Проведение анкетирования
Оно осуществляется с помощью инструмента, называемого анкетой. Анкета – это опросный лист с упорядоченным списком вопросов, на которые опрашиваемый самостоятельно отвечает в соответствии с указанными правилами.
Анкетирование может быть групповым ииндивидуальным.
Групповой анкетный опрос применяется по месту работы, учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются респонденты. Обычно один исследователь работает с группой 15-20 человек. При этом обеспечивается возможность получения дополнительной консультации по технике заполнения, а анкетер, собирая анкеты, может контролировать качество их заполнения.
Прииндивидуальном процессе анкеты раздаются на рабочих местах или по месту жительства респондентов, а время возврата заранее оговаривается. Опрашиваемый заполняет анкету самостоятельно, здесь нет психологического давления анкетера. Но следует учесть, что в этом случае потери анкет неизбежны.
Анкетирование может быть очными заочным (почтовый опрос, опрос через газету, журнал). В социологических исследованиях нередко применяются почтовые опросы, которые имеют важное преимущество – простоту организации и стоимость в 10-20 раз дешевле, чем интервью. Нет надобности в подборе, обучении и контроле за деятельностью интервьюеров. При известном опыте исследователей почтовый опрос в 2000 человек может быть осуществлен за 7-10 дней. Достоинством метода является и то, что он позволяет провести одновременно опрос на большой территории, в труднодоступных районах. Основной недостаток почтового опроса – неполный возврат анкет (не все заполняют и отправляют). Поэтому важно стимулировать возврат анкет (70-75% возвращенных анкет – это гарантия надежности информации). Исследования социологов показали, возврат анкет можно увеличить: 1) если за 3-4 дня до отправки анкеты участнику анкетирования послать уведомление об опросе; 2) напоминанием через 2-3 недели о том, что была отправлена анкета; 3) вознаграждением за участие, календарик, сувенир и пр.
Задача исследователя – грамотно составить анкету. Составление анкеты требует соблюдения определенных принципов ее конструирования, знания особенностей разных видов вопросов, порядок их расположения, и правил формулирования.
Композиция анкеты.При разработке анкеты необходимо иметь в виду, что она имеет строгую структуру, т.е. композицию.
Анкета должна состоять из трех частей:
1. Обращение или вводная часть.
2. Основная часть.
3. «Паспортичка» (социально-демографическая характеристика респондента).
Обращение. Его основной смысл состоит в том, чтобы стимулировать интерес опрашиваемого к исследованию, создать деловую атмосферу. Нужно указать кто (организация или научное учреждение) и для чего проводит опрос, как будут использованы данные. Надо популярно объяснить цель опроса, не прибегая к сложным словесным конструкциям и так, чтобы заинтересовать респондента. Не следует писать во введении «нас интересует то-то». Такой оборот скорее вызовет неприязнь, чем желание помочь организаторам опроса. Лучше подчеркнуть активную позицию респондента, например, «Ваши ответы помогут улучшить работу в такой-то области».
В большинстве случаев подчеркиваются гарантии анонимности опроса. Это очень важный момент исследования. Анонимность опроса способствует получению искренних, достоверных ответов.
В обращении следует также описать технику заполнения анкеты. Обращение необходимо завершить выражением благодарности респонденту за его желание принять участие в опросе.
Таким образом, в обращении должны быть отражены следующие моменты:
1. Актуальность темы опроса.
2. Цель исследования.
3. Правила заполнения анкеты.
4. Гарантия анонимности.
Приведем в качестве примера обращение к респондентам в исследовании, посвященном подготовке иностранных студентов в Пермской медицинской академии.
«Уважаемый студент!
В Пермской государственной медицинской академии подготовка иностранных студентов началась в 1990-е годы. Накоплен определенный опыт, который требует изучения и обобщения. Цель данного опроса – изучение мнения студентов-иностранцев об учебе в академии, о жизни в России. Ваши искренние ответы помогут в работе по совершенствованию подготовки иностранных специалистов.
Внимательно прочтите вопрос и все варианты ответов. Выберите наиболее соответствующие Вашему мнению и обведите кружочками цифры, которыми они обозначены. Если ни один из предлагаемых ответов не отражает Ваше мнение, допишите свой ответ.
Анонимность опроса гарантируется. Заранее благодарим Вас за участие в исследовании!».
В основной части обычно принято первыми задавать наиболее простые и доступные по смыслу и технике заполнения вопросы. Они называются контактными. Такие вопросы вызывают у респондента чувство уверенности в своей компетентности, интерес к теме опроса, желание отвечать дальше. Например, «Любите ли Вы кино вообще?» Таким образом, цель контактных вопросов – заинтересовать респондента, обеспечить процесс вхождения в проблему. По мере активизации внимания и усиления интереса респондента может возрастать сложность и острота вопросов. Переход от простых к более сложным вопросам называют правилом воронки.
