Проведение анкетирования

 

Оно осуществляется с помощью инструмента, назы­ваемого анкетой. Анкета – это опросный лист с упорядо­ченным списком вопросов, на которые опрашиваемый са­мостоятельно отвечает в соответствии с указанными пра­вилами.

Анкетирование может быть групповым ииндиви­дуальным.

Групповой анкетный опрос применяется по месту работы, учебы. Анкеты раздаются для заполнения в ауди­тории, куда приглашаются респонденты. Обычно один ис­следователь работает с группой 15-20 человек. При этом обеспечивается возможность получения дополнительной консультации по технике заполнения, а анкетер, собирая анкеты, может контролировать качество их заполнения.

Прииндивидуальном процессе анкеты раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов, а время возврата заранее оговаривается. Опрашиваемый за­полняет анкету самостоятельно, здесь нет психологиче­ского давления анкетера. Но следует учесть, что в этом случае потери анкет неизбежны.

Анкетирование может быть очными заочным (поч­товый опрос, опрос через газету, журнал). В социологиче­ских исследованиях нередко применяются почтовые оп­росы, которые имеют важное преимущество – простоту организации и стоимость в 10-20 раз дешевле, чем интер­вью. Нет надобности в подборе, обучении и контроле за деятельностью интервьюеров. При известном опыте ис­следователей почтовый опрос в 2000 человек может быть осуществлен за 7-10 дней. Достоинством метода является и то, что он позволяет провести одновременно опрос на большой территории, в труднодоступных районах. Основ­ной недостаток почтового опроса – неполный возврат ан­кет (не все заполняют и отправляют). Поэтому важно сти­мулировать возврат анкет (70-75% возвращенных анкет – это гарантия надежности информации). Исследования со­циологов показали, возврат анкет можно увеличить: 1) если за 3-4 дня до отправки анкеты участнику анкетирова­ния послать уведомление об опросе; 2) напоминанием че­рез 2-3 недели о том, что была отправлена анкета; 3) возна­граждением за участие, календарик, сувенир и пр.

Задача исследователя – грамотно составить анкету. Составление анкеты требует соблюдения определенных принципов ее конструирования, знания особенностей раз­ных видов вопросов, порядок их расположения, и правил формулирования.

Композиция анкеты.При разработке анкеты необходимо иметь в виду, что она имеет строгую структуру, т.е. композицию.

Анкета должна состоять из трех частей:

1. Обращение или вводная часть.

2. Основная часть.

3. «Паспортичка» (социально-демографическая ха­рактеристика респондента).

Обращение. Его основной смысл состоит в том, чтобы стимулировать интерес опрашиваемого к исследо­ванию, создать деловую атмосферу. Нужно указать кто (организация или научное учреждение) и для чего прово­дит опрос, как будут использованы данные. Надо попу­лярно объяснить цель опроса, не прибегая к сложным сло­весным конструкциям и так, чтобы заинтересовать респон­дента. Не следует писать во введении «нас интересует то-то». Такой оборот скорее вызовет неприязнь, чем желание помочь организаторам опроса. Лучше подчеркнуть актив­ную позицию респондента, например, «Ваши ответы помо­гут улучшить работу в такой-то области».

В большинстве случаев подчеркиваются гарантии анонимности опроса. Это очень важный момент исследо­вания. Анонимность опроса способствует получению ис­кренних, достоверных ответов.

В обращении следует также описать технику запол­нения анкеты. Обращение необходимо завершить выраже­нием благодарности респонденту за его желание принять участие в опросе.

Таким образом, в обращении должны быть отражены следующие моменты:

1. Актуальность темы опроса.

2. Цель исследования.

3. Правила заполнения анкеты.

4. Гарантия анонимности.

Приведем в качестве примера обращение к респон­дентам в исследовании, посвященном подготовке ино­странных студентов в Пермской медицинской академии.

«Уважаемый студент!

В Пермской государственной медицинской академии подготовка иностранных студен­тов началась в 1990-е годы. Накоплен определенный опыт, который требует изу­чения и обобщения. Цель данного оп­роса – изучение мне­ния студентов-иностранцев об учебе в академии, о жизни в России. Ваши искренние ответы по­могут в работе по со­вершенствованию подготовки ино­странных специалистов.

Внимательно прочтите вопрос и все варианты отве­тов. Выберите наиболее соответствующие Вашему мнению и обведите кружочками цифры, которыми они обозначены. Если ни один из предлагаемых ответов не отражает Ваше мнение, допишите свой ответ.

Анонимность опроса гарантируется. Заранее благо­дарим Вас за участие в исследовании!».

