Адаптация к девиантному поведению

 

При всей масштабности и распространенности деви­антного поведения, очевидно, далеко не все челны обще­ства склонны к нему. Иначе общество просто не могло бы существовать. Поэтому неправильно весь процесс девиа­ции сводить лишь к несовершенству общества, противоре­чивости общественных отношений. Необходимо рассмот­реть и вопрос о том, как сама личность становится девиан­том. Тот же Ломброзо наряду с сомнительными в научном отношении утверждениями об изначально преступной природе человека рассматривает вполне реальный опреде­ленный набор качеств личности, который приводит ее к социальному отклонению. Так, например, анализируя ха­рактер женщин-преступниц, он отмечает, что наряду с со­страданием, доверчивостью, милосердием, справедливо­стью они отличаются невиданной жестокостью, порочно­стью, хитростью. Поэтому преступления, совершаемые женщинами, более жестоки и изощренны.

Безотносительно половых различий, современная психология выделяет следующие личностные факторы де­виации:

- пониженная переносимость трудностей повседнев­ной жизни;

- комплекс неполноценности, сочетающийся с по­требностью в превосходстве;

- внешняя социабельность, общительность на фоне страха перед устойчивыми эмоциональными контактами;

- лживость, стремление переложить вину на других за свой личные неурядицы; уход от ответственности; стерео­типность поведения, конформизм;

- зависимость, несамостоятельность, тревожность, атарактивность – стремление снизить психологическую напряженность с помощью внешних средств;

- субмиссивность, неспособность отказаться от влия­ния, подчиненности, зависимости.

Именно этот набор качеств в том или ином сочета­нии, при доминировании некоторых из них, и создает об­раз девианта. Но даже при полном наборе этих негативных свойств человек не сразу становится девиантом.

 

Существуют определенные стадии адаптации к де­виантному поведению.

I стадия – это начало отклонения. Оно может быть внезапно вызвано острым переживанием, стрессом, ост­рым психическим состоянием. Начало девиации, как уже отмечалось выше, может быть связано со стигмой. Во мно­гих случаях девиантные поступки еще не являются собст­венно девиантным поведением, но уже рассматриваются обществом как таковое. Так, например, социологические исследования по Пермскому краю показывают, что только 2,8% обращается за помощью к психологу, психотера­певту, хотя в такой помощи нуждается примерно треть. Очевидно, нежелание получить клеймо «психа». Обра­щаться к специалистам такого профиля у нас пока не при­нято. По той же причине многие молодые люди вовремя не обращаются к наркологу, гинекологу и др.

II стадия – выработка аддиктивного или девиантного ритма. Чем интенсивнее факторы, эмоции и чем ниже пси­хологический порог человека, тем чаще аддиктивный ритм (частота курения, приема алкоголя, наркотиков). Частота совершения девиантных поступков, конечно же, зависит от окружения, социальной среды.

III стадия – формирование девиантного поведения как части личности, превращение его в привычку, стерео­тип, появление зависимости. Эта стадия характеризуется тем, что уже не вызывает чувства внутреннего стыда, про­теста, внутреннего напряжения.

IV стадия – девиантное поведение становится доми­нирующим в поведении личности. Представления о нор­мальном поведении у личности почти полностью разру­шены. Моральные нормы, запреты, общественное мнение уже не могут остановить пагубных пристрастий. Так, алко­голик бросает больного ребенка, наркоман готов убить за порцию наркотика, вор убивает жертву из-за жажды обо­гащения и т.д. Именно в этой стадии человек становится особенно опасным для других членов общества.

V стадия – катастрофа. Полное разрушение личности, как моральное, так и физическое (при многих формах де­виации). Эта стадия характеризуется агрессией, апатией, отупением.

Этот процесс можно выразить и в терминологии ро­левой концепции личности:

1) роль девианта;

2) частота исполнения;

3) ролевое поглощение личности;

4) доминирование той или иной роли;

5) разрушение личности ролью.

Большинство видов социальной патологии обуслов­лено не просто индивидуальной ролью, но и заимствован­ным поведением. Сегодня социологи все больше говорят о средовой наркомании, средовой преступности, семейной, групповой алкоголизации. Такое поведение формируется в среде, где есть «примеры для подражания». Поэтому деви­антное поведение – это поведение группы, в которой фор­мируется или находится личность. Следовательно, поведе­ние индивида изменить очень сложно, этот процесс тре­бует изменения поведения всей социальной среды, группы.

Таким образом, девиантное поведение личности складывается из очень многих факторов: личностных, со­циальных, групповых, факторов межличностного общения и межличностного взаимодействия. Большое значение в данном процессе имеет и несовершенство общественных отношений, уровень девиации самого общества.