В середине анкеты располагаются наиболее важные с точки зрения исследования и трудные для респондента вопросы. Содержание этих вопросов отражает цели и задачи исследования. Поэтому для решения каждой задачи надо разработать определенный блок вопросов: несколько вопросов, объединенных по тематическому и проблемному принципам.
В ходе опроса следует учитывать, что примерно через 45 минут напряженного внимания респондент начинает утомляться, поэтому вторую половину опроса рекомендуется посвятить более простым вопросам, ответы на которые не требуют сильного напряжения памяти и внимания. Главная функция заключительных вопросов – снять психологическое напряжение, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа. По мнению известного российского социолога В.А. Ядова, динамика развития опроса, продолжительность которого варьируется от 10-15 минут до 1,5-2 часов в зависимости от целей, выглядит так: в первой половине опроса – плавный подъем, примерно 15% уделено «отдыху» (спад), затем около четверти времени самой напряженной работы (к этому моменту респондент включился в опрос и подготовлен к серьезному обдумыванию ответов) и резкое снижение трудности в завершающей фазе.
«Паспортичка» – заключительная часть анкеты. Она фиксирует сведения о личности опрашиваемого; включаются вопросы о профессии, образовании, доходе, поле, социальном происхождении, месте рождения и проживания, национальности и т.д.
Главным является выделение обоснованных группировок для получения надежных ответов. Если такие характеристики, как пол и национальность, группировать нетрудно, то другие признаки (возраст, профессия, семейное положение и др.) требует определенных знаний. Остановимся для примера на возрастной характеристике.
Обычно встречаются три типа формулировок вопроса о возрасте:
1. Сколько Вам лет?
2. Сколько Вам лет? Укажите на шкале.
3. В каком году Вы родились?
Преимущество первой формулировки состоит в том, что это привычный вопрос для респондента, легко и просто обрабатывается после опроса. Но есть в вопросе неопределенность: нужно указывать количество полных лет или округлять свой возраст?
Вторая формулировка означает возможность для дальнейшего сравнительного исследования по возрастному признаку.
Наиболее подходящей считается третья формулировка, т.к. нет определения возраста, есть широкие возможности для сравнения, хотя такой вариант несколько усложняет обработку (кодирование) данных.
Можно пользоваться при выделении возрастных групп стандартами государственной статистики. Обычно используют следующую периодизацию возраста: 1-4, 5-9, 10-14, 15-19, 20-24, 25-29, 30-34, 35-39, 40-44, 45-49, 50-54, 55-59, 60-64, 65-69, 70-79, 80 лет и старше.
Исследователь сам решает, какие пороговые группировки для него представляют интерес. Важно учитывать, что для многих статистических операций необходимы равные интервалы. Поэтому, например, при опросе трудоспособного населения используют следующую шкалу: 16-19, 20-29, 30-39, 40-49, 50-59, 60-69 лет. В исследованиях молодежи используют следующие деления по возрастному признаку: 14-16, 17-19, 20-23, 24-26, 27-30 лет.
Не сложилось в практике российских исследователей единообразие в формулировке вопросов об образовании. Применяются, например, номинальные шкалы с указанием формы обучения и его длительности:
- начальное (ниже 7 классов);
- неполное среднее (7 классов до 1961 г., 8,9 – после 1961 г.);
- ПТУ без среднего образования;
- ПТУ со средним образованием;
- среднее специальное образование;
- незаконченное высшее (3 курса вуза и больше);
- полное высшее образование.
Во многих странах предлагается универсальный вопрос об общей численности лет обучения, включая общее и специальное. Отдельно задается вопрос о численности лет профессионального обучения.
Важное правило составления «паспортички» – то, что ее структуру нельзя переносить из одной анкеты в другую. Все социально-демографические признаки респондента каждый раз определяются целями и задачами исследования.
После «паспортички», в заключение анкеты, желательно поместить благодарность респонденту за участие в исследовании, которая может быть выражена такими фразами «Благодарим за помощь!», «Спасибо за участие в исследовании!» и пр.
Для того чтобы получить достоверную информацию, необходимо правильно сформулировать и расположить вопросы в анкете. Для этого нужно знать классификацию вопросов.
|
Закрытый вопрос может быть альтернативныминеальтернативным. Альтернативный– выбор всего одного варианта ответа, в результате чего сумма ответов на все вопросы всегда составляет 100%.
Схема № 7