 

В основной части обычно принято первыми задавать наиболее простые и доступные по смыслу и технике за­полнения вопросы. Они называются контактными. Такие вопросы вызывают у респондента чувство уверенности в своей компетентности, интерес к теме опроса, желание от­вечать дальше. Например, «Любите ли Вы кино вообще?» Таким образом, цель контактных вопросов – заинтересо­вать респондента, обеспечить процесс вхождения в про­блему. По мере активизации внимания и усиления инте­реса респондента может возрастать сложность и острота вопросов. Переход от простых к более сложным вопросам называют правилом воронки.

В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондента во­просы. Содержание этих вопросов отражает цели и задачи исследования. Поэтому для решения каждой задачи надо разработать определенный блок вопросов: несколько во­просов, объединенных по тематическому и проблемному принципам.

В ходе опроса следует учитывать, что примерно че­рез 45 минут напряженного внимания респондент начинает утомляться, поэтому вторую половину опроса рекоменду­ется посвятить более простым вопросам, ответы на кото­рые не требуют сильного напряжения памяти и внимания. Главная функция заключительных вопросов – снять пси­хологическое напряжение, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. По мнению известного россий­ского социолога В.А. Ядова, динамика развития опроса, продолжительность которого варьируется от 10-15 минут до 1,5-2 часов в зависимости от целей, выглядит так: в пер­вой половине опроса – плавный подъем, примерно 15% уделено «отдыху» (спад), затем около четверти времени самой напряженной работы (к этому моменту респондент включился в опрос и подготовлен к серьезному обдумыва­нию ответов) и резкое снижение трудности в завершающей фазе.

«Паспортичка» – заключительная часть анкеты. Она фиксирует сведения о личности опрашиваемого; включа­ются вопросы о профессии, образовании, доходе, поле, со­циальном происхождении, месте рождения и проживания, национальности и т.д.

Главным является выделение обоснованных группи­ровок для получения надежных ответов. Если такие харак­теристики, как пол и национальность, группировать не­трудно, то другие признаки (возраст, профессия, семейное положение и др.) требует определенных знаний. Остано­вимся для примера на возрастной характеристике.

Обычно встречаются три типа формулировок вопроса о возрасте:

1. Сколько Вам лет?

2. Сколько Вам лет? Укажите на шкале.

3. В каком году Вы родились?

Преимущество первой формулировки состоит в том, что это привычный вопрос для респондента, легко и про­сто обрабатывается после опроса. Но есть в вопросе неоп­ределенность: нужно указывать количество полных лет или округлять свой возраст?

Вторая формулировка означает возможность для дальнейшего сравнительного исследования по возрастному признаку.

Наиболее подходящей считается третья формули­ровка, т.к. нет определения возраста, есть широкие воз­можности для сравнения, хотя такой вариант несколько усложняет обработку (кодирование) данных.

Можно пользоваться при выделении возрастных групп стандартами государственной статистики. Обычно используют следующую периодизацию возраста: 1-4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65-69, 70-79, 80 лет и старше.

Исследователь сам решает, какие пороговые группи­ровки для него представляют интерес. Важно учитывать, что для многих статистических операций необходимы рав­ные интервалы. Поэтому, например, при опросе трудоспо­собного населения используют следующую шкалу: 16-19, 20-29, 30-39, 40-49, 50-59, 60-69 лет. В исследованиях мо­лодежи используют следующие деления по возрастному признаку: 14-16, 17-19, 20-23, 24-26, 27-30 лет.

Не сложилось в практике российских исследователей единообразие в формулировке вопросов об образовании. Применяются, например, номинальные шкалы с указанием формы обучения и его длительности:

- начальное (ниже 7 классов);

- неполное среднее (7 классов до 1961 г., 8,9 – после 1961 г.);

- ПТУ без среднего образования;

- ПТУ со средним образованием;

- среднее специальное образование;

- незаконченное высшее (3 курса вуза и больше);

- полное высшее образование.

Во многих странах предлагается универсальный во­прос об общей численности лет обучения, включая общее и специальное. Отдельно задается вопрос о численности лет профессионального обучения.

Важное правило составления «паспортички» – то, что ее структуру нельзя переносить из одной анкеты в другую. Все социально-демографические признаки респондента каждый раз определяются целями и задачами исследова­ния.

После «паспортички», в заключение анкеты, жела­тельно поместить благодарность респонденту за участие в исследовании, которая может быть выражена такими фра­зами «Благодарим за помощь!», «Спасибо за участие в ис­следовании!» и пр.

 

Для того чтобы получить достоверную информацию, необходимо правильно сформулировать и расположить вопросы в анкете. Для этого нужно знать классификацию вопросов.

По содержанию
Рассмотрим подробнее классификацию вопросов по форме. Закрытым называется вопрос, если на него в ан­кете приводится полный набор вариантов ответов. Их дос­таточно прочитать и обвести кружком код вопроса.

Закрытый вопрос может быть альтернативныминеальтернативным. Альтернативный– выбор всего од­ного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все вопросы всегда составляет 100%.

 

Схема № 7