Классификация вопросов анкеты
Пример альтернативного вопроса:
«Считаете ли Вы, что наряду с бесплатными медицинскими услугами должны осуществляться платные?»:
1. Да.
2. Нет.
3. Затрудняюсь ответить.
Неальтернативныйвопрос допускает выбор нескольких вариантов ответов, поэтому их сумма может превышать 100%. Пример неальтернативного вопроса:
«Каковы Ваши источники информации о СПИДе?»:
1. Родители.
2. Преподаватели, учителя.
3. Медицинские работники (лекции, беседы специалистов).
4. Средства массовой информации.
5. Специальная литература (памятки, брошюры, статьи…).
6. В основном – случайная информация.
Оба вопроса имеют линейную форму расположения. Довольно часто в анкетах используется и табличная форма ответов (таблица). При этом шкала измерений может располагаться либо построчно, либо столбцами. Важно при этом лишь то, что порядок кода изменяется всегда строго в направлении изменения оценок. Пример таблицы с построчной шкалой изменений (Табл. № 8).
Таблица № 8
Удовлетворены ли Вы качеством
медицинского обслуживания в больнице?
Параметры | Да | Нет | Не могу высказать определенного мнения |
1.Организация лечения (полнота, оперативность, профессионализм) | |||
2. Условия пребывания (набор услуг, продолжительность пребывания) | |||
3.Организация питания | |||
4. Режим посещения |
В практике составления анкет закрытые вопросы занимают основное место. Это связано, с одной стороны, с тем, что такие вопросы проще обрабатывать, с другой – что на них легче отвечать. Недостатком этого вида вопросов является ограничение опрашиваемого серией предложенных готовых ответов, при этом не учитывается особое мнение респондента. Для преодоления этого недостатка используются полузакрытые вопросы. Полузакрытым называется вопрос, в котором наряду с готовым набором вариантов ответов содержится возможность выразить самостоятельную точку зрения.
Пример полузакрытого вопроса:
«Если Вы не всегда обращаетесь к врачу, то с чем это в основном связано?»:
1. При легких заболеваниях предпочитаю лечиться сам.
2. Жду, когда болезнь пройдет сама, предпочитаю не обращать внимания.
3. Не хочется связываться с услугами поликлиники.
4. Меня не устраивает квалификация врача.
5. Другое (укажите)____________________________.
Открытый вопрос, в отличие от закрытых, не содержит подсказок. Опрашиваемый может выразить свое мнение наиболее полно, так, как считает нужным.
Пример такого вопроса:
«Каков доход на одного человека в Вашей семье?»____________________________________________
Ошибкой начинающих исследователей является наличие в анкете очень большого количества открытых вопросов, иногда из них состоит вся анкета. Такие анкеты трудно обрабатывать, не всегда можно получить информацию. Открытые вопросы лучше использовать в экспертных опросах, т.е. в опросах компетентных, профессионально знающих проблему людей, способных дать объективные выводы.
В целом же в анкете, как правило, одновременно используют все три перечисленные формы вопросов.
Прямые вопросы – это вопросы непосредственно о социальном факте. Например: «Что Вы думаете о …?»
Косвенный вопрос ставится в случае, если затронуты проблемы, по которым опрашиваемые не склонны высказываться откровенно (критически оценить свои качества, окружающих людей, какие-либо негативные явления). Косвенные вопросы позволяют обойти защитные барьеры респондента, не подрывая его статуса и самооценки.
Примеры косвенных вопросов:
1. «Удалось ли Вам прочесть за последний месяц какие-либо книги или нет?»
2. «Некоторые люди стремятся чистить зубы после каждого приема пищи, другие – нет, а Вы?»
Прожективные вопросы – хороший способ выявить общую направленность интересов, мотивы поведения, ценностные ориентации. Респонденту предлагается набор ситуаций, которые могли бы встретиться в жизни, просят указать предпочтительный вариант поведения. Например,
1. «Если бы ректором был я, …»
2. «Если бы вновь поступали в вуз, выбрали бы ПГМА?»
