зрением начинают говорить раньше, чем дети с нарушенным зрением). Информацию о речевой моторике, помимо кинестезии, у лиц с развитой речью дает акустичес­кий контроль.

Кинетический фактор реализуется в двигательных актах, которые осуществляются в форме кинетических и мелодических схем. В отношении речевой моторики этот фактор обеспе­чивает плавную смену артикуляции в процессе произнесения и перехода от звука к звуку в слове, от слова к слову. При на­рушении кинетического фактора возникают «застревания» на фрагментах движения, что приводит к неоднократному повто­рению этого фрагмента. В устной речи это проявляется в пов­торении звуков и слогов, букв и их элементов при письме.

Конкретные эфферентные механизмы исполнения движе­ний обеспечиваются пирамидной и экстрапирамидной систе­мами, корковые отделы которых составляют единую сенсо-моторную зону коры (рис. 4).

Пирамидная система (центральный двигательный путь) участвует в организации точных пространственно-ориенти­рованных движений и полностью подчинена произвольному контролю. Клетки центральных двигательных невронов со­средоточены главным образом в передних центральных из­вилинах, а также в теменных долях коры. Кортиконуклеар-ный путь заканчивается в моторных ядрах черепно-мозговых нервов, которые находятся в варолиевом мосту, продолгова­том и спинном мозге.

Рис. Рис 4. Диаграмма структур большого мозга, участвующих в моторном контроле

 
 

На границе продолговатого и спинно­го мозга большая часть волокон пирамидного пути правого и левого полушария перекрещивается. Ядра тройничного, языкоглоточного, блуждающего и часть ядра лицевого нерва получают импульсы от обоих полушарий мозга, так как под­ходящие к ним волокна пирамидного пути перекрещиваются неполностью. Именно этим объясняется то, что односторон­ние очаговые поражения пирамидных путей не вызывают серьезных функциональных нарушений жевания, глотания и голосообразования. Исключение составляют волокна, не­сущие корковые импульсы к ядру подъязычного нерва, ко­торые полностью перекрещиваются в продолговатом мозгу, непосредственно перед вступлением их в ядро. Поэтому в слу­чае поражения мозга на уровне варолиева моста и выше спас­тический паралич мышц языка наблюдается на стороне, про­тивоположной очагу поражения (т.е. при этом язык откло­няется в сторону очага поражения). Остальная часть волокон заканчивается в моторных ядрах спинного мозга.

Экстрапирамидная система обеспечивает автомати­зированные движения. В основном она управляет непроиз­вольным компонентом движений: поддержание позы, фи­зиологические синергии, общую согласованность двигатель­ных актов, их пластичность. Традиционно в ней различают корковый и подкорковый отделы (стриопаллидарная систе­ма, красное ядро и черная субстанция, мозжечок и ретику­лярная формация ствола мозга и их корковые отделы).

Результаты исследования движений позволили Н.А. Берн-штейну (1965) сформулировать общие представления и мно­гоуровневой иерархической системе координации движений. В соответствии с ними система управления движениями со­стоит из следующих уровней: А — уровень палеокинетичес-ких регуляций, он же руброспинальный уровень ЦНС. Дей­ствия этого уровня полностью непроизвольны; В — уровень синергии, он же таламопаллидарный уровень. Движения этого уровня характеризуются стереотипностью, в обобщен­ном виде это афферентация собственного тела. Этот уровень обеспечивает такие врожденные особенности моторики, как ловкость, грациозность, пластику. Нарушения этого уров­ня ведут к насильственным движениям; С — уровень про­странственного поля, он же пирамидно-стриарный. Этот уро­вень обеспечивает все переместительные движения: ходьба, прыжки и т.д. Патология этого уровня сопровождается нару­шениями пространственной координации (атоксия), равнове­сия, локомоции и точности; D — теменно-премоторный или уровень предметных действий, которые не являются врож: денными, а формируются и совершенствуются в процессе на­копления опыта; Е — группа высших кортикальных уровней символических координации (письма, речи и т.д.).

На рис. 5 представлена схема основных центров и проводя­щих путей мозга с распределением их по уровням.

А.Р. Лурия (1969) разработал общую структурно-функци­ональную модель мозга как органа, с которым связана психо­моторная деятельность человека. Работа мозга обеспечивает­ся тремя блоками, которые характеризуются особенностями строения и участия в реализации психических функций.

I блок — энергетический. Он включает ретикулярную формацию, ствол мозга, неспецифические структуры сред­него мозга, лимбическую систему, медиобазальные отделы коры лобных и височных долей. Блок реглирует «тонус моз­га», необходимый для выполнения психической деятель­ности, т.е. он поддерживает бодрствующее состояние и со­знание в лом.

 
 

II блок — блок приема, переработки и хранения экстеро-цептивной (внешней) информации. В него включаются цент­ральные части основных анализаторных систем: зрительной, слуховой и кожно-кинестетической. Корковые зоны этих ана­лизаторных систем расположены в затылочных, теменных и височных долях мозга (первичные корковые поля). Эти зоны коры называются проекционными.

 

Вторичные корковые поля представляют клеточные струк­туры, в которых происходит усложнение переработки пер­вичной информации благодаря прохождению афферентных импульсов через ассоциативные ядра таламуса. Их функци­ональная организация на уровне психики эквивалентна про­цессу восприятия.

Первичные и вторичные поля относятся к ядерным зонам анализаторов, их нейроны модально специализированы.

Третичные поля — ассоциативные; расположены на гра­нице затылочных, височных и заднецентральных отделов коры. Их функция состоит в интеграции возбуждений, при­ходящих от вторичных полей всего комплекса анализаторов. Это обеспечивает возможность реакции третичных полей на обобщенные признаки объектов и явлений.

III блок — блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической сознательной деятельности. Он включает моторные, премоторные и префронтальные отде­лы коры лобных долей мозга. Основная функция этого блока представляет собой программирование психического акта и развертки последовательности его реализации во време­ни.

Работа каждого блока не является автономной, а представ­ляет собой результат координированного взаимодействия всех трех структур. Итогом деятельности этой системы явля­ется нерасчленяемая и неосознаваемая моторная активность и в целом психическая жизнь. Эти положения А.Р.Лурия полностью относятся к так называемым речевым структу­рам. Было установлено, что при возникновении патологии в различных участках коры, связанных с речью, их функции берут на себя сохранившиеся отделы как левого, так и пра­вого полушария. Таким образом, речевые структуры мозга обладают широкой распределенностью и полифункциональ­ностью, определяемой возможностью их полного взаимодейс­твия. Однако существует обязательное звено, без которого осуществление речевого акта становится невозможным. Сре­ди прочих речевых структур у большинства взрослых людей таким звеном является левополушарная кора, при наруше­нии которой возникает афазия и корковая дизартрия (по Е.Н. Винарской, 2005).