По функциям вопросы делятся на основные, контактные, вопросы-фильтры и контрольные.
Основные вопросы анкеты направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления.
Вопросы-фильтры предназначены для того, чтобы отсеять от ответов ту часть респондентов, которая может быть некомпетентной в изучаемой проблеме, т.е. тех, кто не может отвечать. Например, задается вопрос всем респондентам: «Приходилось ли Вам зарабатывать доллары?», а далее следуют вопросы, посвященные только этой группе людей: «Если да, то каким способом?» и предлагается перечень возможных ответов и т.д.
Контрольныевопросы необходимы для проверки искренности респондентов, непротиворечивость их ответов. В качестве примера контрольных вопросов можно привести такую комбинацию: сначала спросить респондента, насколько ему нравится, предположим, учиться на педиатрическом факультете, а через несколько вопросов задать первый контрольный вопрос: «Хотели бы Вы перейти учиться на другой факультет?», затем второй косвенный: «Предположим, Вы вновь поступаете на учебу в ПГМА, какой факультет Вы бы выбрали?» Сопоставление ответов на три вопроса дает информацию об искренности респондента. Если обнаруживается противоречие в ответах, результаты бракуются.
Разновидностью контрольного вопроса является вопрос-ловушка. Он позволяет определить добросовестность респондента. Смысл такого вопроса заключается в том, что респонденту предлагают дать ответ о несуществующем. К примеру, дается перечень художественных произведений с просьбой оценить их достоинства. В список включается несуществующее произведение несуществующего автора. Если респондент оценивает такое произведение, то ответам его доверять нельзя.
При формулировке вопросов анкеты следует соблюдать следующие правила:
1. Вопросы в анкете должны быть понятными. Следует избегать жаргонных и трудных для понимания слов.
2. При формулировке подсказок-вариантов ответа нужно избегать психологического давления на респондента, навязывания ему своей точки зрения. Положительные и отрицательные позиции располагаются симметрично, а между ними – позиция с нейтральным значением. Вот пример вопроса, подсказывающего определенный ответ: «На самом деле реклама всегда заставляет Вас покупать тот или иной товар?».
3. Вопрос должен быть только об одном предмете. Нельзя умножать вопросы и втискивать два вопроса в один, например: «Что Вы думаете о компьютере и его влиянии на детей?» или «Ваше здоровье лучше или хуже сейчас, чем год назад?».
4. Следует избегать двойного отрицания, чтобы вопрос был ясен, прозрачен, понятен. Пример двойного отрицания в вопросе: «Вы бы скорее, не стали пользоваться шампунем, который не рекомендован медиками?».
5. Важную роль играет вариант, предполагающий возможность уклониться от ответа: «трудно сказать», «затрудняюсь ответить», «не помню», «не знаю». Формула уклонения от ответа подчеркивает, что респонденту предоставляют достаточную свободу. Это побуждает его более добросовестно относиться к опросу в целом. Замечено, что отсутствие такой формулы там, где она явно предполагается содержанием вопросов, повышает процент вообще уклоняющихся от участия в опросе.
6. Чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, т.к. для ее усвоения требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить. Поэтому подсказки должны быть примерно равной длины.
7. Экспериментально установлено, что отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже последующие. Поэтому первыми должны быть наименее вероятные варианты ответа.
8. Чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает неясность ситуации там, где исследователю она кажется предельно конкретной. Поэтому все варианты ответов следует выдерживать на одном уровне конкретности.
После составления анкеты нужно провести пилотажный (пробный) опрос, в ходе которого опрашивается небольшое количество людей – от нескольких человек до двух десятков. Эта предосторожность позволяет выяснить, правильно ли понимают анкету, не слишком ли она длинна, нет ли необходимости скорректировать некоторые вопросы. После того, как анкета прошла пилотаж, можно проводить анкетирование.